Решение по делу № 12-131/2022 от 22.03.2022

Р Е Ш Е Н И Е

12 мая 2022 года                                        г. Усолье-Сибирское

Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием представителя Федорова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в порядке, предусмотренном ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы и жалобу № 38RS0024-01-2022-001265-95 (12-131/2022) должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны на постановление № АТ-678/10/1 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/10/1 от 09 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/10/1 от 09 марта 2022 года о назначении административного наказания эколог ООО «ТМП» Макарова К.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Макарова К.С. подала жалобу, указав в её обоснование, что ООО "ТМП" не осуществляло размещение отходов в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее -НООЛР). В период с 01.01.2020 по 27.03.2020 ООО "ТМП" производило только временное накопление отходов, поступающих на полигон и не осуществляло их окончательное размещение на полигоне.

В соответствии с п.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" накоплением отходов является их складирование на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В период с 01.01.2020 по 27.03.2020 ООО "ТМП" на полигоне было организовано выделенное место для временного накопления отходов (далее - площадка временного накопления), на территории которой производилось их накопление. Общий объем отходов на площадке временного накопления, за указанный период составил - 0,026 тонн.

НООЛР позволяющие осуществлять размещение отходов на полигоне были установлены для ООО "ТМП" с 27.03.2020 года.

По окончании периода, накопления отходов (27.03.2020) на площадке временного накопления, ООО "ТМП" произвело их размещение на полигоне, а также произвело очистку площадки временного накопления (уборку от отходов).

Фактическое осуществление временного накопления отходов (с указанием количества отходов и периода накопления), а также факт их размещения на полигоне подтверждается данными учета отходов ООО "ТМП", в которых фиксируются сведения о движении отходов (приложение №1).

На момент проводимой Росприроднадзором выездной проверки (03.08.2021г.), место, выделенное под временное накопление отходов было полностью очищено, поскольку весь объем накопленных отходов был размещен 27.03.2020.

Согласно п.1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", а также ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Из вышеизложенного следует, что лица, осуществляющие временное накопление отходов, осуществляют данную деятельность без установления НООЛР. Понятие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подразумевает только деятельность по размещению отходов и не охватывает собой понятие временного накопления отходов.

Кроме того, в период осуществления временного накопления отходов, у лиц осуществляющих накопление, в соответствии с действующим законодательством отсутствует обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку данная плата взимается лишь за размещение отходов.

Согласно требованиям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", после установления НООЛР (27.03.2020) ООО "ТМП" произвело размещение отходов, накопленных в период с 01.01.2020 г. по 27.03.2020 г., в соответствии с требованиями, установленными п.12.1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. N 255). ООО "ТМП" был произведен расчет и внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в полном объеме (с учетом объема отходов, накопленных в период с 01.01.2020 г. по 27.03.2020 г).

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год составлена ООО "ТМП" на основании расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду также с учетом периода временного накопления отходов с 01.01.2020 по 27.03.2020.

В соответствии с ч.2 ст. 26.2. КоАП РФ доказательства по делу об административном правонарушении устанавливаются протоколом об административном правонарушении и иными протоколами и документами, за исключением постановления о назначении административного наказания.

Из приведенной нормы следует, что дополненные сведения и доказательства, изложенные в Постановлении о назначении административного наказания №АТ-678/10/1 от 09.03.2022, которые отсутствуют в Протоколе об административном правонарушении №АТ-678/10 не могут быть приняты в качестве доказательств в силу ч.2 ст. 26.2. КоАП РФ.

Таким образом, Росприроднадзором не доказано (в том числе отсутствуют доказательства в Протоколе об административном правонарушении №АТ-678/10), что ООО "ТМП" не осуществляло временного накопления отходов в период с 01.01.2020 по 27.03.2020 на полигоне.

Кроме того, Росприроднадзором ошибочно сделан вывод о необходимости установления НООЛР для ООО "ТМП" в период временного накопления отходов (с 01.01.2020 по 27.03.2020).

Просила: отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/10/1 от 09.03.2021 г. и прекратить производство по административному делу, ввиду отсутствия состава правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП. В случае, если суд посчитает невозможным отменить постановление о назначении административного наказания №АТ-678/10/1 от 09.03.2021 просит заменить административное наказание должностному лицу ООО "ТМП" - Макаровой Кристине Сергеевне в виде административного штрафа предупреждение.

Макарова К.С. извещена надлежащим образом в суд не явилась.

Представитель Федоров Е.А. в судебном заседании настаивал на доводах жалобы по всем изложенным в ней основаниям.

Государственный инспектор ведущий специалист-эксперт отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории Мункуев П.О. в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежаще.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежаще.

Выслушав Федорова Е.А., исследовав материалы административного дела, обозрев административные материалы, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.

    В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

    Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу в отношении Макаровой К.С. должностным лицом в области охраны окружающей среды по Иркутской области, соблюдены в полном объеме.

Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», из которого следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной деятельности является ее соответствие требованиям в области охраны окружающей среды.

