Решение по делу № 2-208/2021 от 01.12.2020

                     Дело №2-208/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2021 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

В лице председательствующего судьи Степченковой Е.А.

При секретаре Морозовой А.В.

С участием прокурора Кузнеченко П.Ю.,

представителя истца Бабушкина В.Г. Киселевой Н.А. (ордер от ДД.ММ.ГГГГг.), представителей Смоленской таможни Масловой Н.В. и Демидова А.Л. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГг. и от ДД.ММ.ГГГГг.),

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бабушкина В.Г. к Смоленской таможне о признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на государственной гражданской службе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, ежеквартальной премии и единовременного поощрения по итогам работы за год, признании права на получение единовременного денежного поощрения по итогам работы за год, взыскании денежной компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Бабушкин В.Г., уточнив требования ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., обратился в суд с иском к Смоленской таможне, в котором просит:

- признать незаконным приказ Смоленской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГг. об увольнении с государственной гражданской службы по основаниям пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

- восстановить его на государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГг.;

- взыскать со Смоленской таможни оплату временного вынужденного прогула с даты увольнения по день восстановления на государственной гражданской службе;

- признать за собой право на получение единовременного денежного поощрения по итогам работы за 2020г.;

- взыскать со Смоленской таможни денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Обосновывая требования иска, Бабушкин В.Г. указывает, что он работал в Смоленской таможне с ДД.ММ.ГГГГг.; с ДД.ММ.ГГГГ. - проходил государственную гражданскую службу.

ДД.ММ.ГГГГг. истец был уведомлен о проведении организационно - штатных мероприятий и сокращении его должности. На момент получения уведомления о сокращении Бабушкин В.Г. занимал должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты> таможенного поста Смоленской таможни.

Приказом Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. -КГ истец был уволен с государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГг.

По мнению истца, его увольнение является незаконным, поскольку с момента предупреждения и до увольнения ему не были предложены все вакантные должности, а именно не предложена должность главного государственно таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Рославльского таможенного поста и должность главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и товарных ограничений. Перечисленные должности относятся к одной категории с замещаемой Бабушкиным В.Г должностью до момента его увольнения, - должности федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты».

Перед увольнением Бабушкин В.Г. был уведомлен о том, что вакантная должность, на которую он был согласен, будет занимать другое лицо. Во врученном уведомлении об увольнении не указано, на какую именно должность претендовал Бабушкин В.Г. и по какой причине она была занята другим сотрудником, что лишило истца возможности проверить соблюдение работодателем правила о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы.

Кроме того, вопреки требованиям Постановления Правительства Российской Федерации №822 от 19 сентября 2013г., кадровой службой Смоленской таможни не принималось мер по поиску вакантных должностей в других государственных органах.

Истец утверждает, что Смоленской таможней при оценке его профессиональной деятельности были нарушены требования приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг.: оценка эффективности профессиональной деятельности проведена неверно.

В нарушение действующего законодательства при определении преимущественного права на оставление на работе работодателем не учитывался стаж гражданской службы претендентов на вакантную должность.

Кроме того, ссылаясь на положения приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг. , которым утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов РФ, Бабушкин В.Г. указывает, что он отработал 10 месяцев расчетного периода. Следовательно, размер премии должен быть исчислен пропорционально отработанному времени.

В соответствии с приказом об увольнении Бабушкину В.Г. также полагалась выплата единовременного поощрения за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа за 4 квартал 2020г., несмотря на то, что 4-й квартал отработан истцом не полностью и на момент его увольнения показатели эффективности деятельности таможенного органа не были утверждены.

Нарушением трудовых прав истца, незаконным увольнением Бабушкину В.Г. причинены моральные страдания, денежный размер которых он оценивает в 50 000 руб. (том 1: л. д. 2-3, 208, 214-216).

Истец Бабушкин В.Г. в судебное заседание не явился, обеспечив явку своего представителя Киселевой Н.А., которая поддержала требования, изложенные в уточненном ДД.ММ.ГГГГг. исковом заявлении, в полном объеме.

Представители Смоленской таможни Демидов А.Л. и Маслова Н.В. иск Бабушкина В.Г. не признали в полном объеме. Суду пояснили, что в соответствии с приказом Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. на <данные изъяты> таможенном посту подлежали сокращению 32 государственных гражданских служащих (включая Бабушкина В.Г.), которые проходили службу в отделах таможенного оформления и таможенного контроля . Таким образом, были исключены все структурные подразделения <данные изъяты> таможенного поста. В целях реализации порядка проведения организационно - штатных мероприятий Бабушкину В.Г. ДД.ММ.ГГГГг. было вручено уведомление о проведении организационно - штатных мероприятий, а ДД.ММ.ГГГГг. с ним проведена беседа, в ходе которой он был ознакомлен с перечнем имеющихся в Смоленской таможне (а также в Московской таможне и в Центральной электронной таможне) вакансий по состоянию на дату проведения организационно - штатных мероприятий. Истец выразил желание проходить службу в должности главного государственного таможенного инспектора <данные изъяты> таможенного поста. На 10 должностей главного государственного таможенного инспектора претендовало 15 должностных лиц. По результатам проведенного анализа работодателем было выявлено отсутствие у Бабушкина В.Г. относительно иных претендентов преимущественного права для замещения должности, а также меньшая квалификация, в связи с чем он был уволен. Поскольку факт сокращения замещаемой истцом должности имел место, о сокращении должности и предстоящем уведомлении он был уведомлен под роспись в установленный законом срок, все имеющиеся вакантные должности в таможенном органе ему были предложены, представители ответчика полагали, что требования Бабушкина В.Г. о восстановлении на государственной гражданской службе не подлежат удовлетворению. Также представители ответчика указали на необоснованность иска в части взыскания ежеквартальной премии и единовременного поощрения по итогам работы за год, поскольку материальная выплата в виде экономии не относится к фиксированной обязательной части денежного содержания. Стимулирующие выплаты, экономия носят нерегулярный характер и выплачиваются в любых размерах по решению начальника таможенного органа. Выплата денежного вознаграждения в виде премии является правом, а не обязанностью работодателя. Истец был премирован в том объеме, который был установлен представителем нанимателя (начальником таможенного органа). Поощрение по итогам работы за год было выплачено всем должностным лицам, проходившим службу в Смоленской таможне на момент издания приказа с учетом решения начальника таможни и непосредственного руководителя. Стимулирующая выплата за 3 квартал 2020г. выплачена Бабушкину В.Г. в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск Бабушкина В.Г. подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004г. №79-ФЗ) предметом регулирования указанного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правого положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий).

Пунктом 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 названного Федерального закона).

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

На основании части 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно - служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего области и виду профессиональной служебной деятельности по предоставляемой должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что Бабушкин В.Г., имеющий высшее образование, проходил службу в Смоленской таможне с ДД.ММ.ГГГГг., с ДД.ММ.ГГГГг. замещал должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты> таможенного поста (том 1: л. д. 83-96).

Согласно штатному расписанию Смоленской таможни до ДД.ММ.ГГГГг. штат <данные изъяты> таможенного поста включал в себя 33 должности государственных гражданских служащих, 1 должность сотрудника, в том числе: начальник поста - 1, заместитель начальника поста - 1, государственные гражданские служащие - 1, сотрудники - 1; Отдел таможенного оформления и таможенного контроля : начальник отдела - 1, заместитель начальника отдела - 2, главный государственный таможенный инспектор - 7, старший государственный таможенный инспектор -1, государственный таможенный инспектор - 7; Отдел таможенного оформления и таможенного контроля : начальник отдела - 1, главный государственный таможенный инспектор - 2, государственный таможенный инспектор - 2; Отдел таможенного оформления и таможенного контроля : начальник отдела - 1, заместитель начальника отдела -1, главный государственный таможенный инспектор - 7 (том 1: л. д. 51-52).

Приказом Центрального таможенного управления ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг. была перераспределена штатная численность таможенных органов Управления, в том числе, из штата Смоленской таможни предусматривалось исключение 108 должностей государственных гражданских служащих, исключение должности сотрудника и включение одной должности сотрудника (том 1: л. д. 38-40).

Во исполнение Приказа Центрального таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГг. Смоленской таможней ДД.ММ.ГГГГг. был издан приказ за , которым в штатное расписание Смоленской таможни были внесены изменения, в том числе по <данные изъяты> таможенному посту, предусматривающие включение: 10 должностей главного государственного таможенного инспектора, одной должности старшего государственного таможенного инспектора, семи должности государственного таможенного инспектора (всего 18 государственных гражданских служащих);

- исключение 32 должностей государственных гражданских служащих, входящих в состав Отделов таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты> таможенного поста (том 1: л. д. 27-31).

Общее количество должностей главного государственного таможенного инспектора, подлежащих исключению из штатного расписания Смоленской таможни, составило 6 (том 1: л. д. 37).

Согласно штатному расписанию Смоленской таможни с ДД.ММ.ГГГГг. в состав <данные изъяты> таможенного поста включены должности: начальника поста - 1, заместителя начальника поста - 1, государственных гражданских служащих - 1, сотрудника - 1, главного государственного таможенного инспектора - 10, старшего государственного таможенного инспектора - 1, государственного таможенного инспектора - 7 (всего по посту: государственные гражданские служащие - 19, сотрудники - 1) (том 1: л. д 28-29).

Бабушкин В.Г., замещающий с ДД.ММ.ГГГГг. должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты> таможенного поста, ДД.ММ.ГГГГг. ознакомлен с уведомлением Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. о сокращении замещаемой им должности с ДД.ММ.ГГГГг. (том 1: л. д. 134).

ДД.ММ.ГГГГг. Бабушкин В.Г. был ознакомлен со списком вакансий государственных гражданских служащих (ведущей группы) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. (л. д. 117-122), а также со списком вакансий в Московской таможне (л. д. 124-131), в Центральной электронной таможне (том 1: л. д. 132-133).

По ознакомлении с предложенными вакансиями Бабушкин В.Г. выразил согласие с назначением на должность главного государственного таможенного инспектора <данные изъяты> таможенного поста, что отражено в листе проведенной с ним беседы (том 1: л. д. 116).

Смоленской таможней также были получены сообщения Главного управления ветеринарии Смоленской области, УМВД России по Смоленской области, Управления Росреестра по Смоленской области, УФНС России по Смоленской области об отсутствии вакантных должностей для предложения должностным лицам Смоленской таможни, замещающим сокращаемые должности, а также сообщение Управления Россельхознадзора об объявлении конкурса на замещение вакантной должности государственного инспектора в отделе пограничного ветеринарного контроля на транспорте (том 1: л. д. 166-170).

ДД.ММ.ГГГГг. Бабушкин В.Г. был уведомлен о том, что в ходе проведения анализа должностных лиц таможни, претендующих на замещение вакантных должностей в рамках проводимых организационно - штатных мероприятий, избранная им вакантная должность будет замешаться другим должностным лицом в ходе организационно - штатных мероприятий (том 1: л. д. 136).

Приказом Смоленской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГг. прекращено действие служебного контракта, Бабушкин В.Г. освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГг. в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе (том 1: л. д. 4).

Из содержания иска, пояснений истца и его представителя, данных в ходе судебного разбирательства, усматривается, что при увольнении Бабушкина В.Г. в связи с сокращением замещаемой им должности гражданской службы, Смоленской таможней был нарушен порядок увольнения, установленный Федеральным законом от 27 июля 2014г., а именно: не учтено наличие у него преимущественного права (оценка эффективности профессиональной деятельности проведена неверно), а кроме того, ему не были предложены вакантные должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Рославльского таможенного поста, а также главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и товарных ограничений.

Не оспаривая приведенных истцов доводов в указанной части, представители Смоленской таможни в ходе судебного разбирательства указали на то, что преимущественное право назначения на 10 должностей гражданской службы, одну из которых выбрал Бабушкин В.Г., было определено за иными сотрудниками таможенного органа, имеющими более высокую оценку эффективности профессиональной деятельности. Также сослались на отсутствие у работодателя обязанности по предложению вакантных должностей на иных таможенных постах Смоленской таможни, расположенных в иной местности. Кроме того, <данные изъяты> таможенный пост является обособленным подразделением Смоленской таможни, в качестве такового поставлен налоговым органом на учет. Должность главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и товарных ограничений была предложена другому сотруднику (Лукашевой), являющейся единственным кормильцем в семье, а, соответственно, обладающей преимущественным правом на оставление на работе.

Разрешая требования Бабушкина В.Г. в указанной части, суд отмечает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №70-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Аналогичные положения содержатся также и в части 1 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в силу которой при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы (часть 2 статьи 179 ТК РФ).

Таким образом, положения законодательства, регламентирующие вопросы преимущественного права на оставление на работе (службе) закрепляют основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе при сокращении численность или штата. Устанавливая в качестве таких критериев квалификацию, уровень подготовки, опыт и т. д. работника, законодатель исходит как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты трудовых прав работников, имеющих профессиональные качества более высокого уровня, так и из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками. Положения части 2 статьи 179 ТК РФ подлежат применению при равной производительности труда и квалификации работников.

Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг. утвержден Порядок оценки профессиональной служебной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (далее по тексту - Порядок оценки).

Согласно пункту 2 Порядка оценки, оценка профессиональной служебной деятельности (далее - оценка) проводится в отношении всех должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, за исключением должностных лиц, находящихся в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком, и должностных лиц, отсутствующих на службе по иным причинам более трех месяцев подряд.

В отношении должностных лиц структурного подразделения таможенного органа (за исключением начальника) оценка проводится начальником соответствующего подразделения таможенного органа (пункт 4 Порядка оценки).

Результаты оценки могут учитываться при принятии решений о возможности продолжения служебных отношений при проведении организационно - штатных мероприятий (пункт 6 Порядка оценки).

Согласно пунктам 7,8 Порядка оценки, оценка основывается на ключевых показателях эффективности и результативности деятельности (далее - КПЭ должностного лица таможенного органа).

КПЭ должностных лиц таможенных органов являются: показатель качества выполнения должностным лицам таможенного органа должностных (служебных) обязанностей (далее - КПЭ качество), показатель своевременности выполнения должностным лицом таможенного органа задач (подготовки документов) (далее - КПЭ сроки), показатель дисциплины (далее - КПЭ дисциплина).

Согласно листу оценки, составленному начальником ОТОиТК <данные изъяты> таможенного поста в отношении Бабушкина В.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., КПЭ качество оценено в 0,5 балла, КПЭ сроки - 0,91 баллов, КПЭ дисциплина - 1. КПЭ итог - 2,41 балла (л. д. 171).

В пункте 9 Порядка оценки указано, что КПЭ качество предназначен для оценки качества выполнения должностным лицом таможенного органа задач (подготовки документов) в рамках исполнения возложенных на него должностных (служебных) обязанностей, а также для оценки его взаимодействия с другими должностными лицами таможенных органов, представителями государственных органов, организаций и гражданами.

КПЭ качество, равный 0,5 балла соответствует следующим характеристикам деятельности должностного лица: на низком профессиональном уровне выполнен ряд задач (подготовлены документы); эффективность и результативность нестабильны; задачи выполняются (документы подготавливаются) небрежно, неоперативно, встречаются ошибки, результаты работ, как правило, требуют проверки; взаимодействие с другими должностными лицами таможенных органов, представителями государственных органов, организаций и гражданами организовано на недостаточном уровне; при выполнении отдельных задач (подготовке документов) должностное лицо продемонстрировало слабые профессиональные знания и низкий уровень владения профессиональными умения ми, не всегда эффективно работало в команде, зачастую проявляло плохую организованность и перекладывало ответственность на других, не всегда было исполнительным, в связи с этим требовало постоянного контроля, проявило затруднения с планированием своей деятельности, проявило низкую работоспособность (л. д. 126-127).

В подтверждение обоснованности проведенной Бабушкину В.Г. оценки профессиональной служебной деятельности суду представлены: заключение о профессиональной служебной деятельности Бабушкина В.Г., заключение о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГг. , на основании которого к Бабушкину В.Г. за ненадлежащее выполнение обязанностей государственного гражданского служащего были применены меры материального воздействия в виде снижения ежеквартальной премии за 2-й квартал 2020г. на 30%; заключение о результатах служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГг. , которое содержит выводы о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей (в том числе за период проведения оценки) и истечении срока применения дисциплинарного взыскания; заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГг. (том 1: л. д. 144-165, 182-183).

