Дело № 2-1750/2016г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 августа 2016 года город Лениногорск РТ
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Фахриева Д.З., при секретаре Кашаповой Г.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Багаутдиновой С.Н. к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Багаутдинова С.Н. обратилась в суд с иском к ИК МО «Лениногорский муниципальный район» о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на имущество в порядке наследования, указав, что в 1993 году ее супругом Б., умершим ДД.ММ.ГГГГ, за счет собственных денежных средств был построен гараж, расположенный по адресу: <адрес>.
Строительство производилось на основании решения исполкома Лениногорского совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О создании гаражно-строительного кооператива «Нефтяник».
После постройки гаража ее супруг своевременно не обратился в БТИ г.Лениногорска для регистрации права на гараж в установленном порядке.
В 2014 году она обратилась к нотариусу для оформления наследства после смерти ее супруга. Однако, ей было отказано в связи с тем, что отсутствуют правоустанавливающие документы на указанный гараж.
Она является единственной наследницей по закону.
С 1993 года они с супругом открыто и непрерывно пользовались гаражом, несли расходы по его содержанию, оплачивали членские взносы в гаражное общество.
После смерти супруга указанный гараж перешел в ее фактическое владение. Она приняла меры к сохранению и содержанию гаража, к защите его от возможных посягательств и притязаний со стороны третьих лиц.
Истец Багаутдинова С.Н. просит суд включить гараж <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ, признать право собственности на указанный гараж за ней в порядке наследования.
Истец Багаутдинова С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика ИК МО «Лениногорский муниципальный район» РТ в судебное заседание не явился, извещен. В своем отзыве просит принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав, в том числе права собственности может осуществляться путем признания права.
Согласно п. 1 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. В силу п. 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу п. 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии ч. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекс. В соответствии с ч. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В силу ч. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в ЕГРП, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Судом из пояснения сторон, показаний свидетелей и материалов дела установлено, что решением исполкома Лениногорского городского Совета народных депутатов за № от ДД.ММ.ГГГГ при жилищно-коммунальном управлении горисполкома организован новый гаражно-строительный кооператив «Нефтяник» для работников нефтяной промышленности. Список застройщиков отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ умер супруг истца Б. (л.д.9). После его смерти истец Багаутдинова С.Н. приняла наследство в виде квартиры (л.д.16). Наследство в виде гаража №, расположенного по адресу: <адрес> истец не могла принять поскольку при жизни ее супруг не оформил правоустанавливающие документы на гараж, в связи с чем нотариус отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство на гараж.
Согласно справке №, выданной НО «Общегородское гаражное потребительское общество» Б. являлся членом гаражного кооператива <адрес> расположенного по <адрес>, и являлся владельцем гаража №, ряд № с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
Истец Багаутдинова С.Н. является наследником по закону. После смерти супруга БагаутдиноваФ.Х. указанный гараж перешел в ее фактическое владение, так как пользуется указанным гаражом, оплачивает необходимые платежи, несет иные расходы по содержанию гаража.
Нотариус в приеме документов для выдачи свидетельства о праве на наследство отказала, указав, что право собственности на гараж не было зарегистрировано в установленном законом порядке при жизни за Б.
Суд считает, что истец Багаутдинова С.Н. до истечения 6 месяцев фактически приняла наследство.
Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердили и свидетели А., М.
Судом установлено, что супруг истца Б. при жизни на собственные средства построил гараж, владел и пользовался им на праве собственности, однако право собственности на гараж не успел оформить.
Решением Лениногорского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт владения Б. указанным гаражом.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст. 17 Гражданского кодекса РФ, правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Б. умер ДД.ММ.ГГГГ, его правоспособность прекращена в связи с его смертью.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку документы о приобретении Б. права собственности на гараж, необходимые для осуществления регистрации права собственности за истцом, как наследником, отсутствуют, его право подлежит защите путем признания права собственности на указанное наследственное имущество.
Учитывая изложенные доказательства, суд считает исковые требования Багаутдиновой С.Н. законными и обоснованными, поэтому подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Багаутдиновой С.Н. к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на имущество в порядке наследования, удовлетворить.
Включить гараж №, расположенный по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Багаутдиновой С.Н. право собственности на гараж №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти Б., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в течение месяца в Верховный Суд Республики Татарстан со дня вынесения мотивированного решения через Лениногорский городской суд РТ.
Судья Д.З. Фахриев
согласовано:
Судья Лениногорского горсуда РТ Д.З. Фахриев