Дело № 12 -8/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
пгт. Сернур 16 марта 2020 года
Судья Сернурского районного суда Республики Марий Эл Игнатьева Э.Э., с участием Яндимирова В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Яндимирова ФИО1 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 декабря 2019 года, которым
Яндимиров ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> ранее не привлекавшийся к административной ответственности за однородные правонарушения, |
привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО4 Яндимиров В.И., ранее замещавший должность руководителя МУ «<данные изъяты>», привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Яндимиров В.И. обратился с жалобой в суд, указывая, что выводы должностного лица о наличии в его действиях состава административного правонарушения противоречат законодательству РФ и фактическим обстоятельствам дела, а также имеющимся доказательствам. Подписанный им 12 января 2018 года договор аренды №, в частности, его форма, не соответствует требованиям ГК РФ, не достижение соглашения по существу договора – о предмете аренды, свидетельствует о незаключенности договора. Должностным лицом администрации МО «Сернурский муниципальный район» 28 октября 2019 года заключено дополнительное соглашение к договору № аренды муниципального нежилого помещения от 12 января 2018 года. Решение о предоставлении муниципального имущества принималось не им, а главой администрации Сернурского муниципального района. Следовательно, он не является субъектом вмененного административного правонарушения. Вместе с тем, законность действий администрации МО «Сернурский муниципальный район» по передаче муниципального имущества <данные изъяты>» по договору аренды без проведения торгов подтверждена вступившим в законную силу решением арбитражного суда <данные изъяты>. Кроме того, он не был извещен о дате и времени заседаний Комиссии Марийского УФАС России, в связи с чем его право на защиту было нарушено, он был лишен возможности реализовать принадлежащие ему процессуальные права на этапе административной процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании Яндимиров В.И. поддержал изложенные в жалобе доводы в полном объеме.
Представитель административного органа - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения Яндимирова В.И., исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 14.32 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Целью названной статьи является обеспечение соблюдения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).
В силу ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 17.1 Закона, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Согласно подпунктам 7 и 17 части 1 статьи 4 рассматриваемого Закона конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. И напротив, предоставление муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права в отношении такого имущества.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.9 КоАП РФ, составляет нарушение запретов, предусмотренных Законом о защите конкуренции, на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов и организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из обжалуемого постановления следует, что должностное лицо – ранее замещавший должность руководителя МУ «Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами МО «Сернурский муниципальный район» Яндимиров В.И. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ за заключение между МУ «<данные изъяты>» Сернурского муниципального района и ОАО «<данные изъяты>» договора от 12 января 2018 года № аренды муниципального нежилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м.
Договор аренды нежилых помещений заключен с ОАО «<данные изъяты>» в нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации без проведения процедуры торгов.
В соответствии с пунктом 1.5 договора срок аренды устанавливается с 12 января 2018 года на срок шесть последовательных календарных месяцев.
Пунктом 4.1 договора предусмотрено, что существенным нарушением условий договора для досрочного его расторжения являются: нарушение п.п. 2.2.2, 2.2.4, 2.2.9, 2.2.15, 2.2.18; не использование помещения по назначению в течение 2 месяцев подряд.
В соответствии с п. 5.1 договор прекращает свое действие по окончании срока, оговоренного в п. 5 раздела 1, где указано, что срок аренды устанавливается с 12 января 2018 года на срок шесть последовательных календарных месяцев, либо в любой срок по соглашению сторон.
Согласно пункту 27 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 года № 67, информация о проведении конкурсов или аукционов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, без взимания платы.
Вместе с тем, информация о проведении аукциона на право заключения договора (соглашения) аренды на вышеуказанное помещение на официальном сайте не размещена, торги в установленном порядке не проводились.
Решением Марийского УФАС России от 10 октября 2019 года по делу № признан факт нарушения муниципальным учреждением «<данные изъяты>» ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в передаче ОАО «<данные изъяты>» в аренду муниципального имущества по договору аренды муниципального нежилого помещения № от 12 января 2018 года без проведения торгов.
В связи с выявленным нарушением, 17 декабря 2019 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Марийского УФАС России ФИО9 в отношении ранее замещавшего должность руководителя МУ «<данные изъяты> МО «Сернурский муниципальный район» Яндимирова В.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Факт совершения Яндимировым В.И. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, объективно подтверждается представленными материалами дела: решением по делу о нарушении антимонопольного законодательства № от 10 октября 2019 года; договором № от 12 января 2018 года, актом приема-передачи в аренду нежилого помещения, протоколом об административном правонарушении №, иными материалами дела.
Собранные по данному делу об административном правонарушении доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд считает правильным вывод административного органа о наличии в действиях должностного лица, ранее замещавшего должность руководителя МУ «<данные изъяты> МО «Сернурский муниципальный район», Яндимирова В.И. состава вменяемого административного правонарушения.
Существенных нарушений норм процессуального права по делу не установлено.
Доводы о не извещении Яндимирова В.И. о дате и времени заседания Комиссии Марийского УФАС России не влекут отмены вынесенного постановления, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении, возбужденного по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, Яндимиров В.И. имел возможность осуществлять свои права в соответствии с нормами КоАП РФ, получал соответствующие уведомления о составлении протокола об административном правонарушении, имел возможность довести до административного органа свои возражения по делу.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Распоряжением главы администрации Сернурского муниципального района от 17 апреля 2012 года № Яндимиров В.И. назначен на должность руководителя МУ «<данные изъяты>» с 18 апреля 2012 года.
В соответствии с должностной инструкцией руководителя <данные изъяты>, утв. распоряжением главы администрации Сернурского муниципального района от 19 декабря 2008 года №, руководитель Отдела распоряжается в соответствии с действующим законодательством имуществом и средствами, закрепленными за Отделом, подписывает в установленном порядке договоры аренды, безвозмездного пользования и иного пользования имуществом, находящимся в собственности МО «Сернурский муниципальный район».
Заключив договор аренды нежилого помещения без проведения конкурса, Яндимиров В.И. допустил неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих служебных обязанностей, совершил действия, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, и которые создали условия для наступления последствий в виде недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Доводы Яндимирова В.И. о том, что он не является субъектом административного правонарушения, не соответствуют фактическим обстоятельствам его совершения.
Яндимиров В.И., являясь должностным лицом, обладал полномочиями по заключению договоров и соглашений, следовательно, обязан был обеспечивать соблюдение антимонопольного законодательства.
Оснований для применения в отношении Яндимирова В.И. положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку характер административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ, степень общественной опасности охраняемых государством интересов в области конкуренции, не позволяют сделать вывод о его малозначительности.
Наказание в виде административного штрафа назначено Яндимирову В.И. в установленные сроки давности привлечения к административной ответственности, с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ – является минимальным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл ФИО4 о привлечении Яндимирова ФИО1, ранее замещавшего должность руководителя МУ «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей – оставить без изменения, жалобу Яндимирова В.И. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение десяти суток с момента получения копии решения.
Судья Э.Э. Игнатьева