№ 33-3112/2023
Дело № 2-358/2022
УИД 36RS0020-01-2022-00446-98
Строка 2.211
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 апреля 2023 г. г. Воронеж
судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего Копылова В.В.,
судей Безрядиной Я.А., Ваулина А.Б.,
при секретаре Тарасове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Безрядиной Я.А.
гражданское дело № 2-358/2022 по иску Гузь Павла Александровича, Чесалкина Игоря Николаевича, Гончарова Сергея Ивановича, Глебова Сергея Дмитриевича, Долбина Павла Васильевича, Красикова Александра Ивановича, Бубнова Вячеслава Николаевича, Самарина Андрея Викторовича, Николаенко Виталия Николаевича, Долбина Павла Васильевича, Бокова Олега Михайловича, Скубова Сергея Ивановича к Лискинской местной общественной организации охотников и рыболовов о признании недействительными решений 21-ой отчетно – выборной конференции Лискинской районной общественной организации охотников и рыболовов от 23 марта 2021 г.
по апелляционной жалобе Гузь Павла Александровича
на решение Лискинского районного суда Воронежской области от
27 апреля 2022 г.
(судья районного суда Шевцов В.В.),
У С Т А Н О В И Л А :
Гузь П.А. обратился в суд с иском с учетом уточнения в части наименования ответчика к Лискинской местной общественной организации охотников и рыболовов (ранее на момент проведения оспариваемой конференции организация именовалась Лискинская районная общественная организация охотников и рыболовов), в котором просил признать недействительными решения 21-ой отчетно – выборной конференции Лискинской районной общественной организации охотников и рыболовов от 23.03.2021.
Требования мотивированы тем, что 22.12.2021 ему стало известно о том, что 23.03.2021 в заочной форме голосования была проведена 21-ая отчетно – выборная конференция Лискинской районной общественной организации охотников и рыболовов, на которой были приняты решения об утверждении отчета о финансово - хозяйственной деятельности за 2016 – 2020 г.г., утверждение отчета ревизионной комиссии за 2016 – 2020 г.г., избрание председателя общественной организации, избрание правления организации, избрание членов контрольно – ревизионной комиссии на новый срок.
Между тем, ни законом, ни уставом общественной организации не предусмотрена возможность проведения голосования в заочной форме по вопросам избрания органов некоммерческой организации и утверждения годового отчета, бухгалтерской отчетности. В связи с этим решения, принятые на конференции, являются ничтожными.
Кроме того, согласно п. 6.2.3 устава общественной организации в работе конференции участвуют делегаты, избранные в этом качестве на собраниях структурных подразделений - первичных коллективов охотников и рыболовов. Вместе с тем, избирательная компания в Лискинской районной общественной организации охотников и рыболовов не проводилась, первичные коллективы для избрания делегатов не собирались, делегаты не избирались, протоколы собраний не составлялись, что является дополнительным основанием для признания решений на конференции ничтожными по мотиву отсутствия кворума.
Истец является членом этой общественной организации и незаконным избранием руководящих органов нарушены его права и законные интересы, которые могут привести к возникновению убытков, лишению его права на получение выгоды от использования имущества, лишению права принимать управленческие решения и осуществлять контроль за деятельностью общества.
О том, что проводилась конференция, членам общества не сообщалась, объявления не размещались, сайт организации в сети «Интернет» отсутствует. Полагал, что срок на обращение в суд им не пропущен.
Протокольным определением от 06.04.2022 на основании подпункта 1 пункта 2 части 1 статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Скубов С.И., Боков О.М., Долбин П.В., Красиков А.И., Бубнов В.Н., Чесалкин И.Н., Глебов С.Д., Самарин А.В., Николаенко В.Н., Гончаров С.И. привлечены к участию в деле в качестве соистцов (т. 1 л.д. 105-124).
Решением Лискинского районного суда Воронежской области от 27.04.2022 исковое заявление Гузь П.А., Чесалкина И.Н., Гончарова С.И., Глебова С.Д., Долбина П.В., Красикова А.И., Бубнова В.Н., Самарина А.В., Николаенко В.Н., Долбина П.В., Бокова О.М., Скубова С.И. к Лискинской местной общественной организации охотников и рыболовов о признании недействительными решений 21-ой отчетно – выборной конференции Лискинской районной общественной организации охотников и рыболовов от 23.03.2021 оставлено без удовлетворения
(т. 3 л.д. 54-62).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25.08.2022 решение Лискинского районного суда от 27.04.2022 отменено, по делу принято новое решение: признано недействительным решение 21-ой отчетно - выборной конференции Лискинской районной общественной организации охотников и рыболовов оформленное протоколом от 23.03.2021 (т. 3л.д. 229-239).
Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 25.08.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда (т. 4 л.д. 66-72).
В апелляционной жалобе Гузь П.А. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, как незаконного и необоснованного, просит вынести новое решение, которым его исковые требования удовлетворить полностью.
В жалобе указано, что судом первой инстанции неправильно истолкованы нормы Федерального закона «О некоммерческих организациях», которыми установлен перечень вопросов, не предусматривающих их принятие посредством проведения заочного голосования, в том числе и принятие решения по вопросам образования органов некоммерческой организации и утверждения годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, в связи с чем, оспариваемое решение является ничтожным, как не соответствующее закону. На дату проведения конференции Указом Губернатора Воронежской области были внесены изменения в указ № 113-1 от 20.03.2020, отменяющие запрет на проведение мероприятий с участием свыше 50 человек с соблюдением антикороновирусных мер и социальной дистанции. Также апеллянт указывает, что имели место существенные нарушения порядка принятия решения о проведении конференции, порядка подготовки и проведения собрания (т. 3 л.д. 113-120, 157-164).
В возражениях на апелляционную жалобу председатель Лискинской местной общественной организации охотников и рыболовов Дубровский В.М. просит решение районного суда от 27.04.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т. 3 л.д. 180-181).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Гузь П.А. по ордеру - адвокат Сотникова И.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Лискинской местной общественной организации охотников и рыболовов по ордеру – адвокат Логачева Е.А. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу Гузь П.А. – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
В соответствии с положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, подавшего апелляционную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь частью 1 статьи 327 и частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, исследовав и обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, заслушав пояснения участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит кследующему.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение указанным требованиям отвечает.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Лискинская местная общественная организация охотников и рыболовов имеет основной вид экономической деятельности - деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (т. 1 л.д. 151-155).
Гузь П.А. на момент проведения собрания являлся членом указанной организации, что стороной ответчика не оспаривалось.
Из устава организации в редакции на 07.10.2021 усматривается, что ранее она имела наименование Лискинская общественная организация охотников и рыболовов (далее ЛРОООиР) (т. 1 л.д. 153-173).
01.12.2020 правлением организации было принято решение о проведении конференции в форме заочного голосования, при этом не утверждены сроки выдачи бюллетеней, дата окончания их приема, иные сведения о порядке заочного голосования.
Согласно пункту 1.1. Устава (в редакции на 02.04.2016, которая действовала на момент проведения конференции) ЛРОООиР – является добровольным некоммерческим объединением граждан Российской Федерации, охотников и рыболовов Лискинского района Воронежской области, созданным по инициативе граждан, на основе интересов в охоте и рыболовном спорте, охотничьем собаководстве - для защиты этих интересов и достижении общих целей
(т. 1 л.д. 174-195).
В пункте 5.1 Устава указано, что структуру организации составляют ее структурные подразделения (первичные коллективы, организации, отделения, филиалы и представительства), которые создаются на территории Лискинского района.
Согласно пункту 6.1 Устава органами управления организации являются конференция, правление и председатель правления организации.
В пункте 6.2 Устава указано, что конференция является высшим органом организации. Конференции могут быть очередными и внеочередными. Отчетно – выборная конференция проводится не реже одного раза в пять лет.
В силу пункта 6.2.2 Устава инициатором проведения конференции может выступать правление.
В пункте 6.2.3 Устава говорится о том, что в работе конференции участвуют делегаты, избранные в этом качестве на общих собраниях первичных коллективов.
В силу пункта 6.2.5 Устава конференция правомочна, если на заседании присутствует более половины избранных делегатов.
Решения конференции принимаются простым большинством голосов открытым или тайным голосованием, кроме вопросов пункта 6.2.7 настоящего Устава, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов делегатов конференции (пункт 6.2.6 Устава).
Согласно пункту 6.2.7 Устава к исключительной компетенции конференции относится в частности формирование (избрание) сроком на 5 лет органов организации: правления, председателя правления, секретаря); избрание контрольно - ревизионной комиссии; утверждение отчетов правления, контрольно – ревизионной комиссии; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (Финисовой) отчетности (т.1 л.д.174-195).
Согласно протоколу об итогах заочного голосования делегатов 21 отчётно – выборной конференции Лискинской районной общественной организации охотников и рыболовов от 23.03.2021 голосование проведено в форме заочного голосования посредством заполнения бюллетеней в г. Лиски в период с 17 по 22.03.2021. Способ приема бюллетеней: почтовая связь, нарочно. Дата и место составления протокола 23.03.2021 в <адрес>. Бюллетени делегатов, принявших участие в голосовании, прилагаются к протоколу.
На конференции приняты решения по шести вопросам: об утверждении отчета о финансово - хозяйственной деятельности за 2016 – 2020 г.г., утверждение отчета ревизионной комиссии за 2016 – 2020 г.г., избрание председателя общественной организации, избрание правления организации, избрание членов контрольно – ревизионной комиссии на новый срок, выборы делегатов на областную конференцию Воронежской региональной общественной организации охотников и рыболовов (ВРОООиР). Все решения приняты квалифицированным большинством голосов (т. 1 л.д. 129-134).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что голосование на конференции было произведено при необходимом кворуме, существенных нарушений порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющих на волеизъявление участников собрания, допущено не было, а имеющиеся признаны судом несущественными, у всех делегатов имелись надлежаще оформленные полномочия, никаких сведений о допущенных нарушениях равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении конференции или заочного голосования суду не представлено, существенных нарушений правил составления протокола, допущено не было, конференция приняла решения по вопросам, включенным в повестку дня, в компетенцию конференции согласно устава и закона входили все вопросы повестки дня, решения конференции не противоречат основам правопорядка или нравственности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности доводов истца о проведении указанного собрания в отсутствие кворума, поскольку из представленных в материалы дела бюллетеней, а также с учетом показаний свидетелей правомерно оцененных судом первой инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, усматривается принятие оспариваемого решения при надлежащем кворуме.
Несостоятельными находит судебная коллегия и доводы апелляционной жалобы о необоснованности проведения оспариваемого собрания в форме заочного голосования по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.
Согласно статье 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться, в том числе, в форме общественных организаций.
В силу статьи 6 указанного федерального закона члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно - ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.
Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.
В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.
В общественной организации образуется единоличный исполнительный орган, а в случаях, предусмотренных законом или уставом, в общественной организации образуется коллегиальный исполнительный орган (статья 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
Пунктом 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:
определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
изменение устава некоммерческой организации;
определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;
образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;
принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;
принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.
Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В пункте 4.1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» указано, что правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, предусмотренным абзацами вторым - девятым пункта 3 настоящей статьи. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.
Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.
В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:
дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;
сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
сведения о лицах, подписавших протокол.
Решение высшего органа управления некоммерческой организацией в 2020 году может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе некоммерческой организации порядка заочного голосования по следующим вопросам:
образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации (для некоммерческих организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту).
В силу статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников гражданско-правового сообщества при проведении заседания общего собрания или заочного голосования;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено последующим решением собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.
К нарушениям порядка принятия решения, в том числе могут быть отнесены нарушения, касающиеся созыва, подготовки, проведения собрания, осуществления процедуры голосования (подпункт 1 пункта 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии с частью 3 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего правового сообщества, не принимавший участие в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.
Согласно части 4 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Из смысла вышеприведенных норм права следует, что оспоримое решение может быть признано судом недействительным в случае нарушения закона, регулирующего указанные процедурные вопросы, причем характер этих нарушений должен быть настолько существенным, что они привели к нарушению прав и интересов участника собрания.
Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
В силу статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования, в том числе голосования с помощью электронных или иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 106 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» в соответствии с пунктом 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение). Допускается возможность предъявления самостоятельных исков о признании недействительным ничтожного решения собрания; споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого лица, имеющего охраняемый законом интерес в таком признании.
Исходя из положений пункта 109 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств:
- голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие;
- решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Ввиду указанного, принятые решения Лискинской местной общественной организации охотников и рыболовов затрагивают гражданские права истцов, как участников организации, на изучение, обсуждение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности избранными в установленном Уставом порядке делегатами высшего органа управления организации, и законом, а в том числе и Уставом Лискинской местной общественной организации охотников и рыболовов предусмотрено право обращения в суд, за защитой нарушенных прав.
Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организации правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.
Проведение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.
Разделом 5.2. Устава установлен следующий порядок проведения конференции, ее правомочность и порядок принятия решений:
5.2.2. В работе Конференций Организации участвуют делегаты, избранные в этом качестве на общих собраниях (конференциях) структурных подразделений Организации, в состав которых входят первичные охотничье - рыболовные коллективы, а также юридических лиц - членов Организации,
5.2.3. Подготовка и проведение Конференций Организации - определение представительства от структурных подразделений Организации и юридических лиц - членов Организации осуществляются в порядке, установленном Советом Организации. Делегаты, избранные на отчётно-выборную Конференцию Организации, принимают участие на ежегодных очередных (внеочередных) Конференциях Организаций - сохраняют свои полномочия до очередной отчётно-выборной Конференции Организации.
5.2.4. Конференция Организации правомочна, если на заседании присутствует более половины избранных делегатов.
5.2.5. Решения на Конференции принимаются простым большинством голосов присутствующих делегатов открытым, либо тайным голосованием, а по вопросам исключительной компетенции - нотифицированным большинством 2/3 присутствующих делегатов.
С учетом изложенного в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», к исключительной компетенции высшего органа управления относится вопрос об образовании органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий.
Такое решение должно быть принято высшим органом управления некоммерческой организации, в данном случае - «Конференцией членов Общества» (пункты 5.2, 5.3. 5.5 Устава). Принятие решения по данному вопросу без проведения заседания или собрания путем проведения заочного голосования (опросным путем) Федеральным законом «О некоммерческих организациях», не предусмотрено.
Между тем, согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239
«О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» предписано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Как следует из пункта 3 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ограничительные и иные мероприятия могут реализовываться в различные периоды времени в пределах общего срока, установленного пунктом 1 настоящего Указа, а именно с 4 по 30.04.2020 включительно.
Указом Губернатора Воронежской области от 20.03.2020 № 113-у
«О введении в Воронежской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на территории Воронежской области с 20.00 часов 20.03.2020 для органов управления и сил Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен режим функционирования повышенной готовности.
Согласно пункту 8 Указа Губернатора Воронежской области от 20.03.2020
№ 113-у «О введении в Воронежской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» гражданам Российской Федерации, находящимся на территории Воронежской области, их объединениям, в том числе юридическим лицам, приостановить (перенести) организацию и проведение мероприятий (в том числе деловых, культурных, развлекательных и спортивных) с участием свыше 50 человек в период действия настоящего указа, за исключением случаев, предусмотренных решением оперативного штаба по недопущению завоза и распространения коронавируса на территории Воронежской области.
