Решение
Именем Российской федерации
30 сентября 2016 года
Раменский городской суд Московской области
В составе: председательствующего судьи Уваровой И.А.
при секретаре Климовой Т.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Администрации Раменского муниципального района к ФИО3, третьи лица Управление Росреестра по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по <адрес>», администрация сельского поселения <название>, сторона о прекращении зарегистрированного права собственности на земельный участок, истребовании земельного участка из незаконного владения,
У с т а н о в и л:
Администрация Раменского муниципального района обратилась в суд с иском к ФИО3 и просит прекратить зарегистрированное за ФИО3 право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: Московская область, Раменский <адрес>, истребовать у ФИО3 из незаконного владения земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес>, и вернуть участку статус - земли, государственная, собственность на которые не разграничена.
В обоснование требований ссылается на то, что согласно вступившего в законную силу обвинительного приговора Раменского городского суда от <дата> по делу <номер> сторона. сторона, сторона, сторона, сторона признаны виновными в совершении преступлений предусмотренных ч.4 ст. 159 УК РФ.
Приговором суда установлено, что сторона в период времени с августа и не позднее <дата> являясь высшим должностным лицом сельского поселения <название>, действуя в составе организованной группы совместно с сторона, сторона, сторона, сторона и другими неустановленными соучастниками, используя поддельные свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, датированные <дата> г.г. и оформленные на граждан, якобы проживавших на территории <адрес>, путем обмана поставили на кадастровый учет земельные участки, находившиеся в государственной собственности, расположенные на территории <адрес>, после чего приобрели право на чужое имущество, незаконно оформив свидетельства о праве собственности на земельные участки, в том числе на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.
Однако, в администрации сельского поселения <название> и администрации Раменского муниципального района <адрес> отсутствуют записи или иная информация о выдаче свидетельства о праве собственности на указанный участок.
В похозяйственном учете Администрации сельского поселения <название> сведений о земельном участке с кадастровым номером <номер> не имеется.
Уполномоченный орган решений о предоставлении земельного участка не принимал, правоустанавливающих документов на указанный земельный участок не выдавал.
В настоящее время право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> принадлежит ФИО3, что подтверждается выпиской из ЕГРП от <дата> <номер>.
Исходя из требований ст.ст.166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая ничтожность сделки по передаче земельного участка в собственность, полагает, что в данном случае необходимо применить последствия недействительности сделки и восстановить положение, существовавшее до нарушения права на земельный участок путем возвращения территории земельного участка в государственную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В соответствии со ст. 3.3 ФЗ <номер> «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на его территории.
В соответствии со ст. <адрес> от <дата> <номер> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Право распоряжаться земельным участком с кадастровым номером <номер>, расположенным по адресу: <адрес>, на момент совершения преступления, объектом которого явился вышеуказанный земельный участок, принадлежало Раменскому муниципальному району в соответствии с Федеральным законом <номер>-Ф3.
Сведения в государственный кадастр недвижимости о земельном участке были внесены не уполномоченным на то лицом, без учета мнения собственника земельного участка - Раменского муниципального района, чем нарушены положения ст.20 Федерального закона от <дата> №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В судебном заседании представитель Администрации Раменского муниципального района по доверенности сторона поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явилась. О слушании дела извещена. Ее представитель по доверенности сторона (л.д.153) возражала в иске, ссылаясь на то, что ответчик являлся добросовестным приобретателем, истцом пропущен срок исковой давности (подробные письменные возражения л.д.158-166).
Третье лицо сторона в судебном заседании пояснил, что земельный участок в <адрес> он никогда не получал. Никакого договора купли-продажи не заключал и ФИО3 никогда не видел.
Третьи лица Управление Росреестра по <адрес>, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по <адрес>, администрация сельского поселения <название> – представители не явились. О слушании дела извещены, письменных отзывов на иск не представили.
Суд, заслушав стороны, проверив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что приговором Раменского городского суда от <дата> по обвинению сторона, сторона, сторона, сторона, сторона последние признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ.
