РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2012 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Николаева О.В.,
с участием помощника прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Мадюшкина А.А.,
при секретаре Аверкиевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и. о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики в интересах Журавлева ФИО8 и Журавлевой ФИО9 к администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение,
установил:
И. о. прокурора Ибресинского района Чувашской Республики обратилась в суд с исковым заявлением в интересах Журавлева Г.М. и Журавлевой О.Г. к администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение. Исковое заявление мотивировано тем, что Журавлев Г.М. и Журавлева О.Г. проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес> которая является непригодной для постоянного проживания. Постановлением главы администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № Журавлев Г.М. и Журавлева О.Г. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, как лица, проживающие в жилом помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям. И. о. прокурора по указанным основаниям просит обязать администрацию Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики предоставить Журавлеву Г.М. и Журавлевой О.Г. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора Ибресинского района Чувашской Республики Мадюшкин А.А. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Журавлев Г.М. исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил обязать администрацию Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики предоставить благоустроенное жилое помещение по месту жительства на состав семьи из двух человек, во внеочередном порядке по установленной норме по договору социального найма.
Истец Журавлева О.Г. исковое заявление поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - глава администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики Карсаков С.Н. исковое заявление признал частично и пояснил, что нуждаемость истцов в жилье ответчиком не оспаривается. В настоящее время сельское поселение не имеет благоустроенного жилого помещения для предоставления Журавлеву Г.М. и Журавлевой О.Г. во внеочередном порядке по установленной норме по договору социального найма по месту их жительства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Ибресинского района Чувашской Республики, своевременно и надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты жилищных прав определены в ст. 11 Жилищного кодекса РФ, согласно которой защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Данный иск подан в защиту жилищных прав истца, что соответствует требованиям ст. 45 ГПК РФ.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конкретизируя названное конституционное право, законодатель в нормах жилищного права, регламентирующего отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями из муниципального и государственного жилищного фонда, определяет условия и порядок его предоставления.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. Согласно подпунктам 1, 3, 5, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ Журавлев Г.М. обратился к главе Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющим право на государственную поддержку.
Указанные обстоятельства послужили основанием для признания Журавлева Г.М., зарегистрированного по адресу: <адрес>, на состав семьи из двух человек, нуждающимся в жилых помещениях и имеющим право на государственную поддержку на основании постановления главы администрации Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании указанного постановления Журавлев Г.М. и Журавлева О.Г. включены в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что вышеуказанная квартира (<данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года постройки) предоставлена Журавлеву Г.М. Физический износ данной квартиры составляет <данные изъяты>%.
В силу ст. 15 Жилищного кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Порядок признания помещения жилым помещением и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, также предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
Порядок признания помещения жилым помещением и требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пунктам 47 - 49 указанного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № 1.
В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно копиям технического паспорта и кадастрового паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общая жилая площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв. м., в том числе жилая площадь <данные изъяты> кв. м. Физический износ квартиры (ДД.ММ.ГГГГ года постройки) составляет <данные изъяты>%.
Из акта обследования жилого помещения и заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, отнесена к категории непригодного для постоянного проживания, дефекты которые могут быть устранены технически (при проведении капитального ремонта), а их устранение экономически нецелесообразно.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Положениями ст. 14 Жилищного кодекса РФ также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Правовые вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями по договору социального найма в Чувашской Республике, в том числе и во внеочередном порядке, урегулированы Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», а также нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, определенных ст. 14 Жилищного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» к одной из категорий граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики (далее - иные категории граждан), относятся: граждане, единственное жилое помещение, которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда Чувашской Республики.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 указанного Закона Чувашской Республики полномочия по обеспечению жилыми помещениями иных категорий граждан, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
В силу ст. 17 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления поселений и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 11 настоящего Закона, и делегированными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Закрепляя общий принцип распределения обязанности по доказыванию, законодатель в части 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком суду не представлены доказательства, свидетельствующие о необоснованности исковых требований истцов. Напротив, факт того, что квартира, в котором проживают истцы непригодна для постоянного проживания признан представителем ответчика в судебном заседании. Признание стороной (его представителем) обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).
Согласно п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в установленном законом порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Положениями п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ и п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также предусмотрено, что предоставление жилых помещений по договорам социального найма входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Аналогичные права по управлению и распоряжению муниципальной собственностью закреплены и в локальных нормативных актах.
Так, согласно ст. 34 Устава Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики администрация Малокармалинского сельского поселения - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральным законом и законом Чувашской Республики.
Из статьи 6 указанного Устава следует, что к вопросам местного значения Малокармалинского сельского поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельском поселении и нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Таким образом, нуждаемость истцов в жилом помещении и наличие права на льготное обеспечение жилым помещением в соответствии с пунктам 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ подтверждена материалами учетного дела и ответчиком не оспаривается.
Обстоятельств, предусмотренных ст. 53 Жилищного кодекса РФ, на момент разрешения данного спора судом не установлено и сторонами о них не заявлено.
Согласно ч. 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ч. 4 ст. 12 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», устанавливающих норму предоставления жилого помещения для иных категорий граждан, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Норма предоставления жилого помещения по договору социального найма иным категориям граждан составляет: 18 квадратных метров общей площади жилого помещения для категорий граждан, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 11 и пункте 2 части 4 статьи 11.1. настоящего Закона.
Таким образом, требование о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения на администрацию Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики суд считает обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил: Обязать администрацию Малокармалинского сельского поселения Ибресинского района Чувашской Республики предоставить Журавлеву ФИО10 и Журавлевой ФИО11, на состав семьи из двух человек благоустроенное жилое помещение по установленным нормам действующего законодательства во внеочередном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В.Николаев