Кроме того, Бабушкин В.Г. за ненадлежащее выполнение обязанностей государственного гражданского служащего неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности в период с 2012г. по 2016г. (том 1: л. д. 97- 115).

Преимущественное право назначения на 10 должностей главного государственного таможенного инспектора <данные изъяты> таможенного поста, на одну из которыхх претендовал Бабушкин В.Г., Смоленской таможней были выбраны иные должностные лица, имеющие высшие оценки результатов профессиональной деятельности за 2020г. (том 1: л. д. 180-181,184-193).

Таким образом, оснований полагать, что при увольнении Бабушкина В.Г., выразившего в ходе проведенной с ним беседы согласие на замещение должности главного государственного таможенного инспектора Ярцевского таможенного поста, было нарушено его преимущественное право на оставление на государственной гражданской службе, не имеется, поскольку преимущественное право остальных должностных лиц, участвующих в организационно - штатных мероприятиях, было определено работодателем в соответствии с частями 1,2 статьи 179 ТК РФ.

При этом, в отсутствие на то законодательных ограничений в случае, когда уровень квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, нескольких государственных гражданских служащих, должности которых подлежат сокращению, соответствуют вакантной должности, право выбора того, кому из таких служащих следует предложить имеющуюся вакантную должность, принадлежит исключительно работодателю.

Вместе с тем, из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включались замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2016г.).

Уровень профессиональных навыков работника входит в понятие квалификации работника, раскрытое в статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой квалификация - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Данное понятие является общим, применимо и в отношениях гражданской службы.

Таким образом, при решении вопроса о возможности замещения истцов вакантной должности имеет значение не только профиль и уровень его профессионального образования, но и наличие соответствующих профессиональных навыков.

Из положений приведенных норм также следует, что иная должность должна предлагаться гражданскому служащему с учетом, в том числе его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

Как следует из пояснений истца и его представителя, данных в ходе судебного разбирательства, предложенные ему вакансии не соответствовали всем имевшимся в Смоленской таможне вакансиям с учетом категории и группы замещаемой им должности государственной гражданской службы. А именно, Бабушкин В.Г. не был уведомлен работодателем о вакансиях главного государственного таможенного инспектора Рославльского таможенного поста и главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры происхождения товаров и торговых ограничений.

Приведенные истцом доводы в указанной части представители Смоленской таможни не оспаривали, однако полагали, что обязанность по предложению этих вакансий у работодателя отсутствовала. Так, <данные изъяты> таможенный пост является обособленным подразделением Смоленской таможни, в качестве такового поставлен на налоговый учет, находится в <адрес>. Пределы населенного пункта ликвидированного обособленного подразделения <данные изъяты> таможенного поста ограничены <адрес>. Таким образом, у работодателя отсутствовала обязанность по предложению истцу работы в другой местности. Вакансия главного государственного таможенного инспектора отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений была предложена иному сотруднику (ФИО7), участвовавшей в организационно - штатных мероприятиях, и обладавшей преимущественным правом, являясь единственным кормильцем в семье и имея на иждивении малолетнего ребенка. Кроме того, ФИО7 за весь период службы в таможне не имела дисциплинарных взысканий, не подвергалась мерам материального воздействия, ее выслуга в таможенном органе составляет 18 лет 9 месяцев.

В судебном заседании исследованы Должностные регламенты главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля <данные изъяты> таможенного поста (должность, замещаемая Бабушкиным В.Г.), а также главного государственного таможенного отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений, главного государственного таможенного инспектора Рославльского таможенного поста (том 1: л. д. 231-258, том 2: л. д. 2-32).

Факт соответствия Бабушкина В.Г. квалификационным требованиям для замещения перечисленных вакантных должностей, перечень которых отражен в Должностных регламентах, представители Смоленской таможни в судебном заседании не оспаривали.

Доказательств, указывающих на наличие у ФИО7 преимущественного права на оставление на работе, суду не представлено.

Доводы представителей ответчиков о наличии у <данные изъяты> таможенного поста статуса обособленного подразделения Смоленской таможни, его нахождении в другой местности, судом не могут быть приняты во внимание, в силу следующего.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 9 декабря 2020г., разъяснено, что работодатель - юридическое лицо может иметь филиалы, то есть обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. Если работник принимается работодателем - организацией для работы в филиале или ином обособленном структурном подразделении этой организации, расположенной в другой местности, то в трудовом договоре указывается место работы в обособленном структурном подразделении, а также его местонахождение.

Филиалом согласно пункту 2 статьи 55 ГК РФ является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

При расторжении трудового договора по пункту 2 части первой статьи 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников организации (в том числе в ее филиалах) с работником, местом работы которого является филиал или иное обособленное структурное подразделение организации, расположенные вне места ее нахождения, работодатель (организация) обязан предложить такому работнику все вакантные должности, соответствующие его квалификации, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу, имеющиеся у него во всех иных филиалах и обособленных структурных подразделениях, находящихся в данной местности (то есть в пределах административно - территориальных границ населенного пункта, в котором согласно трудовому договору было определено место работы работника).

Само по себе наличие в филиале или ином обособленном структурном подразделении организации самостоятельного штатного расписания, отдельного баланса, обособленного имущества, а также осуществление управления персоналом филиала или иного обособленного структурного подразделения его руководителем (заключение и расторжение трудовых договором, решение вопросов подбора и расстановки кадров) не освобождает работодателя (организацию) при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников в филиале или ином обособленном структурном подразделении этой организации от исполнения обязанности по предложению работнику всех отвечающих указанным выше требованиям вакантных должностей в других филиалах и обособленных структурных подразделениях организации, находящихся в той же местности.

Учитывая отсутствие в служебном контракте, заключенном ДД.ММ.ГГГГг. между Смоленской таможней и Бабушкиным В.Г., указания на местонахождение <данные изъяты> таможенного поста, в котором проходил службу истец, заключение указанного контракта с истцом именно Смоленской таможней, работодатель в период проведения организационно - штатных мероприятий был обязан предложить истцу все вакантные должности, соответствующие его квалификации, имеющиеся в структурных подразделениях таможенного органа, регион деятельности которого распространяется на всю Смоленскую область, и, в состав которого входит, в том числе и Рославльский таможенный пост.

Поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение факт несоблюдения Смоленской таможней положений статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ, суд находит требования Бабушкина В.Г. о признании незаконным приказа Смоленской таможни -КГ от ДД.ММ.ГГГГг. и его отмене, а также о восстановлении его на государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГг., правомерными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 16 статьи 70 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ в случаях освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, или с нарушением установленного порядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы либо в случае незаконного перевода на иную должность гражданской службы суд вправе по письменному заявлению гражданского служащего вынести решение о взыскании в пользу гражданского служащего денежной компенсации причиненного ему морального вреда. Размер этой компенсации определяется судом.

Учитывая установленный в судебном заседании факт нарушения трудовых прав истца, а также, принимая во внимание характер нарушений прав истца, их продолжительность, степень вины ответчика, исходя из требований разумности, справедливости и конкретных обстоятельств дела, суд полагает взыскать со Смоленской таможни в пользу Бабушкина В.Г. в счет возмещения денежной компенсации морального вреда 10 000 руб.

Бабушкиным В.Г. заявлены также требования о взыскании с ответчика оплаты времени вынужденного прогула с даты увольнения по день восстановления его на службе.

Как следует из представленной Смоленской таможне справки от ДД.ММ.ГГГГг., размер выходного пособия при увольнении, выплаченного Бабушкину В.Г. в ДД.ММ.ГГГГ., составил <данные изъяты> руб. (том 1: л. д. 221).

Из справки Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. усматривается, что среднедневная заработная плата Бабушкина В.Г. составляет <данные изъяты>. (том 1: л. д. 220).

Таким образом, расчет среднего заработка Бабушкина В.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составляет <данные изъяты>. (<данные изъяты> рабочих дней * <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.).

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце четвертом пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным, выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету.

Принимая во внимание, что размер выплаченного истцу выходного пособия, подлежащего зачету, превышает размер среднего заработка истца за указанный период, оснований для удовлетворения иска Бабушкина В.Г. в указанной части требований не имеется.

Разрешая требования Бабушкина В.Г. в части признания за ним право на получение единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2020г., суд отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах при стаже гражданской службы….. свыше 15 лет - 30%; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50).

Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГг. утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации (далее по тексту - Порядок), пунктом 2 которого установлено, что премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В качестве расчетного периода для начисления премии принимается месяц, квартал или иной срок, который устанавливается по решению начальника таможенного органа для выполнения заданий (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 5 Порядка, начальники структурных подразделений таможенного органа представляют на согласование начальнику таможенного органа либо лицу, им уполномоченному, служебные записки (рапорты) с предложениями по конкретным размерам премии гражданским служащим.

Размер премии определяется в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах от оклада денежного содержания гражданского служащего, установленного на последний день расчетного периода. Размер премии устанавливается гражданскому служащему с учетом результатов его деятельности в зависимости от вклада в выполнение заданий и от участия гражданского служащего в реализации приоритетных проектов (программ), а также степени участия в мероприятиях по профессиональному развитию гражданского служащего, осуществляемому в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации (пункты 6,7 Порядка).

Согласно разделу IV служебного контракта, заключенного между Смоленской таможней и Бабушкиным В.Г. ДД.ММ.ГГГГг., денежное содержание гражданского служащего состоит из:

- месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере <данные изъяты> руб. в месяц;

- месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере до <данные изъяты> руб. в месяц;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30% этого оклада;

- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере от 90 до 120% этого оклада;

- премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и приказа ФТС России от 30 октября 2006г. №1058 «Об утверждении Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации»;

- ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада;

- ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых задач в размере до двух должностных окладов, конкретный размер которого устанавливается приказом таможни на определенный период (но не более чем на год);

- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи;

- других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (том 1: л. д. 87-88).

Согласно сведениям, отраженным в справке Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг., Бабушкину В.Г. в ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. произведена выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере, соответственно, <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.; в <данные изъяты>. - выплата единовременной премии в размере <данные изъяты> руб.; в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. - выплата материального стимулирования в размере, соответственно, <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. (том 1: л. д. 221).

Анализ вышеперечисленных правовых норм, а также условий оплаты труда, содержащихся в служебном контракте Бабушкина В.Г., свидетельствует о том, что выплата работнику денежного вознаграждения в виде премии является правом, а не обязанностью работодателя, и осуществляется по усмотрению нанимателя с целью повышения ответственности работников за конечные результаты их деятельности, а также повышения мотивации работников, направленной на своевременное и качественное выполнение ими своих должностных обязанностей. Размер стимулирующих выплат, экономии по результатам деятельности осуществляется индивидуально для каждого работника.

Принимая во внимание, что Бабушкину В.Г. были произведены дополнительные выплаты в объеме, установленном начальником таможенного органа, выплата работнику денежного вознаграждения в виде премии, относящейся к нефиксированной части денежного содержания государственного гражданского служащего, является правом, а не обязанностью нанимателя, равно как и установление размера такого вознаграждения, оснований для удовлетворения требований истца в части признания за ним права на получение единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2020г. не имеется.

На основании части 1 статьи 103 ГПК РФ, подп. 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, в размере 600 руб. (2 требования неимущественного характера *300 руб.).

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Бабушкина В.Г. к Смоленской таможне удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить приказ Смоленской таможни от ДД.ММ.ГГГГг. -КГ «Об увольнении Бабушкина В.Г.».

Восстановить Бабушкина В.Г. на государственной гражданской службе в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Ярцевского таможенного поста Смоленской таможни с ДД.ММ.ГГГГг.

Взыскать со Смоленской таможни в пользу Бабушкина В.Г. денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части иска Бабушкина В.Г. к Смоленской таможне отказать.

Взыскать со Смоленской таможни в доход бюджета государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей.

Решение суда в части восстановления Бабушкина В.Г. на службе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд город Смоленска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                        Е.А. Степченкова

Мотивированное решение составлено 02 марта 2021г.

2-208/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бабушкин Вячеслав Геннадьевич
Ответчики
Смоленская таможня
Суд
Заднепровский районный суд г. Смоленск
Судья
Степченкова Екатерина Александровна
Дело на странице суда
zadnepr.sml.sudrf.ru
01.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2020Передача материалов судье
03.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2020Предварительное судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
19.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
02.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее