Решение по делу № 33-3209/2024 от 27.08.2024

Судья Леккерева И.С.

№ 33-3209/2024

10RS0013-01-2023-001194-55

2-150/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 октября 2024 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Душнюк Н.В.,

судей Гудковой Г.В., Евтушенко Д.А.

при секретаре Павловой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 14 февраля 2024 года по иску Лосевой Н.В. к государственному казанному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия», Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации оплаты по отоплению, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец обратилась в суд по тем основаниям, что жилой дом,
в котором она проживает, отапливается посредством газового оборудования путем сжигания природного газа. Истец относится к категории лиц, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки, в виде освобождения от оплаты за отопление. Ответчик ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» отказал истцу в предоставлении указанной меры социальной поддержки, поскольку жилое помещение отапливается с использованием газа. Истец просила признать действия (бездействие) ответчиков по непредоставлению указанной меры социальной поддержки с 01.01.2022 незаконными, взыскать с ответчиков солидарно в качестве компенсации внесенную за период с 01.01.2022 по настоящее время плату за услуги по отоплению жилого помещения в размере 25653,50 руб., компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы по оплате почтовых расходов в размере 618,50 руб., расходы на проезд в размере 1430 руб.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» по непредоставлению меры социальной поддержки
с 01.01.2022 в форме компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения. С ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в пользу Лосевой Н.В. взыскана компенсация в размере 25653,50 руб., расходы
по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 618,50 руб. В остальной части иска и в иске к Министерству социальной защиты Республики Карелия отказано.

Дополнительным решением с ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в пользу Лосевой Н.В. взысканы судебные расходы на проезд в размере 1430 руб.

С решением суда не согласны ответчики.

ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права. Ссылается на то, что взысканная судом сумма включает в себя плату за потребленный истцом газ как на цели отопления, так и на иные цели, компенсация расходов на которые законодательством не предусмотрена. Указывает, что судом взыскана сумма за период
с 01.01.2022 без учета начала и окончания отопительного сезона. Компенсация расходов на газовое отопление может быть предоставлена
не ранее 02.08.2023, когда было принято постановление Правительства Республики Карелия от 02.08.2023 № 368-П.

Министерство социальной защиты Республики Карелия
в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что взысканная судом сумма включает в себя плату за потребленный истцом газ, как на цели отопления, так и на иные цели, компенсация расходов на которые законодательством не предусмотрена. Указывает, что истцом не представлено сведений
об объеме газа, потребленного на цели отопления, расчет не представлен. Полагает, что исковые требования не могли быть удовлетворены, поскольку предоставление компенсации на газовое отопление стало возможным с принятием постановления Правительства Республики Карелия от 02.08.2023 № 368-П.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение без изменения.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия и третьего лица Правительства Республики Карелия Егоров С.В., действующий по доверенностям, в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалоб поддержал.

Истец в судебном заседании апелляционной инстанции возражала по доводам жалоб.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Республике Карелия указанные правоотношения регулирует Закон Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее – Закон № 827-ЗРК),
в том числе правоотношений по социальной поддержке проживающих
за пределами городов пенсионеров, проработавших в совокупности
не менее десяти лет врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками со средним специальным образованием, специалистами ветеринарной службы, социальными работниками учреждений социального обслуживания, непосредственно занимавшимися социальным обслуживанием населения, специалистами учреждений культуры, педагогическими работниками в государственных учреждениях и (или) муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа, и (или) в учреждениях социалистической формы собственности до их преобразования в результате приватизации или реорганизации в организации иной формы собственности, располагавшихся в сельской местности, поселках городского типа, педагогическими работниками в государственных образовательных организациях Республики Карелия и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), либо не менее десяти лет по одной из вышеперечисленных специальностей (должностей) (п. 12 ст. 2).

