Решение по делу № 2-1521/2024 от 21.02.2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 апреля 2024 года                                                                                г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,

с участием прокурора Олейниковой И.Н.,

при секретаре Суханбирдиевой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном по гражданское дело № 2-1521/2024 по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> на нее набросилась стая бездомных собак, которые укусили сзади за правую голень и ягодицу и разорвали одежду. По прибытию домой, она вызвала скорую помощь, врачи направили ее в травмпункт. В травмпункте ей обработали раны, наложили повязку и сделали прививку от бешенства. В результате полученных травм ей причинены физические и нравственные страдания. Когда она пришла домой, ее дети увидели кровь и также получили нравственные страдания. Кроме того, ей причинен материальный ущерб в виде испорченных брюк, которые порвали собаки, а также затрат лечение. Поскольку администрацией МО «<адрес>» надлежащие меры по регулированию численности безнадзорных животных не принято, истец просит суд взыскать в ее пользу материальный ущерб за поврежденные брюки в размере <данные изъяты> руб., на лечение <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда ее детям в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании ФИО1 требования поддержала, просила удовлетворить.

Остальные участники процесса при надлежащем извещении не явились.

Суд, выслушав сторону, исследовав материалы дела, заключение прокурора, приходит к следующему.

В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме, лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> на ФИО1 набросилась стая бездомных собак, которые укусили сзади за правую голень и ягодицу и разорвали одежду. По прибытию домой, она вызвала скорую помощь, врачи направили ее в травмпункт. В обратился в ГБУЗ <адрес> ей был установлен диагноз «укушенные раны правой ягодицы и голени», обработали раны, наложили повязку и сделали прививку от бешенства. По рекомендации врачей она проходит вакцинацию от бешенства.

Согласно пп. 9.2 и 9.5 Санитарных правил 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденным постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 6 мая 2010 г. №54, к мероприятиям по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей относится в том числе регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства. Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

При этом Федеральным законом от 27 декабря 2018г. №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №498-ФЗ) предусмотрены требования по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них, а также к осуществлению деятельности по обращению с животными без владельца.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Закона №498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 18 Закона №498-ФЗ возврату на прежние места обитания подлежат животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности, после проведения мероприятий по их стерилизации и вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 17 Закона №498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.

Пунктом 7 статьи 18 Закона №498-ФЗ порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу требований статьи 1 Закона Астраханской области от 23 июля 2013г. №32/2013-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области отдельными государственными полномочиями Астраханской области в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения» органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Астраханской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельным государственным полномочием Астраханской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - отдельные государственные полномочия).

Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями со дня вступления настоящего Закона в силу на неопределенный срок.

В соответствии с требованиями статьи 3 указанного Закона Астраханской области от 23 июля 2013г. №32/2013-ОЗ органы местного самоуправления с целью реализации отдельных государственных полномочий имеют право:

1) на обеспечение финансовыми и материальными средствами отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Астраханской области;

3) дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;

4) принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий на основании и во исполнение положений, установленных настоящим Законом.

Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны:

1) осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Астраханской области;

2) предоставлять исполнительным органам государственной власти Астраханской области необходимую информацию, связанную с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также с использованием переданных на эти цели финансовых и материальных средств;

3) обеспечивать целевое использование финансовых и материальных средств, переданных для осуществления отдельных государственных полномочий;

4) определять органы и должностных лиц, ответственных за реализацию передаваемых полномочий;

5) исполнять предписания органов государственной власти Астраханской области по устранению нарушений, допущенных при осуществлении отдельных государственных полномочий;

6) выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области.

Лица, виновные в нарушении положений настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области (статья 9 Закона Астраханской области от 23 июля 2013г. №32/2013-ОЗ).

В силу пункта 13 части 1 статьи 9 Устава муниципального образования «Город Астрахань» органы местного самоуправления муниципального образования «Город Астрахань» имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории муниципального образования "Город Астрахань".

Анализируя приведенные правовые нормы и представленные документы, суд приходит к выводу, что именно администрация муниципального образования «Городской округ город Астрахань» должна осуществлять мероприятия по обращению с животными без владельцев, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Между тем, указанная деятельность осуществляется ненадлежащим образом, что повлекло нападение собак без владельца на ФИО1

Поскольку в судебном заседании установлено, что именно на администрацию МО «Городской округ город Астрахань» должна быть возложена ответственность за ненадлежащее выполнение работ по отлову безнадзорных животных, повлекших причинение вреда здоровью ФИО1, в связи с чем суд приходит выводу о возложении на администрацию обязанности по компенсации морального вреда, причиненного истцу.

Кроме того, пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010г. №1 разъяснено, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, степень вины нарушителя, принципы разумности и справедливости, то обстоятельство, что ФИО1 является инвалидом второй группы, в результате укуса безнадзорных собак перенесла сильнейшее нервное потрясение, выразившееся в нравственных и физических страданиях, находясь на улице, испытывает страх при виде собак, суд полагает возможным взыскать с муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в лице администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» за счет средств казны муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в <данные изъяты>. При этом суд приходит к выводу, что оснований взыскания компенсации морального вреда с ответчика в пользу детей ФИО1 не имеется, поскольку в момент нападения на истца собак несовершеннолетние дети находились дома и не были очевидцами указанных событий.

Также суд приходит к выводу об удовлетворении требований о взыскании с ответчика в пользу истца материального ущерба в <данные изъяты>. за поврежденное собаками имущество (брюки). Доказательства размера материального ущерба в заявленном размере имеются в материалах дела. При это оснований для взыскании затрат на лечение в виде <данные изъяты> руб. не усматривается, поскольку они ничем документально не подтверждены, в связи с чем в данной части иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в лице администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» за счет средств казны муниципального образования «Городской округ город Астрахань» в пользу ФИО1 материальный ущерб в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10.04.2024 года.

Судья                                                                                               Е.А. Рахматулина

2-1521/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лапшина Екатерина Юрьевна
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА АСТРАХАНИ
Суд
Кировский районный суд г. Астрахань
Судья
Рахматулина Е.А.
Дело на сайте суда
kirovsky.ast.sudrf.ru
21.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2024Передача материалов судье
26.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Подготовка дела (собеседование)
18.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
09.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее