дело №2-3545/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Емельяново «27» августа 2015 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего – судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре – Рудикове С.Н.
с участием прокурора Свириденко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным, отмене решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ №, о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № ФИО2
Требования мотивированы тем, что решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 зарегистрирована кандидатом в депутаты <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №. Считает указанное решение избирательной комиссии незаконным, нарушающим равные избирательные права кандидатов, поскольку оно принято с существенным нарушением норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002г. (далее по тексту ФЗ № 67-ФЗ) и <адрес> «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ. (далее по тексту - <адрес> № 8-1411). Так, для регистрации кандидат ФИО2 представила заявление о согласии баллотироваться, указав принадлежность к политической партии «Патриоты России», и свой статус – член политической партии «Патриоты России», председатель комитета Зеледеевского первичного отделения политической партии «Патриоты России» в <адрес>. Эти же сведения воспроизведены в подписных листах кандидата ФИО2 Однако наряду с другими документами ФИО2 не представила избирательной комиссии документ, подтверждающий принадлежность к партии и ее статус в ней, подписанный уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения, либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, что является нарушением закона и основанием для отказа в регистрации, выразившиеся в создании одному из кандидатов наиболее благоприятных условий проведения избирательной компании в сравнении с другими кандидатами.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, была извещена, доверила представлять свои интересы представителю.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО5 (действующий по доверенности) поддержал заявленные требования, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
В судебном заседании ФИО2 и ее представитель ФИО6 против заявленных требований возражали, поскольку нарушений при регистрации кандидата ФИО2 допущено не было. Указывали на то, что кандидат только вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии. Все необходимые документы были предоставлены в Избирательную комиссию своевременно, что подтверждается протоколом получения документов о выдвижении кандидата. Остальная информация о кандидате, в случае непредставления подтверждения кандидатом, считается незаявленной.
Представитель избирательной комиссии Муниципального образования <адрес> ФИО7 (действующий по доверенности) в судебном заседании пояснил, что нарушений со стороны территориальной избирательной комиссии <адрес> не было. Непредставление ФИО2 документа о своем заявленном статусе в партии, не является препятствием для регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 11.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителя не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» предусмотрено самовыдвижение кандидатов путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. В поддержку самовыдвижения кандидатов должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном пунктом 8 статьи 24 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к Федеральному закону. Указанная форма подписного листа содержит примечание, что если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе после сведений о месте жительства кандидата или после сведений о судимости кандидата. Таким образом, указание в подписном листе сведений о принадлежность к политической партии и статусе в данной политической партии кандидата является обязательным.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении, наряду с иными данными о кандидате, указывается его принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении.
Пунктом 2.2 рассматриваемой статьи установлено, что к заявлению, предусмотренному пунктом 2 данной статьи, прилагаются: а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина; б) копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Требований об обязательном предоставлении также копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения о принадлежности к политической партии, либо иному общественному объединению и статус в данной политической партии либо данном общественном объединении указанная норма не содержит.
Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате не соответствуют действительности.
Согласно ч. 13 ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.
В силу требований подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно п.9 ст.20 ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.
На основании п.1 ст.25 ФЗ № 67-ФЗ - окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.
Аналогично названным нормам п.2. ст. <адрес> № «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» определено, что в отсутствие образования окружных избирательных комиссии, их функции выполняют избирательные комиссии муниципального образования.
Судом установлено, что Решением Избирательной комиссии муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № возложены на Избирательную комиссию муниципального образования <адрес>. Указанное решение опубликовано в газете муниципального образования <адрес> – «Емельяновские веси».
Законность действий по возложению полномочий Окружных избирательных комиссий на избирательную комиссию муниципального образования <адрес>, подтверждается также статьей 2 «Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных Комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий», утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №
Как следует из материалов дела, ФИО2 для регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов <адрес> по одномандатному избирательному округу № представлены документы в окружную избирательную комиссию <адрес>, в том числе заявление о согласии баллотироваться, с указанием принадлежности к политической партии «Патриоты России», и свой статус – член политической партии «Патриоты России», председатель комитета Зеледеевского первичного отделения политической партии «Патриоты России» в <адрес>. Эти же сведения воспроизведены в подписных листах кандидата ФИО2
Кроме того, ФИО2 в соответствии с п. 2.2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предоставлены обязательные документы – паспорт, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Между тем, наряду с другими документами ФИО2 не представила избирательной комиссии – документ, подтверждающий принадлежность к партии и ее статус в ней.
Однако указанный недостаток не влечет отказ в регистрации кандидата, поскольку не входит в ограниченный перечень, предусмотренный п. 22-26 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку кандидат вправе указывать принадлежность к политической партии. Ссылка заявителя на положения подпункта «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, предусматривающего основанием отказа в регистрации кандидата – отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является несостоятельной, поскольку документы, подтверждающие принадлежность к партии и ее статус в ней, в данной ситуации не являются обязательными, т.к. кандидат выдвигался не политической партией, а выставил свою кандидатуру самостоятельно.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о том, что факт выражения воли кандидата на указание своей принадлежности к политической партии возможен только при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии. Поскольку кандидатом в депутаты ФИО2 к заявлению не был приложен документ, подтверждающий указанные сведения, то в данном случае окончательного подтверждения воли ФИО2 на раскрытие о себе дополнительных сведений и указание своего отношения к политической партии и ее статуса в данной партии не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата в депутаты ФИО2
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований ФИО1 об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № о регистрации кандидатом в депутаты <адрес> Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № ФИО2, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 27.08.2015 г.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Емельяновского районного суда Е.Н. Горбачева