Дело № 2-1938/2023
22RS0068-01-2023-000254-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2023 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Аникиной Л.А.,
при секретаре Гараниной Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Берглизовой Татьяны Петровны, Машкова Алексея Николаевича, Кочетковой Ольги Ивановны к комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Берглизова Т.П., Машков А.Н., Кочеткова О.И. обратились в суд с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности произвести капитальный ремонт конструкций жилого дома.
В обоснование исковых требований истцами указано на то, что они являются собственниками жилых помещений в .... А по .... в .....
Жилой дом эксплуатируется в течение 51 года без проведения капитального ремонта. В связи с этим имеется необходимость в его проведении, что подтверждается также заключением строительно-технической экспертизы по обследованию конструкций крыши и кровли жилого дома, выполненным ООО «Алтайский экспертно-проектный центр «Спектр».
В соответствии с выводами экспертного заключения необходим капитальный ремонт крыши: полная замена железобетонных плит и кровельной изоляции.
Дом включен в программу капитального ремонта кровли на 2026-2028 года.
В программу по капитальному ремонту до даты приватизации первого жилого помещения дом не был включен.
Учитывая, что истцы имеют право на благоприятные и безопасные условия проживания, а также то, что жилой дом эксплуатируется с 1971 года без проведения капитальных ремонтов, полагают, что в настоящее время имеется необходимость его выполнения в соответствии с требованиями ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», поскольку за бывшим наймодателем сохраняется неисполненная на момент первой приватизации помещения в доме обязанность производить капитальный ремонт дома с учетом норм содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
При этом возможность проведения капитального ремонта в рамках региональной программы не освобождает бывшего наймодателя от выполнения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, поскольку такая обязанность сохраняется у него до исполнения данной обязанности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст.ст. 166, 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 5 Закона Алтайского края «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края», истцы просили возложить обязанность на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда произвести финансирование некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: .... А, в объеме работ, указанном в заключении экспертов от ДД.ММ.ГГГГ №, составленном ООО «Алтайский экспертно-проектный центр «Спектр»: полная замена железобетонных плит и кровельной изоляции.
Возложить обязанность на некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» принять в пределах своей компетенции меры для актуализации плана реализации краевой программы капитального ремонта многоквартирных домов путём включения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: .... в объеме перечисленных средств комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в план капитального ремонта на следующий после перечисления денежных средств год и организовать работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...., указанные в заключении экспертов от ДД.ММ.ГГГГ №, составленном ООО «Алтайский экспертно-проектный центр «Спектр»: полная замена железобетонных плит и кровельной изоляции.
В ходе рассмотрения дела истцы с учетом результатов судебной экспертизы заявленные исковые требования изменили.
С учетом изменения исковых требований, в окончательной редакции истцы просят возложить обязанность на комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула перечислить денежные средства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда на счет некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ...., в сумме <данные изъяты> руб., объеме работ, указанном в заключении экспертов от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Региональный центр оценки и экспертизы»:
- замена железобетонных ребристых плит кровли, либо устройство скатной кровли, восстановление вентиляционных шахт;
- разработка проектной документации,
возложить обязанность на некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в соответствии с краткосрочным планом реализации в .... краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» 2014-2043 годы, утвержденным приказом Минстроя Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ, организовать в ДД.ММ.ГГГГ году работы по капитальному ремонту дома по адресу ...., в объеме перечисленных КЖКХ г. Барнаула денежных средств:
- замена железобетонных ребристых плит кровли, либо устройство скатной кровли, восстановление вентиляционных шахт;
- разработка проектной документации.
Распределить судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В судебное заседание истцы не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель истцов в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требованиях настаивал, ссылаясь на то, что обоснованность заявленных требований подтверждена заключением судебной экспертизы; дополнительно пояснил о том, что согласно письма некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в 2024 году планируется проведение капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу ....
Представитель ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула в судебном заседании возражала против удовлетворения требований; ссылалась на то, что на дату приватизации первого жилого помещения многоквартирный дом не находился в муниципальной собственности, что согласно ч. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что обязательство у органа местного самоуправления по организации капитального ремонта указанного дома не возникло; также привела доводы о том, что срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта; при этом капитальный ремонт должен осуществляться региональным оператором согласно порядку и срокам, установленным программой; проведение капитального ремонта запланировано на 2024 год, оснований для ускорения посредством решения суда не имеется; наряду с указанным, просила установить больший срок для исполнения решения суда.
