Дело № 2-1222/2023
34RS0006-01-2022-005789-90
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 21 марта 2023 года
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Харьковой Д.Р.,
с участием:
помощника прокурора Советского района г. Волгограда Романова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камышинского городского прокурора в интересах Авериной Татьяны Николаевны к Комитету здравоохранения Волгоградской области о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом и взыскании денежных средств за приобретенные лекарственные средства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Камышинского городского прокурора Волгоградской области обратился в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в суд в интересах Авериной Т.Н. к Комитету здравоохранения Волгоградской области о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом, указав, что Аверина Т.Н. состоит на учете в ГБУЗ «Центральная городская больница адрес» с диагнозом Ф.И.О.7
Однако, в нарушение требований действующего законодательства о порядке бесплатного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, Ф.И.О.1 рецепты на лекарственный препарат «салметерол+флутиказон» при обращении пациентки в ГБУЗ «Центральная городская больница адрес» в августе 2022 года выписаны не были. Так, последний раз льготный рецепт на медицинское изделие «салметерол+флутиказон» выписан дата в количестве 1 ингалятора на 120 доз. При этом, Ф.И.О.1 необходимо получать указанное медицинское изделие в количестве 1 ингалятора – 120 доз на курс терапии на месяц. Таким образом, за период с дата по дата Ф.И.О.1 должна была быть обеспечена 1 медицинским изделие «ингалятором» «салметерол+флутиказон» ( из расчета один ингалятор в месяц). Кроме того, Ф.И.О.1 проходила стационарное лечение в терапевтическом отделении с дата по дата. По результатам проведенного лечения рекомендовано по жизненным показаниям принимать препарат МНН «Сальметерол+флутиказон» 25+250 мкг\доза по торговому наименованию «Серетид». дата на врачебной комиссии Ф.И.О.1 рекомендовано медицинское изделие «иные данные В связи с чем Ф.И.О.1 была вынуждена приобрести за свой счет в аптечном учреждении ООО «Мир здоровья» адрес медицинское изделие «Сальметерол+флутиказон» стоимостью 1367 рублей, товарный чек номер от дата, кассовый чек от дата. На основании изложенного, с четом уточненных исковых требования, просит суд обязать ГБУЗ «Центральная городская больница адрес» выписывать Ф.И.О.1, рецепты на медицинское изделие «ингалятор» международное непатентованное наименование «салметерол+флутиказон» по торговому наименованию «серетид» из расчета 1 ингалятор на 120 доз в месяц до момента отмены по медицинским показаниям, взыскать с Комитета здравоохранения адрес в пользу Ф.И.О.1 денежные средства в сумме 1367 рублей за траченных на приобретение медицинского изделия, предоставляемого бесплатного гражданам, страдающим бронхиальной астмой.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Волгограда романов В.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям указанным в иске.
Истец Аверина Т.Н. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела извещена надлежащем образом.
Представитель ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности Вострикова Н.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Центральная городская больница» в судебное заседание не явился о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Статьей 6.1 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ) определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ).
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно части 1 статьи 37 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37 ФЗ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ).
В силу части 4 ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти стандартов медицинской помощи, определяющих, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре.
При этом, в силу ч. 7 ст. 44 Федерального закона 323-ФЗ, обеспечение указанных лиц лекарственными препаратами осуществляется по перечню, утвержденному Правительством РФ и сформированному в установленном им порядке, в связи с чем, полномочия Министерства здравоохранения РФ по обеспечению больных семи нозологиями (7ВЗН) ограничиваются рамками указанного перечня. Аналогичное положение содержит пункт 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 г. N 1155, регулирующий порядок закупки лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения указанных выше лиц.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 73 Федерального закона N 323-ФЗ медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Порядка от 14.01.2019 назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.
При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.
Аналогичный порядок действует и в настоящее время в соответствии с Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1094н.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, согласно пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.
Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям находится в компетенции врачебной комиссии медицинской организации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Аверина Т.Н. состоит на учете в ГБУЗ «Центральная городская больница г. Камышина» с диагнозом иные данные
Авериной Т.Н. в 2012 году рекомендовано для лечения использование медицинского изделия ингалятора «салметерол+флутиказон» 25+250 мкг\доза, по 2 вдоха утром, 2 вдоха вечером.
Таким образом, в целях лечения бронхиальной астмы Аверина Т.Н. вправе получать лекарственный препарат «салметерол+флутиказон» (аэрозоль для ингаляций дозированный, капсулы с порошком для ингаляций, порошок для ингаляций дозированный).
