Докладчик Филимонова И.В. Апелляционное дело № 33-863/2020
Судья Егорова А.В.
УИД 21RS0016-01-2019-001446-62
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 марта 2020 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Степановой З.А., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Шуркиной Юлии Александровны к Шуркину Владимиру Анатольевичу о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства, признании недействительной записи о регистрации права, признании права на 1/2 доли в праве на имущество на основании права наследования,
поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Шуркиной Ю.А. Галимзяновой И.Б. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 2 декабря 2019 года.
Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В., судебная коллегия,
установила:
Шуркина Ю.А., обратившись суд с указанным иском к Шуркину В.А., в окончательном варианте, предъявила требования:
- о восстановлении пропущенного срока для принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО1 умершей 16 июля 2008 года;
- о признании недействительными: свидетельства о праве на наследство по закону №21-01/316704 от 21 апреля 2009 года, зарегистрированного в реестре за №25н-97, выданного нотариусом Щетковой Т.Е. на имя Шуркина В.А. на жилой дом и надворные постройки, расположенные по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Чебоксарский район, сельское поселение ..., д. ..., ул. ... д. 23; свидетельства о праве на наследство по закону №21-01/316703 от 21 апреля 2009 года, зарегистрированного в реестре № 25н-96, выданного нотариусом Щетковой Т.Е. на имя Шуркина В.А. на земельный участок с кадастровым номером ... площадью 3900 кв.м., расположенный по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Чебоксарский район, сельское поселение ..., д. ..., ул. ... д. 23;
- о признании недействительной записи о регистрации права собственности Шуркина В.А. на указанный земельный участок;
- о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике по внесению соответствующих изменений и аннулировании записи о регистрации права собственности Шуркина В.А. на спорный земельный участок;
- о признании права собственности за Шуркиной Ю.А. на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на вышеуказанные жилой дом с кадастровым номером ..., площадью 20,3 кв.м. и земельный участок на основании права наследования после смерти ФИО1., умершей 16 июля 2008 года, по праву представления.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
ФИО1 являющаяся бабушкой истца, умерла 16 июля 2008 года. После ее смерти открылось наследство, состоящее из спорных земельного участка и жилого дома. Шуркина Ю.А. указывает, что является наследником ФИО1 по закону по праву представления, поскольку ее отец ФИО2 приходившийся сыном наследодателю, умер 3 августа 2005 года. Также наследником ФИО1 первой очереди по закону является ее сын Шуркин В.А. (ответчик по делу). В установленный законом шестимесячный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти бабушки истец не обращалась, так как о смерти бабушки не знала. Наследником, принявшим наследство после смерти ФИО2 и ФИО1 признан брат ее отца - Шуркин В.А., который скрыл от нотариуса наличие другого наследника первой очереди – истца Шуркиной Ю.А., нарушив ее право на получение причитающегося ей наследства. Мать истца Г.Н. в интересах несовершеннолетней дочери с заявлением к нотариусу о принятии наследства в течение шестимесячного срока после смерти ФИО2 не обращалась. О смерти бабушки ФИО1. ей стало известно в марте 2019 года в рамках рассмотрения Ленинским районным судом г.Чебоксары Чувашской Республики гражданского дела по иску Шуркина В.А. к ней о признании утратившей право пользования жилым помещением в квартире №67 дома №25 по Эгерскому бульвару г.Чебоксары и о снятии с регистрационного учета, в результате чего она сразу обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, который отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО1., умершей 16 июля 2008 года, по мотиву пропуска срока для принятия наследства.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Шуркиной Ю.А. Галимзянова И.Б. исковые требования поддержала.
Ответчик Шуркин В.А. и его представитель Васильев А.И. иск не признали.
Истец Шуркина Ю.А., третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, нотариус нотариального округа город Чебоксары Чувашской Республики Щеткова Т.Е. в судебное заседание не явились.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 2 декабря 2019 года постановлено об отказе в удовлетворении иска.
Не согласившись с решением суда, представителем истца Галимзяновой И.Б. подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности и принятии нового решения об удовлетворении иска.
Так, автор жалобы указывает, что судом первой инстанции не дана оценка решению Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 6 марта 2019 года по гражданскому делу по иску Шуркина В.А. к Шуркиной Ю.А. о признании утратившей право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, по встречному иску Шуркиной Ю.А. к Шуркину В.А. о вселении и возложении обязанности не чинить препятствия в пользовании жилым помещением, поскольку указанное решение содержит ряд фактов, подтверждающих негативное отношение ответчика, свидетелей к исходу рассматриваемого спора, а также опровергаются показания свидетелей о том, что истцу было известно о смерти бабушки. Также указывает, что ответчик, предпринимая действия по принятию наследства после смерти брата и матери, скрыл от нотариуса факт существования Шуркиной Ю.А. как наследника первой очереди по закону, имеющего право наследования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Галимзянова И.Б. апелляционную жалобу поддержала.