Социальная поддержка граждан, указанных в п. 11-12 ст. 2 Закона
№ 827-ЗРК, осуществляется в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от вида жилищного фонда.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.01.2005
№ 1-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных этим законом (далее - Порядок). Данный порядок устанавливает правила предоставления (назначения и выплаты) мер социальной поддержки, в том числе компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Согласно п. 46 Порядка расчет размера компенсации гражданам, указанным в п.п. 11.2, 12 ст. 2 Закона № 827-ЗРК, осуществляется
ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» (далее - Центр) в соответствии со ст. 3 Закона. Для определения размера компенсации Центр использует сведения, представляемые организациями ЖКХ ежемесячно на основании соглашений (государственных контрактов), заключаемых между Центром и указанными организациями, в сроки, установленные соглашениями (государственными контрактами), но не позднее 25-го числа месяца, за который рассчитывается компенсация.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.08.2023 № 368-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Карелия от 17.01.2005 № 1-П» пункт 46 дополнен абзацем, устанавливающим, что при наличии в жилом помещении газового отопления расчет размера компенсации в части расходов на отопление производится исходя из объема газа, потребленного на цели отопления, определенного по показанию прибора учета газа, а при отсутствии в жилом помещении прибора учета газа - исходя из норматива потребления газа, используемого на цели отопления жилого помещения. При этом размер компенсации в части расходов на отопление не может превышать размер платы за потребленный газ.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Лосева Н.В. проживает в сельской местности по адресу: (.....), является пенсионером, проработавшим в сельской местности более 10 лет педагогическим работником в муниципальных образовательных учреждениях Республики Карелия.

ХХ.ХХ.ХХ истец обратилась к ответчику ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения на основании п. 11.2 ст. 2 Закона № 827-ЗРК. ХХ.ХХ.ХХ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» было принято решение о назначении Лосевой Н.В. ежемесячной денежной компенсации с 01.01.2022.

В жилом помещении истца установлено газовое оборудование для целей отопления. Пуск газа осуществлен ХХ.ХХ.ХХ.

В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ истцом оплачены услуги по газоснабжению природным газом в размере 25653,50 руб.

ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» компенсацию истцу платы на отопление не осуществлял с 01.01.2022, полагая, что предоставление мер социальной поддержки, компенсации расходов на вид топлива - газовое отопление может быть предоставлена за период не ранее вступления в законную силу правовых норм, предусматривающих компенсацию расходов на данный вид топлива, то есть не ранее 02.08.2023.

Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что льготы по оплате коммунальных услуг за отопление носят компенсационный характер, и соответствующее решение о выплате такой компенсации ответчиком ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» было принято, непредоставление такой компенсации истцу является неправомерным, в связи с чем с надлежащего ответчика в качестве компенсации взыскана плата за отопление жилого помещения в размере 25653,50 руб. за период с 01.01.2022 по 01.06.2023, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 618,50 руб. Дополнительным решением с надлежащего ответчика в пользу истца взысканы расходы на оплату проезда в суд в размере 1430 руб. При этом суд не нашел оснований для взыскания компенсации морального вреда, а также отказал в удовлетворении требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции
в части обоснованности заявленных истцом требований и определения ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в качестве надлежащего ответчика по делу, однако считает необходимым изменить состоявшиеся по делу судебные акты в части взысканных сумм компенсации расходов
на оплату отопления жилого помещения, почтовых расходов, расходов
на оплату проезда.

В целях проверки доводов апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции были запрошены сведения в АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» и ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» о предоставлении подробного расчета задолженности
за потребление природного газа с указанием суммы за отопление и на иные цели, сведения о том, для каких целей установлено газовое оборудование в жилом помещении истца.

Как следует из таблиц расчетов к ответу АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» от ХХ.ХХ.ХХ оплаченная истцом задолженность за потребление природного газа на цели отопления (режим потребления ОТОП) за спорный период с 01.01.2022 по 01.06.2023 составляет 23342,52 руб.

В ответе от ХХ.ХХ.ХХ АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» сообщило, что в состав внутриквартирного газового оборудования входят: 3-х горелочная газовая плита, а также конвектор газовый в количестве пяти штук. Отопление в квартире истца осуществляется посредством газовых конвекторов, нагрев воды посредством газа в данной квартире не осуществляется.