Представитель ответчика некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в судебном заседании возражал против удовлетворения требований; ссылалась на то, что на дату приватизации первого жилого помещения многоквартирный дом не находился в муниципальной собственности, что согласно ч. 1 ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что обязательство у органа местного самоуправления по организации капитального ремонта указанного дома не возникло; капитальный ремонт выполняется в сроки установленные программой. Согласно краткосрочного плана реализации в 2023-2025 годах краевой программы, капитальный ремонт спорного дома запланирован на 2024 год, тем самым права истцов не нарушены. При распределении судебных расходов просил учесть тот факт, что некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» права истцов не нарушала.
Представитель третьего лица администрации г. Барнаула в судебном заседании возражал против удовлетворения требований; поддержала позицию ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, ссылаясь на то что истцы не доказали необходимость капитального ремонта на дату первой приватизации; удовлетворение требований повлечет нарушение интересов иных лиц, так как есть определенная очередность.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены в установленном порядке.
Суд с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено и подтверждается материалами дела, истцы являются собственниками жилых помещений в доме по .... А в .....
Согласно выписки из ЕГРН ФИО4 принадлежит ? доли в праве собственности на ....; ФИО3 на праве собственности принадлежит .... ; ФИО5 на праве собственности принадлежит .....
Как следует из материалов инвентарного дела на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ...., дом построен и сдан в эксплуатацию в 1971 году.
Дата приватизация первого жилого помещения в доме – ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный жилой дом включен в краевую программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы, утвержденную постановлением администрации Алтайского края от 27.03.2014г. № 146.
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
В силу п. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено принимать решения о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилого фонда.
Статьей 141 ЖК РСФСР была установлена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета (ст. 149 ЖК РСФСР).
Исходя из системного толкования указанных положений, обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя и не исполненная им на момент приватизации, сохраняется до исполнения обязательства и не может быть возложена на нового собственника приватизированной квартиры, эта обязанность сохраняется у того субъекта, у которого она возникла.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Ранее действовавшая редакция указанной статьи предусматривала, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется: соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения; учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» наймодателем по договору жилищного найма выступал собственник государственного или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо.
При этом, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 01.03.2012г. № 389-О-О, определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 года № 1334-О-О и от 14 июля 2011 года № 886-О-О).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса РФ в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» указано, что изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, т.е. обязывает прежних наймодателей жилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения.
Законодательное определение механизма исполнения бывшими наймодателями жилых помещений в многоквартирных домах государственного и муниципального жилищных фондов обязанности по проведению капитального ремонта нуждавшихся в нем домов было обусловлено реализацией предписаний, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года № 10-П, которым федеральному законодателю было поручено установить такого рода механизм, согласованный с закрепленным Жилищным кодексом Российской Федерации порядком проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (пункт 1 резолютивной части).
Исходя из этого Федеральным законом от 20 декабря 2017 года № 399-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 190.1, устанавливающей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение такого ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, а в статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» было внесено уточнение в виде отсылки к жилищному законодательству Российской Федерации в части установления порядка проведения капитального ремонта указанных многоквартирных домов бывшим наймодателем (Определение Конституционного Суда РФ от 12.03.2019г. № 577-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положения статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, до возложения бремени содержания общего имущества дома на граждан, приватизировавших квартиры в таком доме, бывший наймодатель обязан исполнить обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.
Механизм участия бывшего собственника многоквартирного дома в проведении капитального ремонта установлен положениями ст. 190.1 ЖК РФ, регулирующей особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 190.1 ЖК РФ в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее - бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.
Согласно ч. 2 данной статьи, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 3 ст. 190.1 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
3) ремонт крыши;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
5) ремонт фасада;
6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, предусмотрен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. № 170.
В целях определения нуждаемости жилого дома в проведении капитального ремонта, вида ремонтных работ и их необходимого объема на дату первой приватизации в доме (1992 год) судом по настоящему делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы, выполненной ООО «Региональный центр оценки и экспертизы», № от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на 1992 год (дата приватизации первого жилого помещения) исследуемый жилой дом, расположенный по адресу: ...., нуждался в проведении капитального ремонта.
При этом экспертами заключено о том, что состояние кровли жилого дома не соответствует обязательным и правилам, состояние кровли оценивается как аварийное.
Согласно выводам судебной экспертизы, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год исследуемый жилой дом нуждался в проведении капитального ремонта.
По результатам произведенных исследований экспертами определено, что на момент производства экспертизы многоквартирный жилой дом по .... в .... требует капитального ремонта. В ходе экспертного осмотра были установлены следующие недостатки кровли:
- разрешение карнизной части плит с полным оголением арматуры;
- многочисленные участки с отслоением бетона;
- шелушение защитного слоя бетона;
- наличие множественных трещин;
- оголение арматуры;
- следы коррозии арматуры
- прогиб плит в чердачное пространство, в том числе с изменением проектного положения двух плит;
- разрушение вентиляционных шахт, включая крышки вентиляционных шахт.
Для устранения выявленных недостатков требуется проведение капитального ремонта, а именно требуется замена железобетонных ребристых плит кровли, либо устройство скатной кровли, восстановление вентиляционных шахт.
В рамках производства исследования экспертами была рассчитана стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ....
Согласно выполненным расчетам стоимость работ по капитальному ремонту кровли многоквартирного жилого дома составляет <данные изъяты> руб.
Принимая во внимание, что заключение судебной экспертизы представляет собой полные и последовательные ответы на поставленные перед экспертами вопросы, неясностей и противоречий не содержит, исполнено экспертами, имеющими соответствующие стаж работы и образование, необходимые для производства данного вида работ, предупрежденными об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, оснований не доверять указанному заключению у суда не имеется. Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям, предъявляемым к письменным доказательствам, подлежит учету при разрешении дела.
Таким образом, результатами судебной экспертизы подтверждено, что в спорном многоквартирном доме требуется проведение капитального ремонта кровли МКД на текущее время. Вместе с тем, установлено, что многоквартирный жилой дом нуждался в капитальном ремонте (в объеме, установленном исследованием) на дату приватизации первого жилого помещения.
Доказательств выполнения работ по капитальному ремонту, с необходимой периодичностью, а также технической инвентаризации, обследованию жилого дома по делу не представлено.
Выводы судебной экспертизы сторонами в установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации порядке не оспаривались.
Исходя из указанного, имеющимися в деле доказательствами подтвержден факт нуждаемости кровли дома в капитальном ремонте до начала приватизации помещений в нем, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления как собственником (наймодателем) имущества обязанностей по содержанию общего имущества в доме, нарушении ст. 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации».
Кроме того, из материалов дела следует, что спорный МКД отнесен к муниципальной собственности городского округа – города Барнаула на основании решения Малого Совета Барнаульского городского Совета народных депутатов от 15.06.1993 № 163, на момент принятия этого решения жилой дом относился к муниципальной собственности города Барнаула в составе имущественного комплекса ПЖЭТа Железнодорожного района г. Барнаула.
Согласно ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования выступают органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус.
Уставом городского округа - города Барнаула Алтайского края установлены полномочия органов местного самоуправления в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством города; определено, что комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, являясь органом местного самоуправления, организует содержание муниципального жилищного фонда; осуществляет функции наймодателя по договорам социального найма, найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда и найма жилых помещений социального использования муниципального жилищного фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные муниципальными правовыми актами (статья 66).
В соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, комитет участвует в разработке комплексных и целевых программ по ремонту жилищного фонда города, проведение организационных мероприятий по их реализации; осуществляет полномочия муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд, в том числе при проведении капитального ремонта, реконструкции муниципального жилищного фонда и т.д.
Учитывая установленный по делу факт нуждаемости многоквартирного дома в проведении капитального ремонта на момент первой приватизации, принимая во внимание неисполнение обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, возникшую у бывшего наймодателя (органа местного самоуправления) и не выполненную им на момент приватизации жилых помещений в доме, предусмотренные нормативно компетенцию и полномочия комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, суд приходит к выводу о том, что комитет может быть понужден к исполнению в судебном порядке обязанности по финансированию капитального ремонта на основании положений ч. 3 ст. 190.1 ЖК РФ, что является основанием для удовлетворения исковых требований в данной части.
Доводы ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о том, что необходимые меры для проведения капитального ремонта принимаются, поскольку спорный дом включен в установленном порядке в краевую программу капитального ремонта, не могут быть приняты судом во внимание ввиду того, что включение дома в данную программу не свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления за свой счет обязанности по проведению капитального ремонта, который был необходим на момент приватизации первого жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Следовательно, региональная программа лишь определяет общий порядок проведения капитального ремонта, сбор средств на осуществление которого, как правило, производится самими собственниками, тогда как исковые требования направлены на понуждение органа местного самоуправления произвести капитальный ремонт путем его финансирования, а не принять меры к реализации общего порядка его осуществления.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если действия по исполнению решения могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера правоотношений, исходя из объема мероприятий, необходимых для реализации решения суда, выделения на эти цели бюджетных средств, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения в части перечисления денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, экспертного заключения, с учетом разъяснений ст. 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, установившей механизм участия бывшего наймодателя в проведении капитального ремонта, суд полагает необходимым возложить на комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула обязанность перечислить денежные средства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда на счет НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу .... в сумме <данные изъяты> руб., в объеме работ, указанном в заключении экспертов ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы» № 28-23-07-04 от 07.08.2023 (замена железобетонных ребристых плит кровли, либо устройство скатной кровли, восстановление вентиляционных шахт, разработка проектной документации).
Оснований для исключения работ по восстановлению вентиляционных шахт суд не усматривает, поскольку согласно выводам эксперта эти недостатки отнесены к недостаткам кровли и их устранение производится в рамках ремонта крыши.
Как следует из положений п. 8 Порядка подготовки и утверждения краткосрочных планов реализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 29.12.2017г. № 496, региональный оператор определяет прогнозируемый объем средств фондов капитального ремонта муниципальных образований и направляет его в уполномоченный орган и органы местного самоуправления до 01 февраля года, предшествующего тому, в котором планируется проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Органы местного самоуправления с учетом предложений лиц, указанных в пункте 7 настоящего порядка, и представленного региональным оператором прогнозируемого объема средств фондов капитального ремонта формируют сведения о многоквартирных домах и направляют их в уполномоченный орган до 1 апреля года, предшествующего тому, в котором планируется проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории соответствующего муниципального образования и включенных в краевую программу (пункт 9 Порядка).
Уполномоченный орган на основании представленных органами местного самоуправления сведений о многоквартирных домах и прогнозируемого объема средств фонда капитального ремонта, представленного региональным оператором, в течение двух месяцев после внесения изменений в краевую программу в установленном порядке формирует и утверждает план реализации краевой программы в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Алтайского края (пункт 10 Порядка).
Кроме того, при наличии оснований для актуализации краевой программы в соответствии с п.п. 13-14 Порядка Региональный оператор и органы местного самоуправления в случае наступления предусмотренного пунктом 12 настоящего порядка основания направляют в уполномоченный орган сведения о многоквартирных домах не позднее 1 июня и 1 октября года, в котором проводится актуализация планов реализации краевой программы. На основании полученных сведений о многоквартирных домах от регионального оператора и органов местного самоуправления уполномоченный орган вносит соответствующие изменения в планы реализации краевой программы не реже одного раза в полугодие.
Таким образом, некоммерческая организация «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (как лицо, в силу жилищного законодательства наделенное полномочиями по организации проведения капитального ремонта) полномочна совершать действия в пределах своей компетенции, направленные на исполнение решения суда по внесению соответствующих изменений (актуализации) в программу капитального ремонта.
В связи с чем, в целях исполнимости решения на некоммерческую организацию «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» подлежит возложению обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать в объеме перечисленных средств работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: .... указанные в заключении экспертов ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку судом для НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» устанавливается срок в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда, указание на организацию работ в ДД.ММ.ГГГГ году как того просит истец, не требуется.
Письмо НО «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от ДД.ММ.ГГГГ судом во внимание не принимается, поскольку вид работ и сумма определены экспертным путем.
При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Истцами заявлены требования о возмещении понесенных по делу судебных расходов на оплату государственной пошлины.
В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
На основании статьи 98 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в пользу истца Берглизовой Т.П. подлежат взысканию с комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб. Понесенные расходы являлись необходимыми, подтверждены документально.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░ №, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ...., ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░» № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ .... «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: .... ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░» № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>