Ответчик Шуркин В.А. и его представитель - адвокат Васильев А.И. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1113, 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 названного Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем (пункт 2 статьи 1114), переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 названного Кодекса, и делится между ними поровну.
Согласно пункту 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу пункта 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Из дела следует, что 16 июля 2008 года умерла ФИО1, приходившаяся матерью ФИО2., умершему 3 августа 2005 года, и Шуркину В.А. (ответчику по делу).
Истец Шуркина Ю.А. является дочерью ФИО2., умершего 3 августа 2005 года, и внучкой ФИО1 умершей 16 июля 2008 года.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 апреля 2007 года установлен факт принятия Шуркиным В.А. наследства после смерти ФИО2 умершего 3 августа 2005 года.
Также судом установлено, что после смерти ФИО1 открылось наследство в виде земельного участка, площадью 3900 кв.м., кадастровый №... и жилого дома площадью 20,3 кв.м., кадастровый №..., инвентарный №6253, расположенных по адресу: Чувашская Республика-Чувашия, Чебоксарский район, ... сельское поселение, д. ..., ул. ..., д. №23.
21 апреля 2008 года Шуркину В.А. - наследнику первой очереди по закону были выданы свидетельства о праве на наследство на вышеуказанное имущество ФИО1
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 1154, 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающими восстановление срока для принятия наследства при наличии уважительных причин его пропуска, пришел к выводу о том, что причины, названные истцом, не свидетельствуют об уважительности пропуска срока для принятия наследства после смерти ФИО1 (бабушки истца) по праву представления.
При этом суд исходил из того, что незнание истца об открытии наследства само по себе не может являться основанием для восстановления пропущенного срока. Отсутствие у истца сведений о смерти наследодателя не относится к числу юридически значимых обстоятельств, с которыми закон связывает возможность восстановления срока для принятия наследства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 Гражданского кодекса Российской Федерации), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Из анализа положений пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом позиции, изложенной в пункте 40 вышеназванного Постановления, следует, что при отсутствии хотя бы одного из указанных в данной норме права условий срок на принятие наследства, пропущенный наследником, восстановлению судом не подлежит.
Приведенная статья 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет суду право восстановить наследнику срок для принятия наследства только в случае представления последним доказательств не только тому обстоятельству, что он не знал об открытии наследства - смерти наследодателя, но и не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
В обоснование иска и апелляционной жалобы Шуркина Ю.А., действуя через представителя Галимзянову И.Б., указала, что ответчик при оформлении наследства скрыл от нотариуса информацию о наличии у его родного брата ФИО2 несовершеннолетнего ребенка - истца, который также имеет право на наследство. Также в апелляционной жалобе указано, что на момент смерти бабушки истцу было 9 лет, и она не знала о ее смерти, поскольку семейные отношения между родителями были прекращены, а ее отец умер еще в 2005 году.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствовавших реализации наследственных прав в установленный законом срок, возложено на лицо, заявившее соответствующее требование о восстановлении указанного срока.
Действительно, на момент открытия наследства после смерти ФИО1 истец не обладала полной дееспособностью и самостоятельно с заявлением к нотариусу о принятии наследства обратиться не могла.
Между тем, как следует из материалов дела, законному представителю Шуркиной Ю.А. (ее матери Г.Н.) было достоверно известно о смерти ФИО1 которая должна была действовать в интересах несовершеннолетнего ребенка и имела возможность обратиться с заявлением о принятии наследства.
Учитывая, что на момент смерти наследодателя ФИО1. истцу было 9 лет, субъективное отношение законного представителя ребенка к вопросу о принятии наследства и ее действия, которые привели к пропуску срока принятия наследства несовершеннолетним ребенком, шестимесячный срок, установленный для обращения в суд, подлежит исчислению с момента достижения совершеннолетия истцом, а именно с 6 октября 2017 года.
Однако, как следует из дела, с настоящим иском Шуркина Ю.А. обратилась в суд лишь в июле 2019 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Доказательств наличия у Шуркиной Ю.А. объективных препятствий для оформления своих наследственных прав в судебном порядке в период после достижения совершеннолетия ею не представлено.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие общения между родственниками сама по себе не является причиной для восстановления пропущенного срока, при отсутствии совокупности иных объективных и достоверных доказательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик намеренно не сообщил нотариусу о наличии иных наследников, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку действующее законодательство не содержит императивной нормы, обязывающей наследников, обратившихся в установленный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства, сообщать о наличии иных лиц, которые могут призываться к наследованию по тем или иным основаниям.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 2 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Шуркиной Ю.А. Галимзяновой И.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи З.А. Степанова
И.В. Филимонова