Согласно ответа ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург»
от ХХ.ХХ.ХХ условные обозначения, содержащиеся в расчете задолженности за потребление природного газа, расшифровываются следующим образом: «ГП+ХВС с ОТОП на л/с» – режим потребления с наличием газовой плиты при отсутствии централизованного горячего водоснабжения в жилом помещении, где имеется отопление природным газом; «ОТОП» - режим потребления с наличием отопления природным газом при отсутствии централизованного отопления. Начисления за потребленный газ по адресу истца производятся по прибору учета газа (марка , № ). Распределение объема газа по режимам потребления происходит пропорционально общему объему потребленного газа в соответствии с установленными нормативами потребления населением при отсутствии приборов учета газа.

Как следует из упомянутых выше ответов АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» и ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», поставка природного газа в жилое помещение истца осуществляется для целей отопления и приготовления пищи.

Поскольку Закон № 827-ЗРК предусматривает компенсацию расходов на оплату отопления, расходы на потребление газа для целей приготовления пищи подлежат исключению.

В связи с изложенным, с надлежащего ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в пользу истца следует взыскать компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения за период с 01.01.2022 по 01.06.2023 в размере 23342,52 руб. (сумма, начисленная за потребление природного газа для целей отопления, за вычетом суммы, начисленной
на приготовление пищи).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ изменению подлежит и размер взысканных почтовых расходов, с надлежащего ответчика в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям подлежат взысканию расходы на почтовые отправленияв размере 556,65 руб.

Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство
в суде апелляционной инстанции», поскольку дополнительное решение является составной частью решения суда и не может существовать отдельно от него, отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции вправе также отменить и дополнительное решение вне зависимости от того, было оно обжаловано или нет. В то же время отмена или изменение дополнительного решения сами по себе не влекут отмену или изменение основного решения суда, если последнее не обжаловалось.

Таким образом, дополнительное решение также подлежит изменению, с надлежащего ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату проезда пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1287 руб. В остальной части решение суда следует оставить без изменения.

Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что из взысканной суммы подлежат исключению летние месяцы, так как сумма компенсации взыскана судом первой инстанции без учета начала и окончания отопительного сезона, судебная коллегия находит несостоятельными.

Согласно абз. 2 п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

В формуле 5, которая определяет размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению, используется норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению.

В свою очередь указанный норматив (при использовании природного газа для отопления жилых помещений) рассчитывается по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме», где суммарное за год потребление газа делится на численность жителей, умноженное на 12 (количество месяцев в году). Таким образом, норматив потребления содержит в себе годовое количество потребленного газа.

Кроме того, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержат указаний на то, что за летние месяцы компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения лицам, указанным в п. 11-12 ст. 2 Закона № 827-ЗРК,
не осуществляется. Следовательно, компенсация расходов производится, исходя из потребленного количества природного газа.

Доводы апелляционных жалоб о том, что истец имеет право
на компенсацию только с 02.08.2023, то есть с даты принятия Правительством Республики Карелия постановления № 368-П, судебная коллегия не принимает, поскольку компенсация истцу расходов на оплату отопления предусмотрена Федеральным законом, а также региональным законодательством, которые не ставят в зависимость предоставление компенсации от видов отопления. Указанное постановление лишь установило порядок расчета размера компенсации в случае, когда жилое помещение отапливается газом, что не дает ответчикам права на лишение истца испрашиваемой меры социальной поддержки, предусмотренной действующим законодательством.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия
от 14 февраля 2024 года и дополнительное решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 12 июля 2024 года по настоящему делу изменить в части взысканных сумм компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, почтовых расходов, расходов на оплату проезда, принять в указанной части новое решение.

Взыскать с государственного казанного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (ИНН ) в пользу Лосевой Н.В. (СНИЛС ) в счет компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения в размере 23342,52 руб., почтовые расходы в размере 556,65 руб., расходы на оплату проезда 1287 руб.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 15.10.2024

Судья Леккерева И.С.

№ 33-3209/2024

10RS0013-01-2023-001194-55

2-150/2024

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 октября 2024 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Душнюк Н.В.,

судей Гудковой Г.В., Евтушенко Д.А.

при секретаре Павловой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 14 февраля 2024 года по иску Лосевой Н.В. к государственному казанному учреждению социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия», Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации оплаты по отоплению, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Гудковой Г.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

истец обратилась в суд по тем основаниям, что жилой дом,
в котором она проживает, отапливается посредством газового оборудования путем сжигания природного газа. Истец относится к категории лиц, имеющих право на предоставление меры социальной поддержки, в виде освобождения от оплаты за отопление. Ответчик ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» отказал истцу в предоставлении указанной меры социальной поддержки, поскольку жилое помещение отапливается с использованием газа. Истец просила признать действия (бездействие) ответчиков по непредоставлению указанной меры социальной поддержки с 01.01.2022 незаконными, взыскать с ответчиков солидарно в качестве компенсации внесенную за период с 01.01.2022 по настоящее время плату за услуги по отоплению жилого помещения в размере 25653,50 руб., компенсацию морального вреда в размере 100000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы по оплате почтовых расходов в размере 618,50 руб., расходы на проезд в размере 1430 руб.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным бездействие ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» по непредоставлению меры социальной поддержки
с 01.01.2022 в форме компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения. С ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в пользу Лосевой Н.В. взыскана компенсация в размере 25653,50 руб., расходы
по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 618,50 руб. В остальной части иска и в иске к Министерству социальной защиты Республики Карелия отказано.

Дополнительным решением с ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в пользу Лосевой Н.В. взысканы судебные расходы на проезд в размере 1430 руб.

С решением суда не согласны ответчики.

ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального права. Ссылается на то, что взысканная судом сумма включает в себя плату за потребленный истцом газ как на цели отопления, так и на иные цели, компенсация расходов на которые законодательством не предусмотрена. Указывает, что судом взыскана сумма за период
с 01.01.2022 без учета начала и окончания отопительного сезона. Компенсация расходов на газовое отопление может быть предоставлена
не ранее 02.08.2023, когда было принято постановление Правительства Республики Карелия от 02.08.2023 № 368-П.

Министерство социальной защиты Республики Карелия
в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что взысканная судом сумма включает в себя плату за потребленный истцом газ, как на цели отопления, так и на иные цели, компенсация расходов на которые законодательством не предусмотрена. Указывает, что истцом не представлено сведений
об объеме газа, потребленного на цели отопления, расчет не представлен. Полагает, что исковые требования не могли быть удовлетворены, поскольку предоставление компенсации на газовое отопление стало возможным с принятием постановления Правительства Республики Карелия от 02.08.2023 № 368-П.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение без изменения.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты Республики Карелия и третьего лица Правительства Республики Карелия Егоров С.В., действующий по доверенностям, в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалоб поддержал.

Истец в судебном заседании апелляционной инстанции возражала по доводам жалоб.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Республике Карелия указанные правоотношения регулирует Закон Республики Карелия от 17.12.2004 № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее – Закон № 827-ЗРК),
в том числе правоотношений по социальной поддержке проживающих
за пределами городов пенсионеров, проработавших в совокупности
не менее десяти лет врачами, провизорами, медицинскими или фармацевтическими работниками со средним специальным образованием, специалистами ветеринарной службы, социальными работниками учреждений социального обслуживания, непосредственно занимавшимися социальным обслуживанием населения, специалистами учреждений культуры, педагогическими работниками в государственных учреждениях и (или) муниципальных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа, и (или) в учреждениях социалистической формы собственности до их преобразования в результате приватизации или реорганизации в организации иной формы собственности, располагавшихся в сельской местности, поселках городского типа, педагогическими работниками в государственных образовательных организациях Республики Карелия и муниципальных образовательных организациях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), либо не менее десяти лет по одной из вышеперечисленных специальностей (должностей) (п. 12 ст. 2).