Пунктом 8 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено требование, согласно которого не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно абз. 2 п. 12 (1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду») при превышении установленных нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, лимитов на выбросы загрязняющих веществ и лимитов на сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов такие лица при исчислении платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21 настоящих Правил.

Абз. 6 части 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Как следует из материалов дела, объект «Полигон захоронения ТКО» ООО «ТМП» поставлен на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположен по адресу: 665477, Иркутская область, Усольский район, в 3,2 км северо-западнее от рабочего поселка Тайтурка, включен в федеральный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду, объекту присвоен код 25-0138-002084-П, 1-я категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - высокая (2). Выдано свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № 5228098 от 16.11.2021.

Согласно свидетельства об актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № 5228098 от 16.11.2021, а также выкопировкой из ПТО УОНВОС при осуществлении деятельности на объекте негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) 25-0138-002084-П, ООО «ТМП» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обусловленное выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также размещением отходов производства и потребления.

Таким образом, ООО «ТМП» является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории (далее - Управление) на основании решения заместителя руководителя Управления Е.Ю. Цехмистренко от 16 июля 2021 № 3-р «О проведении плановой выездной проверки» проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТМП» (ООО «ТМП»), ИНН 3851993577, юридический адрес: 665462, Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина, д. 78, пом. 6 (акт проверки № АТ-678 от 03.08.2021) (учетный номер выездной проверки в ЕРКНМ 38210021000200365458).

В ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что ООО «ТМП» осуществляет деятельность на объекте НВОС 25-0138-002084-П с 11.01.2017, что подтверждается свидетельством о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет № 2637005 от 16.01.2017. При этом, в соответствии с Приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 27.03.2020 года № 292-од, ООО «ТМП» выдан Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № ООС-010 от 27.03.2020 сроком действия с 27.03.2020 по 26.03.2021.

Таким образом, государственный инспектор в области охраны окружающей среды Мункуев П.О. в постановлении пришел к выводу о том, что в период с 01.01.2020 по 27.03.2020 ООО «ТМП» осуществляло свою деятельность на объекте НВОС 25-0138-002084-П в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, предоставило недостоверную информацию в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: нарушение требований абз. 6 п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз. 2 п. 12 (1) Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»), что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом, установлено, что 10.03.2021 ООО «ТМП» направлена в адрес Управления направлена Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 4053958 от 10.03.2021), впоследствии отмененная Заявителем (ООО «ТМП»).

21.04.2021 ООО «ТМП» в адрес Управления направлена уточненная Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 4976402 от 21.04.2021), отклонена в связи с найденными ошибками.

15.02.2021 ООО «ТМП» в адрес Управления направлена уточненная Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 6287068 от 15.02.2021), отклонена в связи с найденными ошибками.

Причиной отклонения Декларации за 2020 год стал вывод должностного лица о том, что за размещенные отходы в период с 01.01.2020 по 27.03.2020 расчет платы ООО «ТМП» обязано было произвести в соответствии с абз. 6 п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в соответствии с которым в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется повышающий коэффициент 25 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

Согласно представленным Декларациям о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 и 2020 год ООО «ТМП» произведен расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и ТБО в пределах установленного лимита на их размещение.

Датой совершения правонарушения установлена 03.08.2021 – дата проведения выездной проверки и выявления факта административного правонарушения.

По установленным фактам в отношении должностного лица – эколога ООО «ТМП» Макаровой К.С. составлен протокол об административном правонарушении.

В качестве доказательств вины должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны в совершении административного правонарушения, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалы дела представлены: протокол об административном правонарушении № АТ-678/10 от 21.10.2021, копия акта плановой выездной проверки № АТ-678 от 03.08.2021 с приложениями; копия паспорта Макаровой К.С; копия приказа № 16-ТБО от 12.04.2021; копия трудового договора УК0000017 от 01.06.2020; копия должностной инструкции от 12.04.2021; свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет № 2637005 от 16.01.2017; копия приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 27.03.2020 года № 292-од; документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение № ООС-010 от 27.03.2020; свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду № 5228098 от 16.11.2021; декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год (№ 3099225 от 08.10.2020); декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 4053958 от 10.03.2021); уточненная декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год (вх. № 4976402 от 21.04.2021); данные (журналов) учета в области обращения с отходами за 2019 и 2020 год ООО «ТМП»; выкопировка из программно-технического обеспечения учета объектов негативного воздействия на окружающую среду.

По результатам рассмотрения протокола государственным инспектором в области охраны окружающей среды Мункуевым П.О. вынесено постановление № АТ-678/10/1 от 09.03.2022 в отношении эколога ООО «ТМП» Макаровой К.С. о признании ее виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, а именно в сокрытии, несвоевременном сообщении полной и достоверной информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными сообщать такую информацию, выразившееся в осуществлении в период с 01.01.2020 по 27.03.2020 ООО «ТМП» деятельности на объекте НВОС 25-0138-002084-П в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем обязанность по своевременному предоставлению полной и достоверной Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год по объекту НВОС 25-0138-002084-П не исполнена.

В своем постановлении государственный инспектор в области охраны окружающей среды Мункуев П.О. также пришел к выводу, что ООО «ТМП» вне зависимости о того, осуществляло ли накопление, либо размещение отходов на объекте НВОС 25-0138-002084-П, в Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год обязано произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в период с 01.01.2020 по 27.03.2020 как сверхлимитное, то есть с применением повышающего коэффициента, указанного в абз. 6 п. 5 ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно представленным данным учет в области обращения с отходами за 2019 и 2020 год ООО «ТМП», на объекте НВОС 25-0138-002084-П, в 2019 году размещено 35171,35 тонн, а в 2020 году 49967,78 тонн отходов производства и потребления. Сведений о том, что вышеуказанный объект НВОС приостанавливал свою деятельность, не поступало.

Также в ходе плановой проверки на объекте НВОС 25-0138-002084-П площадок накопления отходов, достаточных для накопления отходов свыше 1 тонны не установлено, что подтверждается протоколом осмотра от 26.07.2021, а также данными учета в области обращения с отходами ООО «ТМП», согласно которым на объекте НВОС 25-0138-002084-П ежеквартально образуется менее 1 тонны отходов в результате хозяйственной деятельности. ООО «ТМП» на объекте НВОС 25-0138-002084-П, в период с 01.01.2020 по 27.03.2020, не имело технической возможности накапливать принимаемые отходы, и размещало принимаемые отходы производства и потребления.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет установлена в предусмотренном законом порядке и не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

Как указано в ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП РФ).

Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами.

В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяются следующие понятия:

- отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- размещение отходов - это хранение и захоронение отходов;

- хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

- объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

- накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно установленных обстоятельств по делу, в период с 01.01.2020 по 27.03.2020 ООО «ТМП» осуществляло деятельность именно временному накоплению отходов, поскольку отходы складировались в объеме 0,026 тонн складировалась на срок менее 11 месяцев, что на основании абзаца девятнадцатого статьи 1 Закона N 89-ФЗ свидетельствует о накоплении отходов, при этом пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за накопление отходов не предусмотрена.

Суд не соглашается с выводами должностного лица о невозможности накопления ООО «ТМП» отходов, а только их размещения в связи с отсутствием площадок для накопления отходов более 1 тонны, поскольку объем накопленных отходов за период с 01.01.2020 по 27.03.2020 установлен в размере менее 1 тонны – 0,026 тонны.

Более того, обжалуемое постановление АТ-678/10/1 в отношении эколога ОО «ТМП» Макаровой К.С. не содержит никаких сведений о событии административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку исходя из текста постановления обществу фактически вменяется нарушение требований ч. 1 ст. 16, ст. 16.1, 16.2, ч. 1 ст. 16.3, ч. 4 ст. 16.4 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", т.е. в невыполнении обязанности по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год.

Однако, ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ возникает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, чего в обжалуемом постановлении не установлено (какая информация искажена либо не предоставлена).

Как следует из обжалуемого постановления, Макарова К.С. не скрывала и не искажала достоверную информацию о состоянии окружающей среды и иную информацию, предусмотренную ст. 8.5 КоАП РФ. Информация о сверхнормативном накоплении отходов отражена в представленных документах, а именно: в данных учета в области обращения с отходами от 10.04.2020 за 1 и 2 кварталы 2020 года, в декларации за 2020 год.

При рассмотрении декларации о плате за НВОС за 2020 год установлено, что не исчислена и не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов в количестве 0,026 тонн,.

Таким образом, по мнению административного органа, отсутствие информации о плате ООО «ТМП» за негативное воздействие на окружающую среду вышеуказанными отходами образует состав административного правонарушения по ст. 8.5 КоАП РФ.

Однако, с такой позицией согласиться нельзя, поскольку отсутствие платы за НВОС, предусмотренной ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не может по существу являться информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду, в связи с чем в обстоятельства, изложенные в постановлении не подпадают под деяние за которое предусмотрена ответственность ст. 8.5 КоАП РФ.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении в отношении эколога ООО «ТМП» Макаровой К.С., предусмотренном частью статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны на постановление № АТ-678/10/1 государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/10/1 от 09 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны - удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории Мункуева П.О. № АТ-678/10/1 от 09 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны – отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении эколога ООО «ТМП» Макаровой Кристины Сергеевны прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.

Судья                                                                                О.В. Янова

12-131/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
МАКАРОВА Кристина Сергеевна
Суд
Усольский городской суд Иркутской области
Судья
Янова О.В.
Статьи

8.5

Дело на сайте суда
usolsky.irk.sudrf.ru
22.03.2022Материалы переданы в производство судье
25.03.2022Истребованы материалы
11.04.2022Поступили истребованные материалы
12.05.2022Судебное заседание
12.05.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
11.07.2022Вступило в законную силу
12.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее