<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2а-1743/2020
55RS0007-01-2020-002237-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2020 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сафронова М.М. при секретаре судебного заседания Василюк В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пшеничникова Д.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области об оспаривании распоряжения от 12 февраля 2020 года № 14-р «О предоставлении на праве собственности Пшеничникову Д.В. земельного участка с кадастровым номером №», возложении обязанности,
в судебном заседании приняли участие:
от административного истца – Есионова К.А. (по доверенности, л.д. 74-75),
от административного ответчика – Вяткина А.Б. (по доверенности, л.д. 86),
У С Т А Н О В И Л:
12.05.2020 Пшеничников Д.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области.
В обоснование административного иска указано, что административный истец является собственником здания с кадастровым номером №, площадью 368,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, который находится в собственности Российской Федерации.
23.10.2019 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении названного выше земельного участка в собственность без проведения торгов, приложив все необходимые, по мнению административного истца, документы.
По результатам рассмотрения заявления в предоставлении в собственность земельного участка было отказано в связи с тем, что на указанный земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФГУП «ГКНПЦ им.В.М.Хруничева».
В декабре 2019 года право постоянного бессрочного пользования было прекращено, и административный истец 24.12.2019 повторно обратился в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов.
12.02.2020 распоряжением ТУ Росимущества в Омской области № 14-р земельный участок был предоставлен Пшеничникову Д.В. в собственность за плату. Выкупная цена определена административным ответчиком в размере кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 2 012 200,26 руб.
05.03.2020 ТУ Росимущества в Омской области был подготовлен и подписан проект договора № 02-13/2020/2 купли продажи земельного участка, который был передан для подписания Пшеничникову Д.В.
Административный истец выразил свое несогласие с условиями договора в части выкупной цены земельного участка и направил административному ответчику протокол разногласий, ответ на который до настоящего времени административным истцом получен не был.
Просит суд признать недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области от 12.02.2020 № 14-р «О предоставлении на праве собственности Пшеничникову Д.В. земельного участка с кадастровым номером №» в части пункта 2; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменение в распоряжение от 12.02.2020 № 14-р «О предоставлении на праве собственности Пшеничникову Д.В. земельного участка с кадастровым номером №» и установить цену выкупа земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3269 кв.м., адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир нежилое здание, почтовый адрес ориентира: <адрес>, с категорией земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для производственных целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 № 279, в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 50305,01 руб.
В судебном заседании административный истец участия не принимал, о времени и месте рассмотрения извещен надлежаще.
Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, просил в их удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ указано, что при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
Согласно подпункта «б» пункта 4 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.03.2015 № 279 цена земельного участка определяется в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости при продаже: земельного участка, в отношении которого снято ограничение оборотоспособности, или земельного участка, образованного из земельного участка или земель, в отношении которых снято ограничение оборотоспособности, гражданам, юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на указанном земельном участке зданий, сооружений, право собственности на которые возникло в период отнесения соответствующих земельных участков или земель к изъятым из оборота или ограниченным в обороте, но не позднее 1 июля 2012 г., в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 01 июля 2020 года действовал порядок приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене: до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Приказом Росимущества от 29.09.2009 № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» установлено, что ТУ Росимущества в Омской области осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Судом установлено, что Пшеничникову Д.В. принадлежит на праве собственности объект недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 368,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д.31-33).
? доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание принадлежит Пшеничникову Д.В. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 26.08.2015 № № (л.д.19).
11.09.2015 на основании названного свидетельства Управлением Росреестра по Омской области сделана запись регистрации права № №1, а 20.10.2015 Пшеничникову Д.В. было выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.18).
? доли в праве общей долевой собственности на нежилое здание принадлежит Пшеничникову Д.В. на основании договора дарения нежилого помещения от 28.08.2015, заключенного между Пшеничниковой Т.И. и Пшеничниковым Д.В. (л.д.21-23).
21.09.2015 на основании названного договора Управлением Росреестра по Омской области сделана запись регистрации права № №, и 21.09.2015 Пшеничникову Д.В. было выдано свидетельство о государственной регистрации права (л.д.20).
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 3269 +/- 20 кв.м., адрес: установлен относительно ориентира (здания), расположенного в границах земельного участка - <адрес>. Земельный участок находится в собственности Российской Федерации (л.д.34-39).
23.10.2019 административный истец обратился в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов, приложив необходимые документы (л.д.49-50).
28.11.2019 ТУ Росимущества в Омской области направило в адрес Пшеничникова Д.В. письмо № ТУ-03/8220, в котором указало, что предоставление заявителю земельного участка с кадастровым номером № на праве собственности в соответствии с пп.6 п.2 ст.39.6 ЗК РФ не представляется возможным до прекращения АО «ГКНПЦ им.М.В.Хруничева» (правопреемник ФГУП «ГКНПЦ им.М.В.Хруничева») права постоянного (бессрочного) пользования на указанный земельный участок (л.д.52-53).
Как следует из объяснений ТУ Росимуещства в Омской области, ранее, распоряжением ТУ Росимущества в Омской области от 02.12.2015 № 216-р была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях образования земельных участков из земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:3073, согласно которого из данного земельного участка были образованы земельные участки, в том числе и земельный участок с кадастровым номером №. Земельный участок с кадастровым номером № на момент раздела находился в собственности Российской Федерации и был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП «ГКНПЦ им.М.В.Хруничева». Поскольку ФГУП «ГКНПЦ им.М.В.Хруничева» находился в составе оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, то земельный участок с кадастровым номером № был ограниченным в оборотоспособности.
Земельный участок с кадастровым номером № был сформирован непосредственно для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью 368,10 кв.м., принадлежащего на праве собственности Пшеничникову В.И. (предыдущий собственник), что подтверждается протоколом № 6-56 о результатах торгов по продаже на аукционе арестованного имущества от 06.07.2006 (л.д.99-102), дополнительным соглашением к протоколу № 6-56 о результатах торгов по продаже на аукционе арестованного имущества от 06.07.2006 (л.д.103).
Исходя из этого, право собственности на здание возникло у предыдущего собственника (Пшеничникова В.И.) до 01.07.2012 в период отнесения соответствующего земельного участка к землям, ограниченным в оборотоспособности, что свидетельствует о наличии у предыдущего собственника права на приобретение земельного участка по льготной цене (в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка), которым он (Пшеничников В.И.) не воспользовался.
Поскольку в декабре 2019 года право постоянного (бессрочного) пользования АО «ГКНПЦ им.М.В.Хруничева» на названный выше земельный участок было прекращено, то 24.12.2019 Пшеничников Д.В. повторно обратился в ТУ Росимущества в Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов, приложив необходимые документы (л.д.91-92).
Распоряжением ТУ Росимущества в Омской области от 12.02.2020 № 14-р «О предоставлении на праве собственности Пшеничникову Дмитрию Владимировичу земельного участка с кадастровым номером №» (далее – Распоряжение) земельный участок был предоставлен Пшеничникову Д.В. в собственность за плату. Согласно пункта 2 Распоряжения цена выкупа земельного участка была определена в размере кадастровой стоимости, что составляет 2 012 200,26 руб. (л.д.89-90).
05.03.2020 административным ответчиком подготовлен и подписан проект договора № 02-13/2020/2 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, который был направлен для подписания Пшеничникову Д.В. (л.д.40-42).
17.03.2020 не согласившись с условиями договора в части цены выкупа, административный истец составил протокол разногласий, в котором указал, что цена выкупа земельного участка устанавливается в соответствии с п.4 «Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 № 279, в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 50305,01 руб. (пятьдесят тысяч триста пять рублей одна копейка), НДС не облагается (л.д.46-47).
26.03.2020 протокол разногласий был направлен административному ответчику и получен им (л.д.48).
Оценивая доводы сторон, приведенные выше нормы закона, суд заключает, что основным юридическим фактом, который обусловливает право административного истца на приобретение земельного участка по льготной цене в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, является момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность без проведения торгов.
В материалы дела административным истцом представлены сведения об обращении в ТУ Росимущества в Омской области 23.10.2019 и 24.12.2019, сведений о подаче такого заявления предыдущим собственником здания Пшеничниковым В.И. до 21.07.2012 материалы дела не содержат.
При таком положении, суд находит доводы возражений на административное исковое заявление убедительными, а требования Пшеничника Д.В. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Пшеничникову Д.В. отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.М. Сафронов
Решение в окончательной форме принято 27 июля 2020 года