Социальная поддержка граждан, указанных в п. 11-12 ст. 2 Закона
№ 827-ЗРК, осуществляется в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения независимо от вида жилищного фонда.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.01.2005
№ 1-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных этим законом (далее - Порядок). Данный порядок устанавливает правила предоставления (назначения и выплаты) мер социальной поддержки, в том числе компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Согласно п. 46 Порядка расчет размера компенсации гражданам, указанным в п.п. 11.2, 12 ст. 2 Закона № 827-ЗРК, осуществляется
ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» (далее - Центр) в соответствии со ст. 3 Закона. Для определения размера компенсации Центр использует сведения, представляемые организациями ЖКХ ежемесячно на основании соглашений (государственных контрактов), заключаемых между Центром и указанными организациями, в сроки, установленные соглашениями (государственными контрактами), но не позднее 25-го числа месяца, за который рассчитывается компенсация.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.08.2023 № 368-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Республики Карелия от 17.01.2005 № 1-П» пункт 46 дополнен абзацем, устанавливающим, что при наличии в жилом помещении газового отопления расчет размера компенсации в части расходов на отопление производится исходя из объема газа, потребленного на цели отопления, определенного по показанию прибора учета газа, а при отсутствии в жилом помещении прибора учета газа - исходя из норматива потребления газа, используемого на цели отопления жилого помещения. При этом размер компенсации в части расходов на отопление не может превышать размер платы за потребленный газ.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Лосева Н.В. проживает в сельской местности по адресу: (.....), является пенсионером, проработавшим в сельской местности более 10 лет педагогическим работником в муниципальных образовательных учреждениях Республики Карелия.

ХХ.ХХ.ХХ истец обратилась к ответчику ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» с заявлением о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения на основании п. 11.2 ст. 2 Закона № 827-ЗРК. ХХ.ХХ.ХХ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» было принято решение о назначении Лосевой Н.В. ежемесячной денежной компенсации с 01.01.2022.

В жилом помещении истца установлено газовое оборудование для целей отопления. Пуск газа осуществлен ХХ.ХХ.ХХ.

В период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ истцом оплачены услуги по газоснабжению природным газом в размере 25653,50 руб.

ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» компенсацию истцу платы на отопление не осуществлял с 01.01.2022, полагая, что предоставление мер социальной поддержки, компенсации расходов на вид топлива - газовое отопление может быть предоставлена за период не ранее вступления в законную силу правовых норм, предусматривающих компенсацию расходов на данный вид топлива, то есть не ранее 02.08.2023.

Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что льготы по оплате коммунальных услуг за отопление носят компенсационный характер, и соответствующее решение о выплате такой компенсации ответчиком ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» было принято, непредоставление такой компенсации истцу является неправомерным, в связи с чем с надлежащего ответчика в качестве компенсации взыскана плата за отопление жилого помещения в размере 25653,50 руб. за период с 01.01.2022 по 01.06.2023, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 618,50 руб. Дополнительным решением с надлежащего ответчика в пользу истца взысканы расходы на оплату проезда в суд в размере 1430 руб. При этом суд не нашел оснований для взыскания компенсации морального вреда, а также отказал в удовлетворении требований к Министерству социальной защиты Республики Карелия.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции
в части обоснованности заявленных истцом требований и определения ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в качестве надлежащего ответчика по делу, однако считает необходимым изменить состоявшиеся по делу судебные акты в части взысканных сумм компенсации расходов
на оплату отопления жилого помещения, почтовых расходов, расходов
на оплату проезда.

В целях проверки доводов апелляционных жалоб судом апелляционной инстанции были запрошены сведения в АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» и ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» о предоставлении подробного расчета задолженности
за потребление природного газа с указанием суммы за отопление и на иные цели, сведения о том, для каких целей установлено газовое оборудование в жилом помещении истца.

Как следует из таблиц расчетов к ответу АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» от ХХ.ХХ.ХХ оплаченная истцом задолженность за потребление природного газа на цели отопления (режим потребления ОТОП) за спорный период с 01.01.2022 по 01.06.2023 составляет 23342,52 руб.

В ответе от ХХ.ХХ.ХХ АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» сообщило, что в состав внутриквартирного газового оборудования входят: 3-х горелочная газовая плита, а также конвектор газовый в количестве пяти штук. Отопление в квартире истца осуществляется посредством газовых конвекторов, нагрев воды посредством газа в данной квартире не осуществляется.

