Дело № 2а-2199/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 12 октября 2017 года.
Мотивированное решение составлено 13 октября 2017 года.
г. Ступино Московской области 12 октября 2017 года
Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В., при секретаре Филатовой Е.С., с участием представителя административного истца Агаркова Олега Викторовича – адвоката Урекина Владимира Сергеевича, действующего на основании ордера и доверенности, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – Челноковой Ларисы Сергеевны, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агаркова Олега Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения от 04.07.2017 года о приостановлении государственного кадастрового учёта земельного участка, об обязании осуществить государственный кадастровый учёт земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Агарков О.В. обратился в Ступинский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в котором просит признать незаконным решение от 04.07.2017 года № о приостановлении государственного кадастрового учёта земельного участка площадью 4000 кв. м. с кадастровым номером № из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Семёновское, д. Торбеево; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учёт земельного участка площадью 4000 кв. м. с кадастровым номером № из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Семёновское, д. Торбеево, в соответствии с представленным межевым планом от 27.12.2016 года.
Требования административного истца Агаркова О.В. обоснованы тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 04.08.2008 года ему на праве собственности принадлежит земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером № площадью 4000 кв. м., расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Семёновское, д. Торбеево. 29.06.2017 года он обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявление об осуществлении государственного кадастрового учета в части описания местоположения границ указанного земельного участка. К заявлению был приложен межевой план от 27.12.2016 года. Решением административного ответчика от 04.07.2017 года № осуществление государственного кадастрового учета земельного участка было приостановлено в связи с несоответствием межевого плана земельного участка п. 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России № 921 от 08.12.2015 года. Решением апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права Управления Росреестра по Московской области от 10.08.2017 года в принятии к рассмотрению жалобы административного истца отказано. Оспариваемое решение административного ответчика о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка он считает незаконным, так как в соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона «О регистрации недвижимости», ч. ч. 1 и 2 п. 70 Требований к подготовке межевого плана при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» указано, что при уточнении границ земельного участка площадь определялась исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а именно в свидетельстве о государственной регистрации права. В качестве определяющего местоположение границ земельного участка при его образовании использован план на участок земли, передаваемый в собственность, являющийся приложением к свидетельству.
Административный истец Агарков О.В., будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представитель административного истца Агаркова О.В. – адвокат Урекин В.С., действующий на основании ордера и доверенности, в судебном заседании подтвердил изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – Челнокова Л.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административное исковое заявление просила оставить без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица ООО «Землемер» в судебное заседание не явился; о времени и месте судебного разбирательства указанное заинтересованное лицо было извещено надлежащим образом; представило в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л. д. 35).
Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Исходя из положений ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьёй 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, представляемые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.
На основании ст. 22 названного Федерального закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указывается: при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10).
Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном ч. 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
Исходя из положений п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 921 (в редакции от 23.11.2016 года) «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные»; указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административному истцу Агаркову О.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 04.08.2008 года на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4 000 кв. м. с кадастровым номером № из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Семёновское, д. Торбеево, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2008 года и выпиской из ЕГРН (л. д. 15, 16, 36-39).
Границы указанного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (л. д. 36-39).
29.06.2017 года административный истец Агарков О.В. обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в части описания местоположения границ указанного земельного участка (л. д. 9-10)
К заявлению административным истцом были приложены необходимые документы, в том числе изготовленный кадастровым инженером ООО «Землемер» Аристовой И.В. межевой план земельного участка от 27.12.2016 года (л. д. 18-29).
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 04.07.2017 года № осуществление государственного кадастрового учета земельного участка было приостановлено в связи с тем, что межевой план составлен с нарушением требований к оформлению, а именно: в представленном заключении кадастрового инженера отсутствует обосновывающий вывод о результате кадастровым работ по уточнению местоположения границ земельного участка с подтверждением фактического местоположения границ, с использованием картографической основы либо карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Административный истец Агарков О.В. обжаловал данное решение административного ответчика в установленном законом порядке в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (л. д. 13-14).
Апелляционной комиссией принято решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления Фролковой Г.В. (л. д. 17).
В межевом плане земельного участка, предоставленном административным истцом, указан перечень документов, используемых при его подготовке, в том числе свидетельство о государственной регистрации права, план земельного участка, выданный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ступинского района Московской области. Ссылка на эти документы имеется и в заключении кадастрового инженера. Кадастровым инженером использован также фотоплан, полученный с геопортала инфраструктуры пространственных данных, размещенного на сайте Росреестра, который послужил обоснованием местоположения границ уточняемого земельного участка.
План земельного участка, утвержденный председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ступинского района Московской области, является приложением к свидетельству № 0269999; в нем указаны описание границ и конфигурация земельного участка (л. д. 29). Конфигурация земельного участка соответствует конфигурации земельного участка в межевом плане. Споров по границам не выявлено. Площадь земельного участка соответствует площади, указанной в свидетельстве о государственной регистрации и в плане.
Позиция административного ответчика о необходимости предоставлять иное обоснование местоположения границ земельного участка, как описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены границы земельного участка; сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности 15 и более лет, не соответствует требованиям закона, так как данное обоснование применяется в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка.
В данном случае административным истцом представлены необходимые документы, подтверждающие площадь и местоположение границ земельного участка.
Поскольку административным истцом Агарковым О.В. вместе с заявлением для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в части описания местоположения его границ представлены все необходимые документы, и при этом межевой план земельного участка оформлен в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
При указанных обстоятельствах оспариваемое административным истцом решение административного ответчика о приостановлении государственного кадастрового учёта земельного участка является незаконным, нарушает права и законные интересы Агаркова О.В., являющегося собственником земельного участка.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Агаркова Олега Викторовича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 04.07.2017 года № о приостановлении государственного кадастрового учёта земельного участка площадью 4000 кв. м. с кадастровым номером № из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Семёновское, д. Торбеево.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учёт земельного участка площадью 4000 кв. м. с кадастровым номером № из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Московская область, Ступинский район, сельское поселение Семёновское, д. Торбеево, в соответствии с представленным межевым планом от 27.12.2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Федеральный судья Е.В. Есин