Указанным приговором установлено, что сторона в период времени с августа и не позднее <дата> являясь высшим должностным лицом сельского поселения Верейского, действуя в составе организованной группы совместно с сторона, сторона, сторона, сторона и другими неустановленными соучастниками, используя поддельные свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, датированные <дата> г.г. и оформленные на граждан, якобы проживавших на территории <адрес>, путем обмана поставили на кадастровый учет земельные участки, находившиеся в государственной собственности, расположенные на территории <адрес>, после чего приобрели право на чужое имущество, незаконно оформив свидетельства о праве собственности на земельные участки, в том числе на спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>
Собственником указанного земельного участка с кадастровым номером <номер> является ФИО3 на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного с сторона (л.д.210-216). Из текста договора усматривается, что спорный земельный участок принадлежит сторона на основании свидетельства о праве собственности на землю <номер> от <дата>, выданного Главой администрации <название> сельского совета <адрес>.
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являлась государственной собственностью.
Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Согласно положениям Земельного кодекса РСФСР, действовавшего на момент выделения земельного участка гражданам, земельные участки предоставлялись гражданам во временное и бессрочное пользование. Предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование осуществлялось не предприятием, а по решению исполком горсовета (райсовета) под ИЖС, ЛПХ, дачного строительства, садоводства, которые могут быть предметом бесплатной приватизации.
В ходе судебного заседания сторона отрицал получение земельного участка в собственность, а также заключение договора купли-продажи земельного участка.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что в <дата> году уполномоченный орган решений о предоставлении земельного участка сторона не принимал, правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером <номер>, не выдавал.
Решением Малого Совета Мособлсовета <номер> от <дата> был утвержден Примерный порядок изъятия и предоставления земельных участков в городах и поселках <адрес>, на основании которого предоставление земельных участков в собственность, пользование, владение осуществляется администрацией города, района, поселка по предоставлению городского (районного) комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. Согласно п. 2.7 данного Положения право собственности на землю удостоверяется государственным актом или свидетельством, которые выдаются и регистрируются местной администрацией, а согласно п.1.4 Положения свидетельство подписывалось главой администрации, постановлением которого предоставлен земельный участок, и скреплялось гербовой печатью.
Пунктом 2.2 решения <номер> от <дата> Мособлдумы «О порядке регистрации, передачи и закрепления земель в собственность и пожизненное наследуемое владение гражданам в <адрес>» ответственность за проведение работ по перерегистрации и выдаче свидетельств гражданам возложена на глав местной администрации и председателей районных, городских комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Таким образом, постановление главы местной администрации о предоставлении земельного участка являлось надлежащим документом, подтверждающим предоставление земельного участка, суду оно не представлено и материалами дела его наличие не установлено.
В силу п.7 ст.11 Закона РСФСР «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» похозяйственные книги рассматривались как документы первичного учета в сельском Совете народных депутатов. Данная форма регистрации права собственности на строения, расположенные в сельской местности, а также права владения земельными участкам, предоставленными для ведения личного подсобного хозяйства, предусматривалась законодательством и до введения в действие ЗК РФ 29.10.2001г.
Согласно п. 9.1ст. 3 ФЗ « О введении в действие ЗК РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от <дата> №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В силу ФЗ ч. 2 ст. 25.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
На момент рассмотрения спора право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> зарегистрировано за ФИО3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного <дата> (л.д.210).
Постановление органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка сторона не принималось.
При таких обстоятельствах, учитывая, что сторона спорный земельный участок в установленном законом порядке не предоставлялся, сам сторона отрицает наличие своей подписи в договоре купли-продажи земельного участка, акте приема- передачи участка, суд приходит к выводу о том, что договор купли-продажи спорного земельного участка является ничтожной сделкой.
В силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.8 ГК РФ акты государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от <дата> <номер> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» определено, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность только в порядке, установленном земельным законодательством.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Как указывалось выше, первичные надлежащие правоустанавливающие документы на имя сторона о предоставлении спорного земельного участка в его собственность суду не представлены. Приговором суда установлено наличие подложных документов.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что спорное имущество выбыло из владения собственника – Раменского муниципального района <адрес> помимо его воли.
В силу ст.167 ГПК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Ввиду отсутствия первичного права собственности у сторона на спорный земельный участок, вторичное право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> ответчик ФИО3 законным образом не приобрела, поскольку заключенный с ней договор купли-продажи в отсутствие первичного права, в силу ст. ст.168 и 209 ГК РФ, являются ничтожными.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 21.04.2003г. N6-П разъяснил, что права лица, считающего себя собственником имущества, не подлежат защите путем удовлетворения иска к добросовестному приобретателю с использованием правового механизма, установленного п.п.1,2 ст. 167 ГК РФ. Такая защита возможна лишь путем удовлетворения виндикационного иска, если для этого имеются те предусмотренные статьей 302 ГК РФ основания, которые дают право истребовать имущество и у добросовестного приобретателя (безвозмездность приобретения имущества добросовестным приобретателем, выбытие имущества из владения собственника помимо его воли и др.).
Согласно ч.1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно п.36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от <дата> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Ввиду отсутствия у сторона первичного права собственности на спорный участок, ничтожности последующего договора купли-продажи и выбытия этого имущества из владения собственника помимо его воли, спорное имущество может быть истребовано собственником, независимо от того, является ли ответчик ФИО3 добросовестным приобретателем.
В связи с вышеизложенным, суд считает доводы, изложенные как в письменных возражениях ответчика ФИО3, так и в ходе судебного разбирательства ее представителем, необоснованными и ничем не подтвержденными.
Согласно положениям ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно ч.1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
Согласно п.57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от <дата> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права.
Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Запись в ЕГРП была внесена <дата> (л.д.97), однако, о нарушении прав Администрация Раменского муниципального района узнала <дата>, когда была признана потерпевшим по уголовному делу (л.д.111), а <дата> иск был подан в Раменский городской суд (л.д.2), т.е. срок исковой давности пропущен не был.
Федеральным законом от <дата> N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с <дата>, внесены изменения в земельное и градостроительное законодательство, в том числе в Федеральный закон от <дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в результате чего введена статья 3.3. Согласно абзацу 3 пункта 2 названной статьи распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.3 Федерального закона от <дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Из представленной ответчиком информации, содержащейся на сайте Администрации сельского поселения <адрес> в сети Интернет, решением Совета депутатов сельского поселения <адрес> от <дата> за <номер> были утверждены Правила землепользования и застройки части сельского поселения Верейское Раменского муниципального района <адрес> в пределах территории 1-ого этапа разработки проекта правил землепользования и застройки.
Однако, как видно из решения <номер> от <дата> правила были утверждены лишь в виде проекта (л.д.173).
По утверждению представителя ответчика сторона, согласно нормам статьи 3.3 Федерального закона от <дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, у Администрации Раменского муниципального района <адрес> прекратились с <дата>.
Суд не соглашается с данным утверждением, исходя из того, что до 01.03.2015г. распоряжение земельными участками осуществлялось в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от <дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", а именно распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п. 1.2 ст. 17 Федеральный закон от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.
В соответствии Федеральным законом от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> были наделены отдельными государственными полномочиями <адрес>.
В 2015г. распоряжение земельными участками Администрацией осуществлялось в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 2 закона <адрес> от <дата> N 107/2014-ОЗ, в соответствии с которым органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
С <дата> вступил в силу закон <адрес> от <дата> N 191/2015-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> в области земельных отношений" (принят постановлением Мособлдумы от <дата> N 13/144-П) на основании п. 2 ст. 2 указанного выше закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что вступившим в законную силу приговором суда установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> выбыл из владения Российской Федерации вследствие хищения путем мошенничества, т.е. помимо воли собственника, суд приходит к выводу, что он подлежит истребованию из незаконного владения ФИО3
Руководствуясь ст. ст. 12, 167-168, 209, 301-302 ГК РФ, ст. ст. 56, 194- 199 ГПК РФ, суд,
Р е ш и л:
Исковые требования Администрации Раменского муниципального района <адрес> удовлетворить.
Прекратить зарегистрированное за ФИО3 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <номер>.
Истребовать у ФИО3 земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером <номер> и вернуть земельному участку статус – земли, государственная собственность на которые не разграничена.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд.
Мотивированное решение составлено <дата>.
Судья: