№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре ФИО5, с участием представителя истца ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском, в котором просил признать за ним право собственности на ? долю квартиры, общей площадью 47,6 кв.м., кадастровый номер – 90:07:010102:5606, расположенной по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти ФИО2, умершей 27.02.2019г.
В обоснование иска указал, что является наследником после смерти матери ФИО2, умершей 27.02.2019г., в установленный законом срок обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства. 23.01.2020г. истцу было выдано свидетельство о праве собственности в порядке наследования по закону на ? долю жилой <адрес>, которая принадлежала ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 03.07.2000г. В выдаче свидетельства о праве собственности в порядке наследования на оставшуюся ? долю указанной квартиры, которая принадлежала наследодателю ФИО2 на основании свидетельства о праве собственности от 15.03.1995г., нотариус отказал в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, в связи с чем истец обратился в суд с иском для защиты своих наследственных прав.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, обеспечил явку в судебное заседание своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Администрация <адрес> Республики Крым в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
С учетом положений ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
При этом, п. 1 ст. 1206 названного кодекса в качестве выбора права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц предусмотрено, что возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяется по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом.
Таким образом, при разрешении спора следует учитывать нормы законодательства Украины, поскольку правоотношения, относительно возникновения права собственности ФИО2 на спорную квартиру возникли в период, когда недвижимое имущество находилось в Украине.
Из материалов дела усматривается, что согласно распоряжения органа приватизации № от 15.03.1995г. ФИО7 была передана в частную общую собственность <адрес>. (л.д.72).
На основании указанного распоряжения 15.03.1995г. Щелкинским городским советом народных депутатов было выдано свидетельство о праве собственности на жилье, согласно которому указанная выше квартира, общей площадью 48,5 кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО7 и ФИО2 Право собственности на указанное недвижимое имущество зарегистрировано в Керченском БТИ 25.03.1995г.
ФИО7 и ФИО1 состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о браке серии ЧЕ №, выданном 31.05.1958г. Каховским р/б ЗАГС <адрес>.
После смерти супруга ФИО7, умершего 24.12.1999г., ФИО2 обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства и ей 03.07.2000г. выдано свидетельство о праве собственности в порядке наследования по завещанию на ? долю <адрес> Республики Крым.
Согласно сообщению ГУП Республики Крым «Крым БТИ», по состоянию на 01.01.2013г. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, зарегистрировано за ФИО2: ? доля - на основании свидетельства о праве собственности от 15.03.1995г. и ? доля – на основании свидетельства о праве на наследство от 03.07.2000г. (л.д.73).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, квартира, расположенная по вышеуказанному адресу, имеет площадь 47,6 кв.м., кадастровый номер – 90:07:010102:5606, статус записи об объекте недвижимости: сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», право собственности в ЕГРН не зарегистрировано. Сведения внесены согласно данных технического паспорта, общая площадь указана в соответствии с п. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.66-69).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 20.07.2000г., квартира, расположенная по адресу: <адрес>, состоит из: жилой комнаты – 17,4 кв.м., жилой комнаты – 11,7 кв.м., ванной – 2,6 кв.м., коридора – 7,9 кв.м., общей площадью – 48,5 кв.м., жилой – 29,1 кв.м. (л.д.11-13).
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанная выше квартира действительно принадлежала на праве собственности наследодателю ФИО2, в связи с чем данный объект недвижимости входит в состав наследства, открывшегося после ее смерти.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных названным Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе, имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Пунктом 3 ст. 1145 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.
Из материалов дела следует, что ФИО2 умерла 27.02.2019г., что подтверждается свидетельством о смерти серии I-АЯ №, выданным <адрес> отделом ЗАГС Департамента ЗАГС Министерства юстиции Республики Крым 01.03.2019г. (л.д.5).
Из представленной в материалы дела копии наследственного дела, заведенного к имуществу ФИО2, умершей 27.02.2019г., следует, что истец в установленный законом шестимесячный срок обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве собственности на наследство.
21.03.2020г. ФИО3 выдано свидетельство о праве собственности в порядке наследования по закону на ? долю спорной квартиры. В выдаче оставшейся ? доли квартиры, принадлежавшей наследодателю на основании свидетельства о праве собственности от 15.03.1995г., истцу было отказано, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов (л.д.29-65).
Таким образом, ФИО3 является единственным наследником после смерти наследодателя ФИО2, принял наследство, но не может оформить право собственности на долю наследственного имущества, ввиду отсутствия на него правоустанавливающих документов, в связи с чем его наследственные права на недвижимое имущество могут быть защищены только в судебном порядке.
Из разъяснений, изложенных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от 29.05.2012г. «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика по делу, а также отсутствие иных наследников, вступивших в наследство, учитывая наличие препятствий в оформлении наследства, суд считает, что защита прав и интересов истца возможна только в судебном порядке, а заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ? ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ 47,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 90:07:010102:5606, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░