дело №2-220/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2017 года пгт. Троицко-Печорск
Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Плесовской Н.В.,
при секретаре Поповой С.Б.,
с участием представителя ответчика Окуловского М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полещука Д.А. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Полещук Д.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» (далее - ответчик, администрация) о возложении на ответчика обязанности предоставить другое благоустроенное жилое помещение в пгт. Троицко-Печорск площадью не менее ранее занимаемого жилого помещения на состав семьи один человек. В обоснование заявленных требований указал, что является нанимателем квартиры № в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, признанном в 2016 году аварийным и подлежащим сносу. Однако ответчик не принимает мер по переселению его из данного жилого дома. Основанием иска указаны статьи 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика Окуловский М.О. в суде иск не признал, просил в удовлетворении требований отказать, мотивировав возражения тем, что истец в установленном законом порядке малоимущим не признан, не состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, следовательно, не имеет права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В судебное заседание Полещук Д.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился в связи с содержанием под стражей в <данные изъяты>. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие, поскольку законом не установлена обязанность суда по обеспечению участия подозреваемых и обвиняемых в судебных заседаниях по гражданским делам, кроме того, истцу было разъяснено его право вести свои дела в суде не только лично, но и через представителей.
Выслушав представителя ответчика, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией передано Полещуку Д.А. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, состоящее из одной комнаты в отдельной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселен ФИО1, который исключен из числа членов семьи нанимателя дополнительным соглашением к договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального жилищного фонда муниципального района «Троицко-Печорский» по состоянию на 09.06.2017 все жилые помещения в казанном доме, в том числе и квартира №, находятся в собственности муниципального района «Троицко-Печорский».
В жилом помещении согласно справке МАУ «МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» по Троицко-Печорскому району от 06.06.2017 зарегистрирован Полещук Д.А.
Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации МР «Троицко-Печорский» от 16.05.2017 № установлен срок сноса дома и расселения жильцов – 2026 год.
Как следует из пояснений представителя ответчика, а также из письма администрации от 09.06.2017, Полещук Д.А. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации МР «Троицко-Печорский» не состоит и не состоял, малоимущим в установленном законом порядке не признан.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случаях, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 ЖК РФ).
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 ЖК РФ).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации законом Республики Коми от 10.11.2005 N 119-РЗ установлен порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми.
Судом установлено, что жилой дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу, органом местного самоуправления принято решение о сроке сноса дома и расселения жильцов. Однако, истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, малоимущим в установленном законом порядке не признан.
При указанных обстоятельствах, с учетом изложенных законоположений, основания для удовлетворения исковых требований об обязании органа местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма отсутствуют.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Полещука Д.А. к администрации муниципального района «Троицко-Печорский» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Плесовская