Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2021 г. <адрес>
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Мусаева Б.А., при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес>, поданного в интересах неопределённого круга лиц к администрации МР «<адрес>» об обязании принять неотложные меры по разработке, утверждению проектной документации и строительству объектов коммунальной инфраструктуры для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов – очистных сооружений,
установил:
Заместитель прокурора <адрес>, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что <адрес> проведена проверка о соблюдении требований природоохранного законодательства на территории МР «<адрес>», а также соблюдения санитарно- эпидемиологических требований при сборе и очистки жидких коммунальных бытовых отходов
В ходе проведенной проверки установлено, что <адрес> расположен в водоохраной зоне Каспийского моря. Также на территории района имеются поверхностные воды - реки, это важнейшие источники орошения, водоснабжения и рыболовства. Главнейшие из них Губденозень, Ма- насозень, Параулозень, Ачису, Джангакулачай, Пулеувла, Георга. Речная сеть сгущается многочисленными ручьями. Имеется оросительный канал им. Октябрьской революции, в том числе вода используется и для питья после соответствующей очистки.
Проведенной проверкой установлено, что <адрес> расположен в водоохраной зоне Каспийского моря. Также на территории района имеются поверхностные воды - реки, это важнейшие источники орошения, водоснабжения и рыболовства. Главнейшие из них Губденозень, Манасозень, Параулозень, Ачису, Джангакулачай, Пулеувла, Георга. Речная сеть сгущается многочисленными ручьями. Имеется оросительный канал им. Октябрьской революции, в том числе вода используется и для питья после соответствующей очистки.
На территории района проживает около 90 тыс. человек. При этом на территории МР «<адрес>» отсутствуют очистные сооружения. Сбор, обработка сточных вод, очистка жидких коммунальных бытовых отходов, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, забор, очистка и распределение воды не производятся и никогда не производились в связи с отсутствием очистных сооружений. Жидкие коммунальные отходы в неочищенном состоянии сбрасываются в указанные водные объекты, откуда они попадают в Каспийское море, что создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реках, морю, окружающей природной среде. Сброс неочищенных жидких коммунальных бытовых отходов и отсутствие очистных сооружений существенным образом нарушает права неопределённого круга лиц, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия, загрязнением поверхностных вод рек, нарушаются интересы Российской Федерации, являющейся собственником водных объектов.
В соответствии со ст.1 Земельного кодекса РФ установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В силу ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву
В силу ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
Согласно ст.З Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
Согласно требованиям ст.З Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В ст.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.
В соответствии с п.п. 1,2 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения, не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст.34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч.1 ч.б ст.60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
В соответствии с п.п.2,4 ч.2 ст.39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
В силу ч.2 ст.39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно чЛ ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий меж поселенческого характера по охране окружающей среды; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Поскольку обязанность по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций в силу закона возложена на администрацию МР «<адрес>», имеются основания для понуждения ее принять меры по разработке и утверждению проектной документации на объект коммунальной инфраструктуры для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений, в осуществлении финансирования мероприятий по проектированию и строительству объекта коммунальной инфраструктуры МР «<адрес>» для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством.
Правовое регулирование общих принципов организации местного самоуправления предполагает самостоятельное осуществление органами местного самоуправления своих полномочий при решении вопросов местного значения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, и ст.ст.22, 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
Просит суд:
1.Обязать Администрацию МР «<адрес>» принять неотложные меры по разработке, утверждению проектной документации и строительству объектов коммунальной инфраструктуры МР «<адрес>» для сбора и очистки жидких коммунальных бытовых отходов - очистных сооружений в соответствии с градостроительным и природоохранным законодательством, установив срок исполнения - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель прокуратуры <адрес> надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель администрации МР «<адрес>» надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства в судебное заседание также не явился. Направил в адрес суда заявление, в котором указал, что иск прокурора <адрес> признает в полном объеме и в ближайшее обязуется устранить допущенные нарушения. Также просил провести судебный процесс без его участия.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В статье 39 ГПК РФ закреплено право ответчика признать иск.
<адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления бюджетного законодательства.
В ходе проведенной проверки установлено, что штатное расписание, а также структура МР «<адрес>» не соответствует действующему законодательству.
Так, в соответствии со статьей 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях оптимизации штатной численности работников аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и упорядочения расходов на их содержание Правительством Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ издано постановление № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Нормативных требований по формированию структуры аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и Методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан».
При таких обстоятельствах, учитывая, что признание ответчиками иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд считает возможным принять признание иска ответчиками и удовлетворить заявленный иск.
Определяя срок, в который ответчикам следует выполнить данные мероприятия, суд считает возможным установить им срок исполнения решения суда. При этом, суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и считает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчиков обязанностей установить срок в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора <адрес>, поданного в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Собранию депутатов МР «<адрес>», администрации МР «<адрес>» о нарушениях бюджетного законодательства, удовлетворить.
1. Признать бездействие Собрания депутатов МР «<адрес>» по не приведению структуры МР «<адрес>» в соответствие с постановлением Правительства Республики Дагестан от 27.06.2014
№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Нормативных требований по формированию структуры аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и Методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан».
Обязать Собрание депутатов МР «<адрес>» привести структуру МР «<адрес>» в соответствие с постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Нормативных требований по формированию структуры аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и Методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан», в установленном законом порядке в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию МР «<адрес>» привести штатное расписание аппарата администрации MP «<адрес>» в соответствии с требованиями постановления Правительства Республики Дагестан, от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Нормативных требований по формированию структуры аппаратов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан и Методики расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, в установленном законом порядке в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Б.А. Мусаев