Решение по делу № 2-274/2022 от 02.03.2022

Дело № 2-274/2022, № 12RS0002-01-2022-000600-26 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово 28 апреля 2022 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Журавлевой Т.В., с участием помощника прокурора Трофимовой А.В., от ответчика представителя по доверенности от <дата> Никуловой Т.Н., третьего лица Веселовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора Звениговского района в интересах несовершеннолетней Веселовой М. А. к Красногорской городской администрации о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Звениговского района обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней В.М.А. к Красногорской городской администрации, в котором просил: обязать Красногорскую городскую администрацию обеспечить В.М.А. , <дата> года рождения, благоустроенным жилым помещением на условиях социального найма в границах Городского поселения Красногорский Звениговского муниципального района Республики Марий Эл площадью не менее 32 кв.м в срок до <дата>.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района по обращению Веселовой О.М. проведена проверка исполнения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что Веселова О.М. является матерью Ж.Н.М., <дата> года рождения, В.М.А., <дата> года рождения, В.Д.А., <дата> года рождения. В.М.А., <дата> является инвалидом, нуждается в постоянном постороннем уходе. Согласно информации ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» В.М.А. состоит на учете врача-невропатолога с диагнозом <.....> Веселова О.М., имеющая состав семьи 4 человека, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Общая площадь используемых на праве собственности и социального найма семьей В.М.А. жилых помещений равна 60,1 кв.м, что в расчете на одного члена семьи составляет 12,02 кв.м. Исходя из нормы предоставления жилого помещения, В.М.А. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма из расчета не менее 32 кв.м (16*2+32). До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма В.М.А. ответчиком не предоставлено.

Помощник прокурора Звениговского района Трофимова А.В. заявленное требование поддержала в полном объеме, приводила доводы, изложенные в исковом заявлении.

Третье лицо на стороне истца Веселова О.М. полагала требования подлежащими удовлетворению. Указывала, что осуществляет уход за несовершеннолетней дочерью В.М.А. нуждаются в жилье, средств на его приобретение не имеют, живут в съемном жилье, поскольку в <адрес> в отсутствие транспортной доступности с ребенком-инвалидом проживать не могут, брак с В.Д.А. расторгнут.

Ответчик Красногорская городская администрация в лице представителя Никуловой Т.Н. против удовлетворения иска не возражала. Не оспаривая обстоятельства постановки семьи Веселовой О.М. на учет, указывала, что субсидия из республиканского бюджета на приобретение жилья инвалиду не поступала. Свободные жилые помещения для предоставления отсутствуют.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика Министерство финансов Республики Марий Эл, Министерство социального развития Республики Марий Эл, будучи надлежаще извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили. Министерство социального развития Республики Марий Эл ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства, по правилам ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ).

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н.

Из материалов дела следует, что Веселова О.М. имеет троих несовершеннолетних детей: Ж.Н.М.., <дата> года рождения, В.М.А, <дата> года рождения, В.Д.А. <дата> года рождения.

В.М.А., <дата> года рождения, является инвалидом, нуждается в постоянном постороннем уходе, зарегистрирована в предоставленном на праве социального найма В.А.В. жилом помещении общей площадью 32,4 кв.м по адресу: <адрес> В указанном жилом помещении также зарегистрированы по месту жительства Ж.Н.М, <дата> года рождения; В.Д.А. <дата> года рождения; Веселова О.М. (мать несовершеннолетней), В.А.В.отец несовершеннолетней).

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости В.О.М. В.М.А. и Ж.Н.М. обладают на праве общей долевой собственности по 1/3 доле на жилое помещение общей площадью <.....> расположенное по адресу: <адрес>. В.Д.А. в собственности жилого помещения не имеет.

Общая площадь используемых на праве собственности и социального найма семьей В.М.А. жилых помещений равна 60,1 кв.м, обеспеченность каждого из них общей площадью составляет 12,02 кв.м, что менее учетной нормы.

Красногорской городской администрацией Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Веселова О.М., имеющая состав семьи из 4 (четырех) человек на основании ст. 51 ЖК РФ принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в общий список очередников под (постановление Красногорской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл от <дата> ).

Как следует из постановления администрации Красногорского городского поселения от <дата> Веселова О.М. и члены ее семьи признаны малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Из справки МСЭ-2017 от <дата> следует, что В.М.А., <дата> года рождения, является инвалидом, категория «ребенок-инвалид», инвалидность установлена на срок до <дата>.

Согласно справке ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» от <дата> В.М.А., <дата> года рождения, состоит на учете у невролога-эпилептолога с 9-месячного возраста с диагнозом: <.....> с частыми приступами. В <дата> обращалась в медицинский центр «НЭО» <адрес>, когда был поставлен диагноз: <.....> Получает постоянно противосудорожные препараты. Сопутствующий диагноз: <.....> Является ребенком-инвалидом с <дата>. Нуждается в постоянном уходе, лекарственными препаратами обеспечена в полном объеме.

Постановлением Правительства РФ № 987н от 29 ноября 2012 года утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, к таким заболеваниям относятся 9п. 4 Перечня) эпилепсия с частыми припадками (код заболевания по <.....>), под которые подпадает заболевание В.М.А. (<.....>).

В части первой статьи 17 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <дата>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельства. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний.

Действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида – также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.

Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.

При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации жилищном фонде или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Красногорский» от 20 декабря 2016 года № 164 «Об утверждении учетной нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях» установлены: учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 15 кв.м на каждого члена семьи; норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма не менее 16 кв.м на каждого члена семьи.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 года № 4-П признал п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса, с учетом площади необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

В.М.А. являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение по договору социального найма. Определяя размер подлежащего предоставлению жилого помещения, судом принимаются во внимание нормы предоставления жилого помещения, установленные на территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский» (16 кв.м на человека), а также определенная законодателем цель оградить лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию, учитывая подтвержденную представленными в дело доказательствами нуждаемость в уходе, отсутствие возможности самостоятельного проживания. С учетом изложенных обстоятельств жилое помещение должно быть предоставлено В.М.А, с учетом права лица, осуществляющего уход за ней, что составляет не менее 32 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Возложить на Красногорскую городскую администрацию обязанность обеспечить В.М.А., <дата> года рождения, благоустроенным жилым помещением на условиях социального найма в границах Городского поселения Красногорский Звениговского района Республики Марий Эл площадью не менее 32 кв.м в срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2022 года

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Звенигово 28 апреля 2022 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Журавлевой Т.В., с участием помощника прокурора Трофимовой А.В., от ответчика представителя по доверенности от <дата> Никуловой Т.Н., третьего лица Веселовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора Звениговского района в интересах несовершеннолетней Веселовой М. А. к Красногорской городской администрации о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Звениговского района обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней В.М.А. к Красногорской городской администрации, в котором просил: обязать Красногорскую городскую администрацию обеспечить В.М.А. , <дата> года рождения, благоустроенным жилым помещением на условиях социального найма в границах Городского поселения Красногорский Звениговского муниципального района Республики Марий Эл площадью не менее 32 кв.м в срок до <дата>.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района по обращению Веселовой О.М. проведена проверка исполнения жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что Веселова О.М. является матерью Ж.Н.М., <дата> года рождения, В.М.А., <дата> года рождения, В.Д.А., <дата> года рождения. В.М.А., <дата> является инвалидом, нуждается в постоянном постороннем уходе. Согласно информации ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» В.М.А. состоит на учете врача-невропатолога с диагнозом <.....> Веселова О.М., имеющая состав семьи 4 человека, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Общая площадь используемых на праве собственности и социального найма семьей В.М.А. жилых помещений равна 60,1 кв.м, что в расчете на одного члена семьи составляет 12,02 кв.м. Исходя из нормы предоставления жилого помещения, В.М.А. должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма из расчета не менее 32 кв.м (16*2+32). До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма В.М.А. ответчиком не предоставлено.

Помощник прокурора Звениговского района Трофимова А.В. заявленное требование поддержала в полном объеме, приводила доводы, изложенные в исковом заявлении.

Третье лицо на стороне истца Веселова О.М. полагала требования подлежащими удовлетворению. Указывала, что осуществляет уход за несовершеннолетней дочерью В.М.А. нуждаются в жилье, средств на его приобретение не имеют, живут в съемном жилье, поскольку в <адрес> в отсутствие транспортной доступности с ребенком-инвалидом проживать не могут, брак с В.Д.А. расторгнут.

Ответчик Красногорская городская администрация в лице представителя Никуловой Т.Н. против удовлетворения иска не возражала. Не оспаривая обстоятельства постановки семьи Веселовой О.М. на учет, указывала, что субсидия из республиканского бюджета на приобретение жилья инвалиду не поступала. Свободные жилые помещения для предоставления отсутствуют.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика Министерство финансов Республики Марий Эл, Министерство социального развития Республики Марий Эл, будучи надлежаще извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили. Министерство социального развития Республики Марий Эл ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства, по правилам ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ).

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ перечне.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 года № 987н.

Из материалов дела следует, что Веселова О.М. имеет троих несовершеннолетних детей: Ж.Н.М.., <дата> года рождения, В.М.А, <дата> года рождения, В.Д.А. <дата> года рождения.