Кроме того, Ф.И.О.1 проходила стационарное лечение в терапевтическом отделении с дата по дата. По результатам проведенного лечения рекомендовано по жизненным показаниям принимать препарат МНН «Сальметерол+флутиказон» 25+250 мкг\доза по торговому наименованию «Серетид».
дата на врачебной комиссии Ф.И.О.1 рекомендовано медицинское изделие «Сальметерол+флутиказон» 25+250мкг\доза по торговому наименованию «Серетид» от дата направлено письмо в Комитет здравоохранения о необходимости получения препарата по торговому наименованию.
Обращаясь с заявленными требованиями, истец указывает что в нарушение требований действующего законодательства о порядке бесплатного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, Ф.И.О.1 рецепты на лекарственный препарат «салметерол+флутиказон» при обращении пациентки в ГБУЗ «Центральная городская больница адрес» в августе 2022 года выписаны не были. Так, последний раз льготный рецепт на медицинское изделие «салметерол+флутиказон» выписан дата в количестве 1 ингалятора на 120 доз, тогда как Ф.И.О.1 необходимо получать указанное медицинское изделие в количестве 1 ингалятора – 120 доз на курс терапии на месяц. Льготный рецепт на медицинское изделие «Сальметерол+флутиказон» 25+250 мкг\доза в августе 2022 года не выписан.
Между тем, согласно представленным в материалы дела документам Комитета здравоохранения адрес усматривается, что исходя из сведений карточки обеспечения пациента ЛС, Ф.И.О.1 в спорный период была обеспечена рецептами на медицинское изделие «ингалятор» международное непатентованное наименование «салметерол+флутиказон» по торговому наименованию «серетид» из расчета 1 ингалятор на 120 доз в месяц, в связи с чем данные исковые требования в указанной части необоснованны и удовлетворению не подлежат.
Разрешая исковые требования о взыскании расходов на приобретённый медицинский препарат, суд приходит к выводу об их удовлетворении ввиду следующего.
Так, Ф.И.О.1 приобрела за свой счет в аптечном учреждении ООО «Мир здоровья» адрес медицинское изделие «Сальметерол+флутиказон» стоимостью 1367 рублей, что подтверждается товарным чеком номер от дата и кассовым чеком от дата.
В силу ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ст. 80 Федерального закона от дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановления Правительства РФ от дата N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" Ф.И.О.1 имеет право на бесплатное амбулаторное лечение имеющегося у нее заболевания.
В соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона от дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 81 Федерального закона N 323-ФЗ, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой устанавливается перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Комитет здравоохранения, согласно Постановлению администрации адрес от дата номер-п, Постановлению адрес от дата номер,, как орган исполнительной власти адрес, реализующий государственную политику в сфере здравоохранения, обладает широкими полномочиями, включая вопросы лекарственного обеспечения населения адрес, в том числе, обеспечения лекарственными препаратами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также функции главного распорядителя и получателя средств бюджета адрес, предусмотренных на содержание Комитета и реализацию возложенных на него функции.
Согласно пункту 1 статьи 1102 названного кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Поскольку одной из основных задач Комитета является организация лекарственного обеспечения в том числе, льготного при амбулаторном обслуживании, в связи с чем, именно Комитет здравоохранения несет ответственность за осуществление указанной деятельности.
При таких обстоятельствах, установив фактические обстоятельства дела, а именно что Ф.И.О.1 понесла расходы на приобретение по жизненным показаниям лекарственного препарата, возложенные на Комитет здравоохранения адрес обязанности надлежащим образом не выполнены, что нарушает право Ф.И.О.1 на жизнь и здоровье, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд считает заявленные требования обоснованными и полагает необходимым взыскать с Комитета здравоохранения адрес в пользу Ф.И.О.1 денежные средства в сумме 1367 рублей за траченных на приобретение медицинского изделия, предоставляемого бесплатного гражданам, страдающим бронхиальной астмой.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Камышинского городского прокурора в интересах Ф.И.О.1 к Комитету здравоохранения адрес о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом и взыскании денежных средств за приобретенные лекарственные средства, - удовлетворить частично.
Взыскать с Комитета здравоохранения адрес в пользу Ф.И.О.1 денежные средства в сумме 1367 рублей за траченных на приобретение медицинского изделия, предоставляемого бесплатного гражданам, страдающим бронхиальной астмой, отказав в остальной части исковых требований.
В удовлетворении исковых требований Камышинского городского прокурора в интересах Ф.И.О.1 к Комитету здравоохранения адрес о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Советский районный суд Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен дата.
Судья: подпись Макарова Т.В.
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи Т.В.МакароваСекретарь с/з Ф.И.О.5 дата |
иные данные |
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные
иные данные