Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Иваново 15 января 2015 года
Октябрьский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Богуславской О. В.
при секретаре Котковой Н. А.
с участием истца Киселева А. В.,
представителей ответчика УФСБ России по Ивановской области Соколовой Я. В.,
Радченко И. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киселева А. В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ивановской области о признании ветераном боевых действий,
установил:
Киселев А. В. обратился в суд с иском к УФСБ России по Ивановской области. Истец просит признать отказ ответчика наделить его статусом ветерана боевых действий незаконным, признать его участником боевых действий, возложить на ответчика обязанность выдать ему удостоверение ветерана боевых действий.
Заявление мотивировано следующими обстоятельствами.
Киселев А. В. в период с 27.10.1995 по 10.02.1996 проходил военную службу в войсковой части №, дислоцировавшейся в г. <данные изъяты> Республики Таджикистан, к которой был прикомандирован в составе мотоманевренной группы войсковой части №, впоследствии с 18.03.1996 по 20.08.1996 он нес службу по охране государственной границы на территории Республики Ингушетия на № пограничной заставе при войсковой части №, расположенной в г. <данные изъяты>, выполняя задачи в зоне вооруженных конфликтов, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» он имеет право на получение статуса «ветеран боевых действий», однако УФСБ России по Ивановской области отказало ему в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, мотивировав свое решение тем, что документальных данных, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях не имеется. Киселев А. В. считает отказ УФСБ России по Ивановской области противоречащим действующему законодательству и необоснованным, поскольку факт выполнения им задач в условиях вооруженного конфликта подтверждается архивными справками, записями в военном билете, служебной характеристикой.
В судебном заседании истец Киселев А. В. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления, обратил внимание суда на то, что отсутствие таких документов как выписки из приказов, из послужного списка личного дела, подтверждающих его фактическое участие в боевых действиях, связано не с тем, что подобного обстоятельства не существовало, а обусловлено давностью событий и политической обстановкой того времени.
Представители ответчика УФСБ России по Ивановской области – Соколова Я. В., Радченко И. Ю., действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просили оставить исковые требования Киселева А. А. без удовлетворения, указав, что при принятии оспариваемого решения по заявлению Киселева А. В. УФСБ России по Ивановской области действовало строго в соответствии с требованиями действующего законодательства и подзаконными актами, регулирующими основания и порядок присвоения лицу статуса ветерана боевых действий. Представители ответчика пояснили, что само нахождение Киселева А. В. в периоды его службы в зоне боевых действий не означает фактическое участие его в таких действиях, и отсутствие документального подтверждения непосредственного участия Киселева А. В. в боевых действиях на территории Республики Таджикистан и Республики Ингушетия в периоды, указанные в разделе III Приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», служит поводом для отказа в признании его ветераном боевых действий. Кроме того, представители УФСБ России по Ивановской области указали на то, что обязанность по выдаче удостоверения ветерана боевых действий не может быть возложена на УФСБ России по Ивановской области, поскольку Управление осуществляет лишь работу по сбору документов, необходимых для оформления удостоверения ветерана боевых действий, само же удостоверение выдается службой организационно-кадровой работы ФСБ России.
Выслушав истца, представителей ответчика, допросив свидетелей ФИО1, ФИО2, проверив и исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования Киселева А. В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Киселев А. В. с 28.12.1994 по 10.11.1996 проходил военную службу по призыву в войсковой части №, что подтверждается записями в военном билете №, выданном <данные изъяты> районным военным комиссариатом <данные изъяты> области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-25).
Как видно из содержания архивной выписки из приказа по войсковой части № Северо-западного пограничного округа № от ДД.ММ.ГГГГ Киселев А. В. проходил военную службу в зоне чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов на территории Республики Таджикистан в составе действующей армии в войсковой части № на основании приказов Главнокомандующего ПВ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и имеет право на льготы, предусмотренные этими приказами, в период с 26.10.1995 по 11.02.1996 (л.д. 28-29, 47).
Согласно архивной выписке из приказа по войсковой части № Северо-западного пограничного округа № от ДД.ММ.ГГГГ Киселев А. В. находился в зоне чрезвычайного положения на территории Республики Ингушетии в период с ДД.ММ.ГГГГ по 20.08.1996, пользуется льготами, предусмотренными постановлением Правительства РФ № от 11.12.1995, приказом <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-32, 46).
Архивными справками № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-27, 48-49) и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30, 50) подтверждается факт нахождения личного состава войсковой части № в служебных командировках в г. <данные изъяты> Республики Таджикистан (войсковая часть №) и в г. <данные изъяты> Республики Ингушетия (войсковая часть №).
Киселев А. В., полагая, что он относится к категории лиц, перечисленных в пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», обратился в УФСБ России по Ивановской области с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
По результатам рассмотрения заявления Киселева А. В. УФСБ России по Ивановской области приняло решение об отказе в присвоении ему звания ветерана боевых действий, указав на отсутствие информации, свидетельствующей об участия Киселева А. В. в боевых действиях в период прохождения им военной службы в зоне чрезвычайного положения (в период с 26.10.1995 по 11.02.1996 – в Республике Таджикистан, в период с 19.03.1996 по 20.08.1996 – в Республике Ингушетия) (л.д. 45).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации закреплен в Приложении к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Из раздела III указанного Приложения следует, что боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в том числе в Республике Таджикистан с февраля 1993 года по декабрь 1997 года, в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
В соответствии с положениями п. 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 N 763, выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом ФСБ РФ от 04.12.2008 N 588 утверждена Инструкция об организации в органах Федеральной службы безопасности работы по оформлению, выдаче и учету удостоверений ветерана боевых действий, их дубликатов и дубликатов свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992.
Пунктами 4, 5 настоящей Инструкции определено, что лицам, проходившим военную службу в пограничных войсках, пограничных органах и не состоящим на пенсионном обеспечении в органах безопасности, удостоверения оформляются и выдаются на основании заявлений пограничными органами по месту жительства, а при их отсутствии - территориальными органами безопасности, при этом к подтверждающим документам относятся: для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, - приказ (выписка из приказа) руководителей, начальников органов безопасности, соответствующих должностных лиц федеральных органов правительственной связи и информации, пограничных войск и пограничных органов ФПС России, включенных в состав специальных сил, или справка, военный билет, выписка из послужного списка личного дела военнослужащего или лица из числа гражданского персонала, подтверждающие его фактическое участие в выполнении указанных задач с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; для остальных лиц, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» - документы, определенные Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 N 69
В соответствии с требованиями Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.10.2000 N 69, решение о выдаче военнослужащему удостоверения принимается на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих фактическое участие в боевых действиях; к ним относятся военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, справки архивных учреждений, летные книжки и другие документы (п. 2.11).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в абз. 2 п. 4 Постановления от 15.11.2011 N 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан», для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации; при соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Из положений приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ, следует, что для получения статуса ветерана боевых действий необходимо подтвердить как факт направления и нахождения на территории других государств в период ведения там боевых действий, так и факт участия в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.1994 N 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» Федеральной пограничной службе Российской Федерации предписывалось взять под охрану Государственную границу Российской Федерации на территории Чеченской Республики и обеспечить усиление режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приведенным выше Постановлением Правительства РФ, Главнокомандующий Пограничными войсками Российской Федерации 17.12.1994 издал Приказ N 0377 «Об объявлении территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа зоной вооруженного конфликта и утверждении перечня воинских частей Пограничных войск Российской Федерации, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа».
Как Постановление Правительства РФ от 09.12.1994 N 1360, так и Приказ Главнокомандующего Пограничными войсками РФ от 17.12.1994 N 0377 к выполнению задач при вооруженных конфликтах относили: выполнение военнослужащими Пограничных войск РФ задач по охране Государственной границы на территории Чеченской Республики; обеспечение усиления режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации.
Совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается нахождение истца в указанные им периоды времени на территории Республики Таджикистан и Республики Ингушетия и выполнение им задач по усилению режима охраны Государственной границы при несении военной службы, между тем сам по себе факт выполнения заявителем указанных задач не дает оснований для приобретения им статуса ветерана боевых действий, поскольку не является достаточным основанием для вывода об участии истца в боевых действиях, в то время как убедительных доказательств, подтверждающих непосредственное участие истца в боевых действиях, суду не представлено, показания свидетелей ФИО1 и ФИО2 также не могут быть расценены как таковые.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО1 в судебном заседании пояснил суду, что проходил военную службу на территории Республики Таджикистан вместе с Киселевым А. В., где они принимали участие в перестрелках, отбивая нападение вражеских сил на границе. Кроме того, ФИО1 пояснил, что в выдаче удостоверения ветерана боевых действий ему было отказано УФСБ России по Ивановской области, он отстаивал свое право в судебном порядке, но решение суда вынесено не в его пользу.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО2 в судебном заседании пояснил суду, что он проходил службу в Республике Таджикистан в период с 02.10.1992 по 27.05.1993, где выполнял боевые задачи, об обстоятельствах прохождения службы именно Киселевым А. В. в период с 27.10.1995 по 10.02.1996 на территории Республики Таджикистан ему ничего не известно.
Настоящие показания при совокупной оценке всех доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ и в силу ст. 60 ГПК РФ не могут быть признаны доказательствами, достаточными для удовлетворения иска, при этом суд учитывает, что показания свидетелей не носят конкретного характера, при этом сам истец затруднился в ходе судебного разбирательства указать на конкретные действия, которые он совершал, участвуя в боевых действиях.
Каких-либо свидетельств того, что иные архивные документы, которые могли бы содержать сведения об участии истца в боевых действиях, по каким либо причинам не сохранены или утрачены, также не имеется.
Имеющаяся в военном билете Киселева А. В. в разделе 18 «Участие в боях, боевых походах, партизанских отрядах и истребительных батальонах (где участвовал, в какое время, в составе какой части и в какой должности)» запись: с 27.10.95 по 10.02.1996 на территории Республики Таджикистан при войсковой части № временно исполняющего обязанности начальника штаба войсковой части №, не может быть расценена судом как доказательство непосредственного участия в боевых действиях, поскольку она не содержит указания на вид участия, носит общий характер, фактически констатирует факт нахождения истца на территории Республики Таджикистан в период времени, когда она представляла собой зону вооруженного конфликта.
Кроме того, суд считает необходимым также при разрешении настоящего спора учитывать следующее.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.1994 N 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» вся территория Чеченской Республики отнесена к зоне вооруженного конфликта (п. 10). Постановлением Правительства РФ от 11.12.1995 года N 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» Министерству обороны РФ, Министерству внутренних дел РФ, Федеральной службе безопасности РФ и Федеральной пограничной службе РФ предоставлено право принимать совместные решения об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта. Однако таких совместных решений об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта принято не было.
Таким образом, территория, на которой истец Киселев А. В. с 18.03.1996 по 20.08.1996 выполнял задачи по обеспечению усиления режима охраны Государственной границы, не отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Не могут поставить под сомнение изложенные выводы суда и ссылки истца на предоставление ему льгот (зачет выслуги лет в льготном исчислении, выплата денежного довольствия в десятикратном размере) в соответствии с Федеральным законом от 21.01.1993 N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службы на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».
Указанный закон устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходивших военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то есть положения данного закона применяются для иных целей, не связанных с отнесением лица к ветерану боевых действий.
Из положений указанного закона, а также иных нормативных актов, регулирующих условия и порядок предоставления льгот и компенсаций следует, что они предоставляются лицам, проходившим военную службу на определенных территориях и выполнявших задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах безотносительно того, участвовали ли эти лица непосредственно в боевых действиях или нет.
Таким образом, прохождение службы на территории Республики Таджикистан, а равно и выполнение определенных задач в условиях чрезвычайного положения и вооруженного конфликта возможно и без непосредственного участия в боевых действиях.
При таком положении то обстоятельство, что истец являлся получателем соответствующих льгот и компенсаций в соответствии с приведенным Федеральным законом не подтверждает факт его непосредственного участия в боевых действиях и не является основанием для приобретения им статуса ветерана боевых действий.
Таким образом, суд приходит к заключению, что оспариваемое заключение об отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, принятое комиссией по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений по итогам рассмотрения поступивших заявления Киселева А. В. и документов, соответствует правовому регулированию, при этом при его вынесении процедура рассмотрения заявления соблюдена, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований Киселева А. В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении иска Киселева А. В. к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ивановской области о признании ветераном боевых действий отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О. В. Богуславская