Согласно ответа ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург»
от ХХ.ХХ.ХХ условные обозначения, содержащиеся в расчете задолженности за потребление природного газа, расшифровываются следующим образом: «ГП+ХВС с ОТОП на л/с» – режим потребления с наличием газовой плиты при отсутствии централизованного горячего водоснабжения в жилом помещении, где имеется отопление природным газом; «ОТОП» - режим потребления с наличием отопления природным газом при отсутствии централизованного отопления. Начисления за потребленный газ по адресу истца производятся по прибору учета газа (марка , № ). Распределение объема газа по режимам потребления происходит пропорционально общему объему потребленного газа в соответствии с установленными нормативами потребления населением при отсутствии приборов учета газа.

Как следует из упомянутых выше ответов АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» и ООО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург», поставка природного газа в жилое помещение истца осуществляется для целей отопления и приготовления пищи.

Поскольку Закон № 827-ЗРК предусматривает компенсацию расходов на оплату отопления, расходы на потребление газа для целей приготовления пищи подлежат исключению.

В связи с изложенным, с надлежащего ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в пользу истца следует взыскать компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения за период с 01.01.2022 по 01.06.2023 в размере 23342,52 руб. (сумма, начисленная за потребление природного газа для целей отопления, за вычетом суммы, начисленной
на приготовление пищи).

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ изменению подлежит и размер взысканных почтовых расходов, с надлежащего ответчика в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям подлежат взысканию расходы на почтовые отправленияв размере 556,65 руб.

Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство
в суде апелляционной инстанции», поскольку дополнительное решение является составной частью решения суда и не может существовать отдельно от него, отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции вправе также отменить и дополнительное решение вне зависимости от того, было оно обжаловано или нет. В то же время отмена или изменение дополнительного решения сами по себе не влекут отмену или изменение основного решения суда, если последнее не обжаловалось.

Таким образом, дополнительное решение также подлежит изменению, с надлежащего ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы РК» в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату проезда пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1287 руб. В остальной части решение суда следует оставить без изменения.

Доводы апелляционных жалоб ответчиков о том, что из взысканной суммы подлежат исключению летние месяцы, так как сумма компенсации взыскана судом первой инстанции без учета начала и окончания отопительного сезона, судебная коллегия находит несостоятельными.

Согласно абз. 2 п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

В формуле 5, которая определяет размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению, используется норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению.

В свою очередь указанный норматив (при использовании природного газа для отопления жилых помещений) рассчитывается по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме», где суммарное за год потребление газа делится на численность жителей, умноженное на 12 (количество месяцев в году). Таким образом, норматив потребления содержит в себе годовое количество потребленного газа.

Кроме того, законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержат указаний на то, что за летние месяцы компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения лицам, указанным в п. 11-12 ст. 2 Закона № 827-ЗРК,
не осуществляется. Следовательно, компенсация расходов производится, исходя из потребленного количества природного газа.

Доводы апелляционных жалоб о том, что истец имеет право
на компенсацию только с 02.08.2023, то есть с даты принятия Правительством Республики Карелия постановления № 368-П, судебная коллегия не принимает, поскольку компенсация истцу расходов на оплату отопления предусмотрена Федеральным законом, а также региональным законодательством, которые не ставят в зависимость предоставление компенсации от видов отопления. Указанное постановление лишь установило порядок расчета размера компенсации в случае, когда жилое помещение отапливается газом, что не дает ответчикам права на лишение истца испрашиваемой меры социальной поддержки, предусмотренной действующим законодательством.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия
от 14 февраля 2024 года и дополнительное решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 12 июля 2024 года по настоящему делу изменить в части взысканных сумм компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения, почтовых расходов, расходов на оплату проезда, принять в указанной части новое решение.

Взыскать с государственного казанного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (ИНН ) в пользу Лосевой Н.В. (СНИЛС ) в счет компенсации расходов на оплату отопления жилого помещения в размере 23342,52 руб., почтовые расходы в размере 556,65 руб., расходы на оплату проезда 1287 руб.

В остальной части решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение

изготовлено 15.10.2024

33-3209/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Лосева Наталья Владимировна
Ответчики
Министерство социальной защиты Республики Карелия
ГКУ РК "Центр социальной работы Республики Карелия"
Другие
Правительство Республики Карелия
АО "Газпром газораспределение Петрозаводск"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
27.08.2024Передача дела судье
17.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Судебное заседание
22.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2024Передано в экспедицию
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее