Дело № 2-950/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Шали 30 июня 2016 года
Шалинский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Ибрагимова В.У.,
при секретаре судебного заседания Ахмаровой И.Р.,
с участием в судебном заседании помощника прокурора Шалинского района ЧР Ахмадова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, по исковому заявлению заместителя прокурора Шалинского района ЧР, в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района, о понуждении к устранению нарушений законода-тельства об охране окружающей среды,
,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Шалинского района ЧР обратился в Шалинский городской суд ЧР, в защиту неопределённого круга лиц с исковым заявлением к администрации <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района, о понуждении к устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды. В обоснование своих доводов указывает.
Прокуратурой Шалинского района в мае 2016г. проведена контрольная проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды администрацией <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района (далее - Администрация), по итогам которой установлено следующее.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона, от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) благоустройство территории поселения - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Создание безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований - один из критериев, по которым оценивается работа администрации муниципального образования.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных объектов, а также объектов, созданных человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающих свойствами природных объектов.
Согласно п. 19ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая
освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, в том числе органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующей территории.
При этом согласно ч. 3 ст. 37 Федерального закона № 7-ФЗ при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 613 утверждены Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований (далее - Методические рекомендации), которые устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований.
Указанные Методические рекомендации могут применяться полностью или частично для разработки норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений для применения при проектировании, контроль за осуществлением мероприятий по благоустройству территории, эксплуатации благоустроенных территорий.
Одним из видов деятельности органов местного самоуправления мероприятий по благоустройству территории является озеленение, включающее в себя ландшафтную организацию территории, обеспечивающую формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории муниципального образования.
В соответствии с Методическими рекомендациями органами местного самоуправления принимаются Правила эксплуатации объектов благоустройства, которые разрабатываются с учетом основных принципов по их структуре и содержанию, приведенных в разделе 8 Методических рекомендаций.
Согласно п. 8.2.32 Методических рекомендаций органы местного самоуправления могут на добровольной основе привлекать граждан для выполнения работ по благоустройству и озеленению территории муниципального образования.
При этом привлечение граждан к выполнению работ по благоустройству и озеленению территории муниципального образования следует осуществлять на основании постановления администрации муниципального образования.
Вместе с тем, проверка, проведенная в январе 2016 года, показала, что, несмотря на то, что полномочия по утверждению правил благоустройства территории поселения отнесены к компетенции органов местного самоуправления сельского поселения, соответствующий нормативный правовой акт Администрацией не разработан и не принят.
Изложенные обстоятельства послужили основаниями для внесения 29.01.2016 в адрес главы Администрации представления с требованием об устранении вышеназванных нарушений.
Из полученного ответа на представление следовало, что выявленные нарушения устранены.
Однако в ходе настоящей контрольной проверки установлено, что вышеназванный нормативный правовой акт, не принят.
Отсутствие обозначенного нормативного правового акта создает условия для ненадлежащего исполнения ответственными должностными лицами Администрации возложенных обязанностей в названной сфере правоотношений, что может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также участие в его благоустройстве.
Факт неисполнения законных требований прокурора подтверждается справкой о результатах контрольной проверки.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, истец просит суд - обязать администрацию <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района, в течение месячного срока, со дня вступления решения суда в законную силу, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработать и утвердить правила благоустройства территории сельского поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Ахмадов М.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрация сельского поселения Шалинского муниципального района в судебное заседание не явился. Однако в деле имеется заявление от главы администрации Абуева Б.Д., в котором он указывает, что требования заместителя прокурора Шалинского района признаёт в полном объёме. Ему понятны последствия признания иска. В связи с загруженностью по работе просит рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, считает, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, может быть принято судом.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш ИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Шалинского района Чеченской Республики - удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения Шалинского муниципального района, в течение месячного срока, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 и ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработать и утвердить правила благоустройства территории сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики через Шалинский городской суд ЧР в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий (подпись) В.У. Ибрагимов
Копия верна:
Подлинник решения храниться в гражданском деле №2-950/2016г.
Судья В.У. Ибрагимов