Согласно пункту 2 «г» Указа Губернатора Воронежской области от 13.05.2020 № 184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в редакции на момент принятия решения о проведении конференции в форме заочного голосования временно приостановлено на территории Воронежской области проведение публичных, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан, за исключением:
- проведения избирательными объединениями съездов (конференций, собраний) по выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти Воронежской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области;
- проведения агитационных публичных мероприятий, осуществляемых в период избирательной кампании, вне помещений с общим количеством участников не более 20 человек;
- проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- деятельности зоопарков и океанариумов;
- деятельности библиотек, музеев, музеев-заповедников, дворцово-парковых музеев;
- деятельности кинотеатров (кинозалов) при наполняемости залов не более 50%;
- деятельности театрально-концертных организаций, за исключением театрально-концертного обслуживания детей, при наполняемости залов не более 50%;
- проведения органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
д) деятельность фуд-кортов.
В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что Указом Губернатора Воронежской области от 29.10.2020 № 448-у пункт 8 Указа Губернатора Воронежской области от 20.03.2020 № 113-у «О введении в Воронежской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Воронежской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» признан утратившим силу. В связи с чем, по мнению апеллянта, указанное допускало проведение мероприятий с участием свыше 50 человек в очной форме, с соблюдением антикороновирусных мер и социальной дистанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, поскольку на дату проведения оспариваемой истцом конференции установленный Указом Губернатора Воронежской области от 13.05.2020 № 184-у запрет на проведение публичных, досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан, отменен не был, и являлся действующим, проведение отчетно – выборной конференции общественной организации охотников и рыболовов при численности делегатов 50 человек в очном режиме, в помещении было невозможно, а поскольку срок полномочий руководящих органов организации истекал, то проведение голосования в заочной форме в полной мере соответствовало закону и иным нормативным актам, не было запрещено уставом организации, а с учетом конкретной сложившейся в указанный период времени эпидемиологической обстановки с целью сохранения здоровья граждан было оправданным и обоснованным.
Таким образом, оспариваемое решение 21-ой отчетно - выборной конференции Лискинской районной общественной организации охотников и рыболовов оформленное протоколом от 23.03.2021, принятое путем заочного голосования, в полной мере соответствует действующим на момент его принятия нормам права и положениям закона, голосование на конференции было произведено при необходимом кворуме, нарушений порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющих на волеизъявление участников собрания, допущено не было, а потому оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения у судебной коллегии не имеется.
При апелляционном разрешении спора, судом апелляционной инстанции также принимаются во внимание положения Федерального закона от 08.06.2020
№ 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», согласно которым, в 2020 г. решение высшего органа управления некоммерческой организации по вопросу образования органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий, может быть принято путем проведения заочного голосования независимо от наличия в уставе некоммерческой организации порядка заочного голосования.
Поскольку на момент проведения оспариваемого собрания, введенные ограничения, как указывалось выше, не отменены, основания для удовлетворения исковых требований у районного суда отсутствовали.
Разрешая вопрос о пропуске истцом при обращении с иском в суд срока исковой давности по заявлению ответчика, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, об отсутствии оснований для его применения.
Пунктом 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом.
С требованием о признании решения 21-ой отчетно – выборной конференции Лискинской районной общественной организации охотников и рыболовов от 23.03.2021 недействительным истец обратился 17.02.2022, сославшись на то, что о нем ему стало известно лишь 22.12.2021. Сведения о том, что Гузь П.А. было известно об оспариваемом им решении ранее в материалах дела отсутствуют. Доводы стороны ответчика о том, что при получении 09 и 10.03.2021 в офисе организации путевок на охоту и заполнение им там заявлений видел/мог видеть объявление о предстоящей конференции на информационном щите являются голословными. Осведомленность истца о том, что срок полномочий руководящих органов ответчика заканчивается 02.04.2021, лишь доказывает осведомленность об этом факте, а не о проведении конференции по факту.
Таким образом, оснований для вывода о пропуске истцом срока исковой давности не имеется.
В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене правильного по существу судебного решения не являются.
Нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, им дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в полном соответствии с положениями статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, основания для отмены решения районного суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Лискинского районного суда Воронежской области от
27 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу
Гузь Павла Александровича – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 апреля 2023 г.
Председательствующий:
Судьи коллегии: