Дело № 33-11113/2024 (2-1369/2024)
УИД 59RS0007-01-2023-006924-97
Мотивированное апелляционное определение составлено 05.12.2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Г.Пермь 21 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Казакова М.В.,
судей Лапухиной Е.А., Крюгер М.В,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чернышевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салахиева Ильдара Наильевича к Следственному комитету Российской Федерации, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю о признании заключения частично незаконным, возложении обязанности, взыскании суммы доплаты пенсии, компенсации морального вреда, неустойки на случай неисполнения судебного акта,
по апелляционным жалобам Салахиева Ильдара Наильевича, Следственного комитета Российской Федерации, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г.Перми от 19 июня 2024 года.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Лапухиной Е.А., судебная коллегия
установила:
Салахиев И.Н. обратился в суд с иском к Следственному комитету Российской Федерации, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю, с учетом уточненного искового заявления просит признать незаконными действия Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю по изданию заключения № 59-89 от 18.05.2023 «О возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет» Салахиеву И.Н. в части установления доплаты за специальное звание – «подполковник юстиции» и доплаты за выслугу лет – 25 лет 02 месяца 10 дней; обязать Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю производить выплату пенсии, назначенной заключением № 59-89 от 18.05.2023 с учетом доплаты за специальное звание – «полковник юстиции», доплаты за выслугу лет – 30 лет 2 месяца 27 дней, взыскать с ответчика в пользу истца сумму доплаты размера пенсии из доплаты за специальное звание – «полковник юстиции», доплаты за выслугу лет – 30 лет 2 месяца 27 дней с 25.02.2022 по дату фактической выплаты, компенсацию морального вреда в размере 25000 руб., судебную неустойку на основании положений п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 50000 руб.
Требования мотивированы тем, что в период с 25.11.2013 по 13.06.2017 проходил службу в СУ СК России по Пермскому краю в должности руководителя следственного отдела по городу Соликамск. Оклад по занимаемой должности составлял 76% от оклада первого заместителя председателя Следственного комитета Российской Федерации. 13.06.2017 был освобожден от занимаемой должности в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. На основании решения ответчика – заключения № 59-30 от 11.07.2017, в соответствии с ч. 13 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ, ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 истцу назначена пенсия, исчисленная из оклада руководителя следственного отдела по городу Соликамск, с надбавкой к пенсии за выслугу лет – 25 лет 02 месяца 10 дней и с надбавкой за специальное звание – «подполковник юстиции». На основании личного заявления и приказа от 31.05.2018 № 141-к 01.08.2018 истец повторно принят на федеральную государственную службу и назначен с 01.06.2018 на должность старшего следователя второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации. Оклад по занимаемой должности составляет 62% от оклада первого заместителя председателя Следственного комитета Российской Федерации. 06.11.2019 присвоено специальное звание «полковник юстиции». Приказом от 25.02.2022 Салахиев И.Н. уволен из СУ СК России по Пермскому краю по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет. 10.04.2022 истец обратился с заявлением об исчислении пенсии из оклада руководителя следственного отдела по городу Соликамск на основании заключения № 59-30 от 11.07.2017. однако, ответчик на основании заключения № 59-89 от 18.03.2022 «О возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет», назначил истцу пенсию, исчисленную от оклада старшего следователя второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления, который составляет 62% от должностного оклада первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а не от оклада руководителя следственного отдела по городу Соликамск следственного управления, который составляет 76% от должностного оклада первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Таким образом, в результате действий ответчика, размер пенсии истца значительно уменьшился. Решением Свердловского районного суда г. Перми от 02.11.2022 исковые требования Салахиева И.Н. были удовлетворены, на СУ СК России по Пермскому краю возложена обязанность возобновить выплату пенсии, назначенной заключением № 59-30 от 11.07.2017 «О назначении пенсии за выслугу лет» Салахиеву И.Н., исчисленную из оклада руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю с учетом доплат за специальное звание, выслугу лет и иных доплат, установленных законом. Во исполнение решения суда, ответчиком возобновлена выплата пенсии, исчисленная от должности руководителя следственного отдела по городу Соликамск, выслуга лет в льготном исчислении определена продолжительностью 25 лет 02 месяца 10 дней, и доплата за специальное звание «подполковник юстиции». Фактически, согласно записям в личном деле и в трудовой книжке на дату второго увольнения истец имел звание «полковник юстиции», а выслуга лет в льготном исчислении составляет 30 лет 2 месяца 27 дней. Эти же сведения указаны ответчиком в Заключение № 59-89 от 18.03.2022 «О назначении пенсии за выслугу лет Салахиеву И.Н». Данные действия ответчика считает незаконными, поскольку они противоречат закону, а также решению Свердловского районного суда города Перми № 2-6429/2022 от 02.11.2022.