В.М.А., <дата> года рождения, является инвалидом, нуждается в постоянном постороннем уходе, зарегистрирована в предоставленном на праве социального найма В.А.В. жилом помещении общей площадью 32,4 кв.м по адресу: <адрес> В указанном жилом помещении также зарегистрированы по месту жительства Ж.Н.М, <дата> года рождения; В.Д.А. <дата> года рождения; Веселова О.М. (мать несовершеннолетней), В.А.В.отец несовершеннолетней).

Согласно Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости В.О.М. В.М.А. и Ж.Н.М. обладают на праве общей долевой собственности по 1/3 доле на жилое помещение общей площадью <.....> расположенное по адресу: <адрес>. В.Д.А. в собственности жилого помещения не имеет.

Общая площадь используемых на праве собственности и социального найма семьей В.М.А. жилых помещений равна 60,1 кв.м, обеспеченность каждого из них общей площадью составляет 12,02 кв.м, что менее учетной нормы.

Красногорской городской администрацией Звениговского муниципального района Республики Марий Эл Веселова О.М., имеющая состав семьи из 4 (четырех) человек на основании ст. 51 ЖК РФ принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в общий список очередников под (постановление Красногорской городской администрации Звениговского муниципального района Республики Марий Эл от <дата> ).

Как следует из постановления администрации Красногорского городского поселения от <дата> Веселова О.М. и члены ее семьи признаны малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Из справки МСЭ-2017 от <дата> следует, что В.М.А., <дата> года рождения, является инвалидом, категория «ребенок-инвалид», инвалидность установлена на срок до <дата>.

Согласно справке ГБУ РМЭ «Звениговская ЦРБ» от <дата> В.М.А., <дата> года рождения, состоит на учете у невролога-эпилептолога с 9-месячного возраста с диагнозом: <.....> с частыми приступами. В <дата> обращалась в медицинский центр «НЭО» <адрес>, когда был поставлен диагноз: <.....> Получает постоянно противосудорожные препараты. Сопутствующий диагноз: <.....> Является ребенком-инвалидом с <дата>. Нуждается в постоянном уходе, лекарственными препаратами обеспечена в полном объеме.

Постановлением Правительства РФ № 987н от 29 ноября 2012 года утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, к таким заболеваниям относятся 9п. 4 Перечня) эпилепсия с частыми припадками (код заболевания по <.....>), под которые подпадает заболевание В.М.А. (<.....>).

В части первой статьи 17 Федерального закона от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <дата>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельства. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний.

Действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида – также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.

Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (ч. 3 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.

При этом дополнительных условий реализации прав на предоставление жилья в установленном законом порядке указанной категории граждан, таких как фактическое финансирование и наличие в жилищном фонде субъекта Российской Федерации жилищном фонде или в муниципальном жилищном фонде жилья, федеральное законодательство не содержит, соответственно, указанные граждане не могут быть лишены права на обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Городское поселение Красногорский» от 20 декабря 2016 года № 164 «Об утверждении учетной нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях» установлены: учетная норма общей площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 15 кв.м на каждого члена семьи; норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма не менее 16 кв.м на каждого члена семьи.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 января 2018 года № 4-П признал п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 данного кодекса, с учетом площади необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

В.М.А. являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение по договору социального найма. Определяя размер подлежащего предоставлению жилого помещения, судом принимаются во внимание нормы предоставления жилого помещения, установленные на территории муниципального образования «Городское поселение Красногорский» (16 кв.м на человека), а также определенная законодателем цель оградить лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, и проживающих совместно с ним лиц от неблагоприятных проявлений, которые сопутствуют заболеванию, учитывая подтвержденную представленными в дело доказательствами нуждаемость в уходе, отсутствие возможности самостоятельного проживания. С учетом изложенных обстоятельств жилое помещение должно быть предоставлено В.М.А, с учетом права лица, осуществляющего уход за ней, что составляет не менее 32 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Возложить на Красногорскую городскую администрацию обязанность обеспечить В.М.А., <дата> года рождения, благоустроенным жилым помещением на условиях социального найма в границах Городского поселения Красногорский Звениговского района Республики Марий Эл площадью не менее 32 кв.м в срок до <дата>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 06 мая 2022 года

2-274/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Звениговского р-на
Ответчики
Красногорская городская администрация
Другие
Министерство социального развития РМЭ
Министерство финансов РМЭ
Веселова О.М.
Суд
Звениговский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Юпуртышкина С.В.
Дело на странице суда
zvenigocsky.mari.sudrf.ru
02.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2022Передача материалов судье
10.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Судебное заседание
06.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее