Дело № 2а-375/19
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
28 февраля 2019 года гор. Владикавказ
Промышленный районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Аликова В.Р.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Куловой Р.Р§.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рристонского района РіРѕСЂ. Владикавказа поданного РІ защиту интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє Управлению Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания, Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Рристонского района Рі. Владикавказ Р РЎРћ-Алания РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ С‡.1 СЃС‚.39 РљРђРЎ Р Р¤ обратился РІ СЃСѓРґ РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц СЃ административным исковым заявлением СЃ требованием Рє Управлению Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания СЃ требованием признать информацию, размещенную РЅР° страницах сайтов СЃ URL-адресом: http... запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё обязать Управление Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания ограничить доступ Рє аудиовизуальному сервису, расположенному РЅР° страницах РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РїРѕ адресам: ...
Р’ обоснование исковых требований указано, что Прокуратурой Рристонского района Рі. Владикавказа РїСЂРё осуществлении надзора Р·Р° соблюдение законодательства Рѕ защите детей РѕС‚ информации, причиняющей вред РёС… Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё развитию проведен мониторинг Рнтернет-сайтов, СЃ целью выявления информации, запрещенной Рє распространению.
В ходе осмотра страниц сайта с URL-адресом: ... установлено, что на страницах сайтов находится рекламная информация с предложениями приобретении готовых дипломов о высшем профессиональном образовании, а также об исполнении заказов на дипломные работы, курсовые работы, рефераты, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» служит обстоятельством, подрывающим деятельность государственных органов по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, создает предпосылки для воспитания в несовершеннолетних недоверия к системе государственных органов.
Р’С…РѕРґ РЅР° сайт свободный, РЅРµ требует предварительной регистрации Рё пароля, ознакомиться СЃ содержанием указанной страницы Рё скопировать информацию РІ электронном варианте может любой Рнтернет-пользователь, РІ том числе несовершеннолетний.
Подобная информация оказывает негативное воздействие на психическое состояние несовершеннолетних, подрывает духовное и нравственное развитие детей.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Согласно частей 1,6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и требований действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена.
Р’ соответствии СЃ С‡. 1 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27 июля 2006 РіРѕРґР° в„–149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации» РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено».
Р’ отношении РІРёРґРѕРІ информации, причиняющей вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей, указанных РІ Рї. 1 С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Закона Рѕ защите информации, решения Рѕ включении РІ Реестр сведений, позволяющих определить сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено, принимаются федеральными органами исполнительной власти РІ соответствии СЃ РёС… компетенцией.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим РёРЅСѓСЋ распространяемую посредством сети В«Рнтернет» информацию, причиняющую вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено, принимаются судами общей юрисдикции РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ административного судопроизводства РІ рамках осуществления обязательного судебного контроля Р·Р° соблюдением прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ человека Рё гражданина РїСЂРё реализации отдельных административных властных требований Рє физическим лицам Рё организациям.
Р’ судебном заседании, представитель административного истца - помощник РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рристонского района Рі.Владикавказа Малиев Рў.РҐ. заявленные исковые требования поддержал Рё РїСЂРѕСЃРёР» РёС… удовлетворить, РїРѕ основаниям, изложенным РІ заявлении.
Р’ судебное заседание представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций (Роскомнадзор) РїРѕ Р РЎРћ-Алания, надлежаще извещенный Рѕ времени рассмотрения дела, РЅРµ явился, ходатайствовал Рѕ рассмотрении дела РІ отсутствие представителя Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания. РџСЂРё этом, РёР· представленного отзыва РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление усматривается, что РІ результате анализа РґРѕРІРѕРґРѕРІ, изложенных РІ заявлении РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, Управлением установлено, что интернет-страница ... РІ «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов РІ информационно –телекоммуникационной сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р Р¤ запрещено», РЅРµ содержится. Рнтернет-страницы ... соответствующими решениями СЃСѓРґРѕРІ внесены РІ Единый реестр.
Выслушав мнение административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2.1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I - III, VI - VIII данного Кодекса. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, подлежит привлечению к участию в рассмотрении соответствующих административных дел в качестве административного ответчика. Административное исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения Роскомнадзора или его территориального органа (ст. 19, 22 КАС РФ).
Как усматривается из п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах - пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц,
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Частью 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Распространение информации РІ сети В«Рнтернет» Рё доступ несовершеннолетних Рё граждан Рє ней попадает РІ сферу регулирования Федерального закона в„–149-ФЗ РѕС‚ 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях Рё защите информации».
В соответствии с п.1 ч.2 ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству.
РР· Рї.7 СЃС‚.2 Федерального закона РѕС‚ 29 декабря 2010 Рі. в„–436-Р¤3 «О защите детей РѕС‚ информации, причиняющей вред РёС… Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё развитию» следует, что информация, причиняющая вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё (или) развитию детей, - информация (РІ том числе содержащаяся РІ информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено РІ соответствии СЃ настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как усматривается РёР· рапорта помощника РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рристонского района Рі. Владикавказа Малиева Рў.РҐ. РѕС‚ 14.12.2018 РіРѕРґР°, РІ С…РѕРґРµ мониторинга сети Рнтернет установлено, что РЅР° страницах РїРѕ адресу: ... РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј доступе находится рекламная информация СЃ предложениями Рѕ приобретении готовых дипломов Рѕ высшем профессиональном образовании, Р° также РѕР± исполнении заказов РЅР° дипломные работы, курсовые работы, рефераты, что РІ соответствии СЃ С‡. 1 СЃС‚. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции» служит обстоятельством, подрывающим деятельность государственных органов РїРѕ формированию РІ обществе нетерпимости Рє коррупционному поведению, создает предпосылки для воспитания РІ несовершеннолетних недоверия Рє системе государственных органов.
При этом, как установлено судом, адреса ... в Единый реестр доменных имен не внесены.
Р’ силу С‡. 1 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27 июля 2006 Рі. в„– 149-ФЗ "РћР± информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации" (РІ ред. РѕС‚ 28 декабря 2013 Рі.) РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет».
Согласно С‡. 2 СЃС‚. 15.1 данного Закона РІ реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено; доменные имена Рё (или) указатели страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет», содержащих информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Основанием для включения РІ реестр указанных сведений является, РІ том числе вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено (С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Федерального закона РѕС‚ 27 июля 2006 Рі. в„– 149-ФЗ "РћР± информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации").
Целью обращения РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рристонского района Рі. Владикавказа РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным заявлением является последующее включение сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт РІ сети В«Рнтернет», содержащий информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, РІ соответствующий реестр, ведение которого предусмотрено СЃС‚. 15.1 Федерального закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 27.07.2006 в„– 149-ФЗ "РћР± информации, информационных технологиях Рё Рѕ защите информации", для ограничения доступа Рє указанной информации как незаконной.
РџРѕ делам Рѕ признании информации, запрещенной Рє распространению РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения РЅР° таком сайте РІ сети В«Рнтернет» запрещенной информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной РІ сети В«Рнтернет», запрещенной.
РџСЂРё установленных обстоятельствах, СЃСѓРґ считает необходимым удовлетворить требование РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рристонского района Рі. Владикавказа РІ части РїРѕ приведённым выше основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 195 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рристонского района РіРѕСЂ. Владикавказа, поданного РІ защиту интересов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє Управлению Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания, Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети В«Рнтернет», информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, - удовлетворить РІ части.
Признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL- адресами: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Управлению Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания ограничить доступ Рє аудиовизуальному сервису, расположенному РЅР° страницах РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» РїРѕ адресам: ...
РљРѕРїРёСЋ вступившего РІ законную силу решения направить РІ Управление Роскомнадзора РїРѕ Р РЎРћ-Алания для включения указателей страниц сайтов СЃ электроннымиадресами: ... РІ сети Рнтернет, РІ Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети Рнтернет Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети Рнтернет, содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Р’ остальной части РІ удовлетворении административных исковых требований РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рристонского района Рі. Владикавказа отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца.
Судья В.Р. Аликов