Истец Салахиев И.Н. и его представитель в судебном заседании на требованиях настаивали.
Представитель ответчиков в судебном заседании с требованиями не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.
Решением Свердловского районного суда г.Перми от 19 июня 2024 года исковые требования Салахиева И.Н. к Следственному комитету Российской Федерации, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю удовлетворены частично. Признано незаконным Заключение № 59-89 от 18.05.2023 о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет Салахиеву И.Н. в части исчисления выслуги лет Салахиева И.Н. в льготном исчислении продолжительностью 25 лет 02 месяца 10 дней. Возложена обязанность на Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю производить выплату пенсии Салахиеву И.Н. исходя из выслуги лет в льготном исчислении продолжительностью 30 лет 2 месяца 27 дней; произвести доплату пенсии Салахиеву И.Н. исходя из выслуги лет в льготном исчислении 30 лет 2 месяца 27 дней, с момента возобновления выплаты пенсии после увольнения со службы 25.02.2022. Взыскана с Российской Федерации в лице Следственного комитета Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Салахиева И.Н. компенсация морального вреда в сумме 5000,00 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Салахиев И.Н. просит изменить решение суда, принять по делу новое решение. Признать незаконным заключение № 59-89 от 18.05.2023 в части установления доплаты за специальное звание – «подполковник юстиции», обязать установить доплату за специальное звание – «полковник юстиции», обязать произвести перерасчет невыплаченной надбавки за специальное звание – «полковник юстиции» с момента, когда такая выплата должна была быть произведена, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., штраф (ангстрем) в размере 30000 руб. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что суд первой инстанции не учел, что на момент последнего управления специальное звание – полковник юстиции, а не подполковник юстиции. Отказывая в удовлетворении этой части исковых требований суд первой инстанции нарушил нормы материального права. Отказывая в назначении судебного штрафа (ангстрема) за многолетнее нарушение пенсионных прав, суд первой инстанции фактически «простил» ответчика за грубейшее нарушение закона, поощряя его на подобные нарушения и впредь. Снизив размер компенсации морального вреда суд первой инстанции не принял во внимание степень и глубину моральных страданий, которые истец испытывал в связи с многолетними судебными тяжбами с ответчиком.
В апелляционной жалобе Следственный комитет Российской Федерации, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, об отказе в удовлетворении исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывают на то, что 18.05.2023 СУ СК России по Пермскому краю издано заключение № 59-89 о возобновлении выплаты пенсии истцу за выслугу лет, исходя из размера денежного содержания по заключению № 59-30 от 11.07.2017 на момент увольнения 13.06.2017. Данное решение принято из буквального содержания резолютивной части вступившего в законную силу решения Свердловского районного суда г.Перми от 02.11.2022, согласно которой на следственное управление возложена обязанность возобновить выплату пенсии, назначенной заключением № 59-30 от 11.07.2017. Пенсия за выслугу лет по заключению № 59-89 от 18.05.2023 Салахиеву И.Н. в размере, установленном вступившим в законную силу решением суда от 02.11.2022, выплачена за весть период с момента увольнения 25.02.2022 и выплачивается в настоящее время. Таким образом, решение Свердловского районного суда г.Перми от 02.11.2022 исполнено надлежащим образом в полном объеме. Заключение № 59-89 от 18.05.2023 в настоящее время Салахиевым И.Н. обжаловано по тем же самым основанием и доводам, которые уже разрешены вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г.Перми от 02.11.2022. Приняв новое решение, отличное по существу от вступившего в законную силу решения Свердловского районного суда г.Перми от 02.11.2022, тем самым незаконно, превышая свои полномочия, суд его пересмотрел. При этом при принятии решения 19.06.2024 суд, обосновывая необходимость исчисления Салахиеву И.Н. пенсии исходя из выслуги лет для назначения пенсии 30 лет 02 месяца 27 дней, сослался на действующее положение части 2 статьи 14 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1. Однако приведя данное положение дословно, суд принял решение прямо противоположное их содержанию. Решение суда от 19.06.2024 в рассматриваемой части (обязать следственное управление производить выплату пенсии Салахиеву И.Н. исходя из выслуги лет 30 лет 02 месяца 27 дней, то есть исходя из выслуги лет назначения пенсии на день повторного увольнения, но при этом исчислять размер пенсии исходя из показателей на день первичного увольнения) прямо противоречит и вступившему в законную силу решению суда от 02.11.2022, и части 2 статьи 14 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1. С учетом незаконности и необоснованности решения суда от 19.06.2024 в части признания незаконными заключения следственного управления № 59-89 от 18.05.2023, является оно также и незаконным в части взыскания компенсации морального вреда в сумме 5000 руб.
Лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции. В судебное заседание стороны не явились, представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений относительно нее, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в части 1 статьи 1 определяет, что Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»).
Согласно пункту 13 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников Следственного комитета и членов их семей осуществляется применительно к условиям и нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. Лицам, проходившим службу в Следственном комитете, в выслугу лет для назначения пенсии, исчисленную в соответствии с законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей, также засчитывается срок их службы в федеральных органах исполнительной власти или федеральных государственных органах в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 35 вышеуказанного закона установлено, что проходящим службу сотрудникам Следственного комитета, имеющим выслугу не менее 20 лет и право на предусмотренное частью 13 настоящей статьи пенсионное обеспечение, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 № 411 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации» утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации.
Согласно подп. «а, г» пункта 2 названных Правил в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам Следственного комитета в соответствии с пунктом «а» части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» засчитывается время службы (работы, обучения) в Следственном комитете в должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (воинского) звания, со дня назначения на должность; указанное (в том числе в льготном исчислении) в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», которое подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (за исключением абзаца двадцатого пункта 1 и абзаца четвертого пункта 1 (1) указанного постановления).
В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Судом установлено и следует из материалов дела, что заключением № 59-30 от 11.07.2017 Салахиеву И.Н. назначена пенсия за выслугу лет в размере 65% от денежного содержания в общей сумме 40000,25 руб. в месяц.
Приказом СУ СК России по Пермскому краю № ** от 31.05.2018 Салахиев И.Н. принят на федеральную государственную службу и назначен с 01.06.2018 на должность старшего следователя второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Пермскому краю.
Решением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 03.03.2020 возложена обязанность на СУ СК РФ по Пермскому краю произвести Салахиеву И.Н. перерасчет ежемесячной пенсионной надбавки, исчисляемой по ранее замещаемой им должности руководителя следственного отдела по г.Соликамск СУ СК России по Пермскому краю, то есть из размера назначенной 13.06.2017 пенсии в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1, а также выплатить недополученную с 01.06.2018 ежемесячную надбавку с последующим установлением Салахиеву И.Н. ежемесячной пенсионной надбавки, исчисляемой из ранее замещаемой им должности руководителя следственного отдела по г.Соликамск СУ СК России по Пермскому краю, то есть из размера назначенной 13.06.2017 ему пенсии в порядке, предусмотренном законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1.
Приказом № ** от 25.02.2022 Салахиев И.Н. освобожден от замещаемой должности и уволен из СУ СК России по Пермскому краю по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.
Заключением руководителя СУ СК России по Пермскому краю № 59-89 от 18.03.2022 о перерасчете размера пенсии Салахиеву И.Н. установлена пенсия, исчисленная из оклада старшего следователя второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления, который составляет 62 % должностного оклада первого заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации.
