УИД: 51RS0№-43
Дело №
Решение в окончательной форме изготовлено 26.05.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2022 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Тищенко Г.Н.,
при ведении протокола помощником судьи ФИО6,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО7,
представителя третьего лица ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Комитету имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Комитету имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО3 в январе 1997 года работала в должности дворника в «ЖИЛЭКС». ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации <адрес> №р и служебного ордера № ФИО3 на состав семьи из пяти человек выделено жилое помещение в виде служебной двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истцы (дети ФИО3) пользуются и проживают в спорной квартире, несут бремя её содержания. С целью участия в приватизации ФИО1 обратилась в Комитет имущественных отношений <адрес> с заявлением о приватизации указанного жилого помещения и передаче его в собственность, однако в этом ему было отказано со ссылкой на то, что жилые помещения, относящиеся к служебным, не подлежат приватизации.
Просили признать за ФИО1, ФИО2 права собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> порядке приватизации.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Истец ФИО1, представитель ФИО2 - ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения на исковое заявление, в которых указал, что спорная квартира относится к категории служебных жилых помещений, было предоставлено ФИО3 именно как служебное жилое помещение. Данное помещение было принято в муниципальную собственность в 1996 году. С указанного времени собственник помещения и статус данного помещения не менялись. Просил отказать в удовлетворении исковых требований ввиду невозможности приватизации служебных жилых помещений.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица – администрации <адрес> в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала позицию Комитета имущественных отношений <адрес>.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 названного закона приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
Положениями ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
По общему правилу не подлежат приватизации служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных. Однако приватизация служебного жилья (жилья, утратившего статус служебного) возможна в следующих случаях (ст. ст. 4, 18 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1; Обзор, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ):
1. Собственник жилищного фонда или уполномоченный им орган с согласия собственника принимает решение о приватизации служебного жилого помещения. При этом необходимо учитывать, что принятие соответствующего решения - право, а не обязанность собственников помещений.
2. Служебное жилое помещение, которое было закреплено за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с переходом указанных организаций в иную форму собственности либо при их ликвидации передано в ведение органов местного самоуправления, то есть в муниципальную собственность. Такие жилые помещения утрачивают статус служебных и могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что приватизация возможна только тех жилых помещений, которые включены в государственный или муниципальный жилищный фонд.
Судом установлено, что согласно выписке из реестра муниципального имущества жилое помещение по адресу: <адрес> входит в состав муниципальной казны <адрес>.
По информации ГОБУ «МФЦ МО» в служебном жилом помещении общей площадью 45,2 кв.м. состоящей из двух комнат по адресу: <адрес> зарегистрированы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
На основании служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 в связи с работой в «ЖИЛЭКС» предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> на состав семьи 5 человек – ФИО9 (сын), ФИО2 (сын), ФИО10 (дочь), ФИО1 (сын).
Приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ № отделу приватизации жилого фонда предписано передать в собственность гражданину ФИО11 две комнаты площадью 33,05 кв.м. в четырехкомнатной квартире по адресу: <адрес> по договору мены на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>.
Согласно договору мены от ДД.ММ.ГГГГ комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> меняет две комнаты площадью 33,0 кв.м. в четырехкомнатной квартире по адресу: <адрес> на принадлежащую ФИО11 двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>.
На договоре имеется оттиск штампа о том, что жилая <адрес> в <адрес> зарегистрирована в ГУПТИ для государственного учета за Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> на основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГ, записано в реестровую книгу № реестр № стр. №.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предписано отнести к категории служебных жилые помещения в домах МП «Жилэкс» Октябрьского административного округа, МПКН «Севжилэксплуатация» Ленинского административного округа, войсковой части 20346, МП-2 ЖКХ Первомайского административного округа согласно Приложению №.
Из приложения № следует, что в список жилых помещений, отнесенных к категории служебных, включена квартира по адресу: <адрес>.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса ФИО4), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса ФИО4 решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса ФИО4 служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе ФИО4 народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса ФИО4 порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством ФИО4.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного ФИО4 народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса ФИО4 на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского ФИО4 народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается ФИО4.
Как следует, из материалов дела спорное жилое помещение не предоставлялось ФИО3. для постоянного проживания в установленном законом порядке, напротив, из служебного ордера № от ДД.ММ.ГГГГ прямо следует, что спорное жилое помещение предоставлено как служебное в связи с работой ФИО3 в «ЖИЛЭК».
Таким образом, учитывая постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № судом бесспорно установлено, что квартира предоставлялась в качестве служебной, выдавался служебный ордер.
При этом, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.
В отношении служебного жилого помещения действует запрет на передачу в собственность граждан в силу статьи 4 Закона Российской Федерации N 1541-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", данное помещение не может предоставляться гражданам на условиях договора социального найма.
Доказательств изменения статуса указанного жилого помещения и его исключения из служебного жилищного фонда в установленном законом порядке в процессе рассмотрения дела предоставлено не было, напротив из представленных в материалы дела документов следует, что спорное жилое помещение как на момент предоставления ФИО3 так и по настоящим момент является муниципальной собственностью и отнесено к категории служебного.
Доказательств предоставления ФИО3 спорного жилого помещения в установленном законом порядке по договору социального найма материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2 к Комитету имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 к Комитету имущественных отношений <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Г.Н. Тищенко