Дело (УИД) № ***MS0№ ***-30
Производство № ***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 мая 2023 года Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи О.И. Сергеевой, при помощнике ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1, Дмитриевой ФИО2 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, встречному исковому заявлению Дмитриевой ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» о разделе лицевых счетов,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с учетом уточнения, с иском о взыскании ФИО1, Дмитриевой Н.С. задолженности за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в сумме 5 296 руб. В обоснование заявленных требований указало, что ООО «ЭкоСтройРесурс» Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, жилой дом площадью 34,7 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> «В» принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО1, Дмитриевой Н.С. С <дата> региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. В адрес ответчиков были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг. Однако, до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг ответчиками исполнено не было. За период с <дата> по <дата> размер задолженности составил 5 296 руб.
Дмитриева Н.С. обратилась в суд со встречным исковым заявлением к ООО «ЭкоСтройРесурс» о разделе лицевого счета. В обоснование заявленных требований указала, что она является собственником ? части дома, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> «В», исковые требования признает и желает оплатить свою часть образовавшейся задолженности. С ФИО1, который является сособственником ? доли указанного жилого помещения. Брак между супругами расторгнут с 2014 года, и с этого времени совместно не проживают, Дмитриева Н.С. проживает в <адрес> у нее другая семья и во избежание дальнейшей задолженности, просит разделить лицевые счета по оплате за ТКО.
Представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, уточненные исковые требования, поддерживает, возражений относительно встречного искового заявления Дмитриевой Н.С. о разделе лицевых счетов, не представил.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» о взыскании задолженности за предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами признал, встречный иск Дмитриевой Н.С. признал в полном объеме, пояснив, что действительно не проживает совместно с Дмитриевой Н.С. по указанному адресу, она является собственником ? части дома, Дмитриева Н.С. проживает в <адрес>.
Суд, изучив материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям
Как следует из материалов дела, жилой дом площадью 34,7 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> «В» принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО1, ФИО5, что подтверждается выпиской ЕГРН от <дата>.
В силу положений ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Федеральным законом от <дата> № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором по обращению с ТКО.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению ТКО, регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № ***.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 4 ст. 24.10 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № *** утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 2 Правил № *** установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно положениям ч. 1 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ст. 10 Федерального закона от <дата> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Правовые отношения в области обращения с отходами регулируются Федеральным законом № 89-ФЗ от <дата> «Об отходах производства и потребления», а также другими законами и иными нормативным правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
На основании ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ от <дата> к твердым коммунальным отходам относят отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Ст. 24.7 п.1 Федерального закона № 89-ФЗ от <дата> предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Положениями ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от <дата> № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее <дата>.
Как следует из материалов дела <дата> между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области.
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с установленной даты применения, утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с <дата>.
Таким образом, с <дата> Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от <дата> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 ЖК РФ собственники ТКО обязаны заключать договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором.
Типовая форма договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от <дата> № *** «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от <дата> № ***».
Согласно пунктам 8(4) – 8(17) Правил № ***, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы Региональным оператором <дата> на сайте: https://ecostr.ru, а также опубликованы <дата> в средствах массовой информации – в газете «Волжская коммуна» выпуск № *** (30578) от <дата>.
Таким образом, в силу своей публичности договор с региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителем, а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения договора подлежат оплате с <дата>, то есть с даты фактического оказания региональным оператором услуг потребителю.
Данная позиция подтверждается письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <дата> № ***-АЧ/04, в котором указано, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО между собственниками помещений и Региональным оператором считаются заключенными с даты начала оказания услуг по обращению с ТКО. Договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации, в связи с чем заключение договора в письменной форме не требуется.
Положениями абз. 2 п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № *** (далее – Правила № ***) предусмотрено определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № *** Правил № ***.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № *** от <дата> «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв.м, общей площади жилого помещения» принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Сызрань на 1 кв.м общей площади жилого помещения.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории десяти городских округов Самарской области, в том числе в г.о. Сызрань, определяется в соответствии с формулой 9 (2) приложения № *** к Правилам № ***, где расчетной единицей указана площадь жилых помещений, что не предусматривает зависимость размера платы от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от <дата> № ***, а также Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от <дата> № *** утвержден предельный тариф на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год для населения в сумме – 598,16 руб./м3.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от <дата> № *** утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе г.о.Сызрань, на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов и составляет 0,091 м3 в год.
Согласно выписке ЕГРН от <дата>, общая площадь объекта недвижимости, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес> «В» составляет 34,7 кв.м.
Согласно представленному истцом расчету сумма задолженности по обращению с ТКО по лицевому счету № *** перед ООО «ЭкоСтройРесурс» за период <дата> по <дата>, с учетом частичной оплаты, размер задолженности составляет 5 296 руб., что подтверждается карточкой расчетов.
В адрес ответчиков были направлены платежные документы на оплату оказанных услуг. Однако, до настоящего времени обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг ответчиками исполнено не было.
Суд принимает за основу расчет истца по образовавшейся задолженности; расчет судом проверен, возражений по нему ответчики не представили. Суд полагает данный расчет верным, арифметически правильным, поскольку указанный расчет выполнен ООО «ЭкоСтройРесурс» в соответствии с нормативами накопления ТКО, тарифами, правилами, и по формуле, утвержденными Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Постановлением Правительства РФ от <дата> № *** «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Задолженность в указанном размере подлежит взысканию с ответчиков.
Обращаясь в суд с встречным исковым заявлением о разделе лицевых счетов с бывшим супругом Дмитриева Н.С. указала, что желает оплачивать свою часть образовавшейся задолженности, но поскольку проживает в <адрес> и во избежание дальнейшей задолженности, просит разделить лицевые счета с ответчиком.
Согласно п. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
В силу п. 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в абз. 3 п. 29 Постановления № *** от <дата> «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» следует, что обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (ст. ст. 30, 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ).
Ответчики самостоятельно не достигли соглашения о порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем суд вправе определить порядок и размер участия бывших супругов в несении расходов по оплате жилого дома, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, Безенчукская <адрес> «В» исходя из приходящейся на них долей по ? доли, а также обязать ресурсоснабжающие организации выдать им отдельные платежные документы.
Также в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, 333.19 НК РФ, с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» к ФИО1, Дмитриевой ФИО2 удовлетворить.
Взыскать солидарно с ФИО1* * * задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> в размере 5 296 рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере 400 рублей.
Встречные исковые требования Дмитриевой ФИО2 удовлетворить.
Определить порядок и размер участия ФИО1, * * * несении расходов по оплате за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами жилого помещения, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>В из расчета по 1/2 каждому.
Решение суда является основанием для выдачи ФИО1, Дмитриевой ФИО2 отдельных платежных документов на оплату за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.И. Сергеева
Решение в окончательной форме принято 11.05.2023