Истец просил обязать возобновить выплату пенсии, назначенной заключением № 59-30 от 11.07.2017 «О назначении пенсии за выслугу лет», исчисленную из оклада руководителя Следственного отдела по г. Соликамск СУ СК России по Пермскому краю с учетом доплат за специальное звание, выслугу лет и иных доплат, установленных законом.
Ршением Свердловского районного суда г.Перми от 02.11.2022 по делу № 2-6429/2022, вступившим в законную силу 09.03.2023, с учетом определения об устранении описки от 10.02.2023 по материалу № 13-416/2023 исковые требования Салахиева И.Н. удовлетворены, заключение СУ СК России по Пермскому краю № 59-89 от 18.03.2022 «О назначении пенсии за выслугу лет» Салахиеву И.Н., исчисленную из оклада должности следователя второго отдела по расследованию особо важных дел СУ СК России по Пермскому краю признано незаконным; на СУ СК России по Пермскому краю возложена обязанность возобновить выплату пенсии, назначенной заключением №59-30 от 11.07.2017 «О назначении пенсии за выслугу лет» Салахиеву И.Н., исчисленную из оклада руководителя следственного отдела по г. Соликамск СУ СК России по Пермскому краю с учетом доплат за специальное звание, выслугу лет и иных доплат, установленных законом.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что имеется вступившее в законную силу решение Мотовилихинского районного суда г. Перми, которым установлено, что истцу назначена пенсия по выслуге лет, выплата которой при повторном поступлении на службу была приостановлена, в связи с чем оснований для перерасчета и назначения пенсии исходя из оклада по последней занимаемой должности у ответчика не имелось, поскольку размер пенсии истцу был установлен.
В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда от 02.11.2022, не подлежат доказыванию вновь и имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Также судом установлено, что 18.05.2023 руководителем СУ СК России по Пермскому краю на основании решения суда от 02.11.2022, утверждено заключение № 59-89 о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет, согласно которому пенсия составляет 58118,70 руб. в месяц и подлежит выплате с 02.03.2022. Размер пенсии исчислен из размера денежного содержания по заключению № 59-30 от 11.07.2017 с учетом индексации, а именно: должностной оклад – 76 %, доплата за специальное воинское звание (оклад по воинскому званию) «подполковник юстиции» – 20 %, доплата за выслугу лет 25 лет 02 месяца 10 дней – 70 %.
Таким образом, в период с марта 2022 года по май 2023 года Салахиеву И.Н. выплата пенсии за выслугу лет производилась не в полном объеме.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требований в части, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не содержит как запрета на возобновлении ранее назначенной пенсии за выслугу лет, так и предписаний, о том, что возобновление выплат ранее назначенных, но приостановленных в связи с поступлением на службу, пенсий, должно осуществляться по последней замещаемой штатной должности, выслуги лет, а, не исходя из должности, выслуги и общего трудового стажа на день приостановления выплаты пенсии. Таким образом, при поступлении на службу 01.06.2018 выплата Салахиеву И.Н. пенсии за выслугу лет подлежала приостановлению до увольнения 25.02.2022, а с 25.02.2022 подлежала возобновлению с учетом исчисления выслуги лет в льготном исчислении продолжительностью 30 лет 2 месяца 27 дней.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, признал незаконным Заключение № 59-89 от 18.05.2023 о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет Салахиеву И.Н. в части исчисления выслуги лет Салахиева И.Н. в льготном исчислении продолжительностью 25 лет 02 месяца 10 дней; обязал СУ СК России по Пермскому краю производить выплату пенсии Салахиеву И.Н., исходя из выслуги лет в льготном исчислении продолжительностью 30 лет 2 месяца 27 дней; произвести доплату пенсии Салахиеву И.Н., исходя из выслуги лет в льготном исчислении 30 лет 2 месяца 27 дней, с момента возобновления выплаты пенсии после увольнения со службы 25.02.2022.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу требование истца о признании незаконными действий СУ СК России по Пермскому краю по изданию заключения № 59-89 от 18.05.2023 «О возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет» Салахиеву И.Н.» в части установления доплаты за специальное звание – «подполковник юстиции», возложении обязанности производить выплату пенсии с учётом доплаты за специальное звание – «полковник юстиции», взыскании с ответчика в пользу истца сумму доплаты размера пенсии из доплаты за специальное звание – «полковник юстиции» не подлежат удовлетворению, поскольку новое правовое регулирование не предполагает при возобновлении выплаты пенсии (а не назначении пенсии вновь) право на надбавку за специальное звание, полученное после приостановления выплаты пенсии.
Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пунктах 1, 3, 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», установив, что нарушено право истца на получение пенсии за выслугу лет в полном объеме, суд первой инстанции принял решение о взыскании в пользу истца компенсации причиненного ему морального вреда.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанций и считает, что выводы суда основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.05.2012 №411 назначение и выплата пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим службу в Следственном комитете Российской Федерации, имеющим специальные звания, и членам их семей осуществляются в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
В силу подп. «б» п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации № 941 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, следует включать уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации (кроме указанных в подпунктах «д» и «е» настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), исчисленную из этих окладов.
В соответствии со статьей 14 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12.02.1993 г. (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, или на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
По смыслу приведенных нормативных положений перерасчет пенсии за выслугу лет, назначенной лицу, уволенному со службы, производится в связи с увеличением денежного довольствия по штатной должности, которую это лицо замещало на момент увольнения. Такой перерасчет осуществляется исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (оклада по последней штатной должности, и ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания, исчисленной из этих окладов).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 № 6-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2004 № 320-О, последующих Определениях от 05.11.2015 № 2500-О-Р, от 29.09.2016 № 2045-О, от 27.09.2017 № 2261-О, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения. Повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов) не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии. Поэтому при увольнении со службы такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант-либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им как сотрудникам соответствующих органов, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет. Кроме того, поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ответчиков относительно того, что возобновление выплаты пенсии истцу произведено в соответствии со вступившим в законную силу решением суда от 02.11.2022, которым разрешены требования Салахиева И.Н. по тем же основаниям и доводам, что в настоящем деле при обжаловании заключения № 59-89 от 18.05.2023, отмену решения суда от 19.06.2024 не влекут. Как следует из содержания решения суда от 02.11.2022 и апелляционного определения Пермского краевого суда от 09.03.2023, вопрос о том, из какого специального звания и продолжительности выслуги лет производить расчет пенсии Салахиева И.Н. ранее предметом исследования и оценки судов не являлся, в связи с чем какого-либо преюдициального значения в этой части ранее принятые судом решения не имеют.
Доводы апелляционной жалобы ответчиков об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда состоятельными не являются.
Выводы суда в части установления оснований для выплаты в пользу истца денежной компенсации морального вреда вследствие нарушения его прав на пенсионное обеспечение в надлежащем размере, судебная коллегия находит правомерными.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходил из того, что Салахиев И.Н. по вине ответчика в течение длительного времени (с 2022 года) не мог получить гарантированные государством пенсионные выплаты в полном объеме, был вынужден ограничивать расходы на приобретение продуктов питания, одежды и товаров первой необходимости, что привело к снижению качества жизни. Длительное время находился в стрессовой ситуации по причине необходимости неоднократного обращения к ответчику за разъяснением причин невыплаты пенсии в полном объеме и последующем обращении в суд, учитывая также принцип разумности и справедливости, принимая во внимание характер нравственных страданий, полученных истцом в результате действий (бездействия) ответчика, учитывая также и объем причиненных истцу нравственных страданий, степень вины нарушителя, длительность нарушенного права, суд принял решение о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
При этом оснований для изменения размера присужденной в пользу истца компенсации морального вреда по доводам жалоб истца и ответчиков судебная коллегия не усматривает, учитывая, что нарушение прав истца повлекло для него нравственные переживания, а сведений о наступлении для истца каких-либо неизгладимых последствий в деле не имеется.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании судебной неустойки на основании положений пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 50 000,00 руб., поскольку к данным правоотношениям положения статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального права. В свою очередь, доводы сторон, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционных жалобах истца и ответчиков, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда г.Перми от 19.06.2024 оставить без изменения, апелляционные жалобы Салахиева Ильдара Наильевича, Следственного комитета Российской Федерации, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий – подпись
Судьи – подписи