УИД: 68RS0002-01-2022-001135-28
Номер производства в апелляционной инстанции 33-3217/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 ноября 2022 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.
судей: Рязанцевой Л.В., Рожковой Т.В.
при секретаре Горбачевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербинина Евгения Николаевича к государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области о включении периода работы в специальный страховой стаж и о назначении досрочной страховой пенсии
по апелляционной жалобе (основной и дополнительной) Щербинина Евгения Николаевича в лице представителя Кондрашова Александра Анатольевича на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 07 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
26.10.2021 года Щербинин Е.Н. обратился в ГУ ОПФ РФ по Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ №400 от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».
Решением ГУ ОПФ РФ по Тамбовской области от 03.11.2021 г. №*** в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400 «О страховых пенсиях» ему отказано из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
По мнению Пенсионного фонда, на момент обращения Щербинина Е.Н. его страховой стаж составлял 36 лет 02 месяца 01 день, стаж на соответствующих видах работ отсутствует.
ГУ ОПФ РФ по Тамбовской области не засчитаны Щербинину Е.Н. в стаж на соответствующих видах работ период:
- с 01.07.2004 г. по 31.12.2020 г. (16 лет 06 месяцев 01 день) – в качестве оператора АБЗ (асфальтобетонного завода) ООО «Дорожник» Ржаксинский ДСПМК, т.к. наименование профессии не предусмотрено Списком №2, уплата страховых взносов по дополнительным тарифам не производилась, сведения о стаже представлены работодателем без указания кода льготы.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда РФ, Щербинин Е.Н. обратился в суд с иском к ГУ ОПФ РФ по Тамбовской области, в котором просил включить спорный период в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 26.10.2021 г.
Истец полагает, что в период с 01.07.2004 г. по 31.12.2020 г. в качестве оператора АБЗ в ООО «Дорожник» Ржаксинский ДСПМК он выполнял работу, тождественную работе варщика асфальтовой массы, т.е. по профессии, предусмотренной Списком №2, а поэтому спорный период подлежит включению в его льготный стаж.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Дорожник».
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 07 июля 2022 г. Щербинину Евгению Николаевичу в удовлетворении исковых требований к ГУ ОПФ РФ по Тамбовской области о включении периода работы в специальный страховой стаж и о назначении досрочной страховой пенсии отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Щербинина Е.Н. Кондрашов А.А. просит отменить названное решение и принять по делу новое об удовлетворении исковых требований Щербинина Е.Н.
Представитель истца считает ошибочным вывод суда об отсутствии правовых оснований для установления тождественности профессий в данном случае. В рамках рассматриваемого дела истец не ссылался на тождественность профессий, а указывал на то, что выполняемая им работа тождественна должности варщик асфальтовой массы. Должность оператора АБЗ отсутствует в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов и Едином тарифно-квалификационном справочнике, в связи с чем профессия, указанная работодателем в трудовой книжке истца, поименована неправильно. В карте аттестации рабочего места по условиям труда №18 рабочее место истца аттестовано как варщик асфальтовой массы, а в строке 041 карты указано на наличие права на досрочное назначение страховой пенсии со ссылкой на Список №2.
По мнению представителя истца, суд необоснованно не принял во внимание карту аттестации рабочего места со ссылкой на то, что раздел ЕКТС, по которому оценена профессия истца не относится к виду деятельности ООО «Дорожник». Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ суды не вправе произвольно переоценивать результаты аттестации рабочего места. Работники предприятий, не относящихся к определенному разделу Списка №1 или Списка №2, но фактически выполняющие на предприятии работу, предусмотренную данным разделом Списка, имеют право на пенсию в связи с особыми условиями труда по данному разделу Списка.
Вывод суда о сезонном характере работы истца в качестве оператора АБЗ, по мнению Кондрашова А.А., не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Как следует из справки ООО «Дорожник», выпуск асфальтовой смеси производится с апреля по октябрь, а с ноября по март производится его ремонт и обслуживание. Согласно разъяснениям Министерства труда РФ от 22.05.1996 №5 в рабочее время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования.
Отсутствие в сведениях персонифицированного учета данных о льготном характере работы истца и неуплата работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу также не может служить основанием для отказа во включении спорного периода в льготный стаж, поскольку подача сведений в пенсионный орган и уплата страховых взносов относится к обязанности работодателя и не может препятствовать реализации работниками прав на своевременное и в полном объеме получение трудовой пенсии.
В дополнении к апелляционной жалобе представитель истца, ссылаясь на Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, правовую позицию Верховного Суда РФ, а также справку ООО «Дорожник», указывает, что с учетом сезонности работы асфальтобетонного завода и выпуска асфальтовой смеси истец имеет право на включение в специальный стаж в качестве оператора АБЗ в ООО «Дорожник» периодов работы: с 01.07.2004 по 31.10.2004 (04 мес.); с 01.04.2005 по 31.10.2005 (07 мес.); с 01.04.2006 по 31.10.2006 (07 мес.); с 01.04.2007 по 31.10.2007 (07 мес.); с 01.04.2008 по 31.10.2008 (07 мес.); с 01.04.2009 по 31.10.2009 (07 мес.); с 01.04.2010 по 31.10.2010 (07 мес.); с 01.04.2011 по 31.10.2011 (07 мес.); с 01.04.2012 по 31.10.2012 (07 мес.); с 01.04.2013 по 31.10.2013 (07 мес.); с 01.04.2014 по 31.10.2014 (07 мес.); с 01.04.2015 по 31.10.2015 (07 мес.); с 01.04.2016 по 31.10.2016 (07 мес.); с 01.04.2017 по 31.10.2017 (07 мес.); с 01.04.2018 по 31.10.2018 (07 мес.); с 01.04.2019 по 31.10.2019 (07 мес.); с 01.04.2020 по 31.10.2020 (07 мес.).
Истец Щербинин Е.Н., извещенный о месте и времени судебного заседания по правилам статьи 113 ГПК РФ, в том числе публично, посредством размещения сведений на официальном сайте Тамбовского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, причину неявки суду не сообщил, в связи с чем и на основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в рассмотрении дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167–ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В числе этих условий, как следует из содержания ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167–ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно п.п.2 п.1, п.2,3,4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г.№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Аналогичные нормы содержались в п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных ему законом полномочий 18 июля 2002 г. было принято постановление № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно которому при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно подпункту «б» пункта 1 данного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
В Списке №2 в разделе ХVП «Производство строительных материалов» подраздела 9 «Производство изделий из пека, битума и смол» позиция 2180900а-11368, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, предусмотрена профессия «варщик асфальтовой массы».
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 указанного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил № 1015.
В подпункте 2 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года №258н (далее - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с п. 3 названного Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» периоды работы с тяжелыми условиями труда подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Пунктом 4 указанного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По смыслу приведенных норм пенсионного законодательства, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на досрочное назначение пенсии по старости, факт работы с тяжелыми условиями труда, включаемой в специальный стаж, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.10.2021 г. Щербинин Е.Н. обратился в Отделение ПФ РФ по Тамбовской области Тамбовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 г. №400 «О страховых пенсиях» (л.д.12-13).
Решением Отделения ПФ РФ по Тамбовской области от 03.11.2021 г. № *** в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 года №400 «О страховых пенсиях» Щербинину Е.Н. отказано из-за отсутствия стажа на соответствующих видах работ. При этом не засчитано в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (Список № 2) 16 лет 06 мес. 01 дн. период работы с 01.07.2004 г. по 31.12.2020 г. в качестве оператора АБЗ в ООО «Дорожник» Ржаксинской ДСПМК ввиду того, что должность оператора не предусмотрена Списком № 2 от 1991 г. (л.д.12,об).
Не согласившись с решением пенсионного органа, Щербинин Е.Н. обратился в суд.
Разрешая спор по существу и отказывая Щербинину Е.Н. в удовлетворении заявленных исковых требований о включении периодов работы в специальный страховой стаж и о назначении досрочной страховой пенсии, суд первой инстанции, сославшись на положения вышеназванного Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальной (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», постановление Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», исходил из того, что в период с 02.07.2004 г. по настоящее время согласно записи в трудовой книжке и справкам работодателя Щербинин Е.Н. работает в должности оператора АБЗ (асфальтобетонного завода) в ООО «Дорожник», что не соответствует должности, упомянутой в Списке № 2.
При этом суд указал на то, что согласно выписке из ЕГРЮЛ организация ООО «Дорожник» осуществляет такие виды деятельности, как: деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, строительство автомобильных дорог, а поэтому пенсионным органом верно оценена работа истца не как льготная применительно к разделу Списка №2 «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», исходя из профиля деятельности работодателя Щербинина Е.Н.; кроме того, суд не вправе устанавливать тождественность профессий.
Доводы истца о том, что должность «оператора» тождественна должности «варщика асфальтовой массы», предусмотренной Списком №2 от 1991 г. раздел «Производство строительных материалов», подраздел «Производство изделий из пека, битума и смол» не признаны судом состоятельными ввиду того, что ООО «Дорожник» не занимается производством строительных материалов, в том числе изделий из пека, битума и смол, а поэтому оценка профессии истца по названному разделу, по мнению суда первой инстанции, некорректна.
Помимо этого, по мнению суда первой инстанции, отсутствуют доказательства полной занятости истца на работах с тяжелыми условиями труда, работа истца, как следует из материалов дела, носила сезонный и непостоянный характер; не подтвержден льготный характер работы истца и данными индивидуального (персонифицированного) учета.
С приведенными выводами суда первой инстанции в части отказа Щербинину Е.Н. в удовлетворении иска о включении периодов работы в специальный страховой стаж судебная коллегия не может согласиться, считая их основанными на неверном толковании норм материального права
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии, определены статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1-3 статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу положений статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Исходя из приведенного выше правового регулирования порядка и условий подтверждения страхового стажа, в том числе стажа для досрочного назначения страховой пенсии, застрахованное в системе обязательного пенсионного страхования лицо, в данном случае Щербинин Е.Н., при его несогласии со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, вправе оспорить достоверность этих сведений в судебном порядке.
По сведениям персонифицированного учета спорные периоды работы истца Щербинина Е.Н., зарегистрированного в системе обязательного пенсионного страхования 09 сентября 1998 года, в должности оператора действительно отражены за период с 02.07.2004 г. по настоящее время без указания оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости (л.д.70-74).
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, в данном случае само по себе отражение в сведениях персонифицированного учета спорных периодов работы Щербинина Е.Н. в должности оператора, не свидетельствует об отсутствии у истца права оспорить достоверность этих сведений в судебном порядке, в том числе и при наличии карты аттестации его рабочего места по условиям труда № 18, из которой следует, что осуществляемая истцом деятельность дает ему право на назначение трудовой пенсии по Списку № 2, вид производства в Списке № 2 в разделе ХVП «Производство строительных материалов» подраздела 9 «Производство изделий из пека, битума и смол» позиция 2180900а-11368, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, где предусмотрена профессия «варщик асфальтовой массы» (л.д.16-17).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
Как следует из материалов дела, факт того, что Щербинин Е.Н. работал в должности, поименованной Списком № 2, постоянно в режиме полного рабочего дня, в тяжелых и вредных условиях труда подтверждается картой аттестации рабочего места по условиям труда (л.д.16); уточняющей справкой ООО «Дорожник» от 16 мая 2022 г. № 53/2 (л.д.29); справкой ООО «Дорожник» от 26.10.2021 г № 90 о периодах непосредственного выпуска асфальтобетонной смеси обществом в период работы истца с 02.07.2004 г. (л.д.68); пояснениями генерального директора ООО «Дорожник» от 12.09.2022 г. № 87 (л.д.138); справкой работодателя, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для досрочного назначения страховой пенсии по старости, и подтверждающей постоянную занятость истца на соответствующих видах работ от 26 октября 2022 г. № 99, согласно которой истец с 01.07.2004 г. по 31.12.2020 г. постоянно работал в должности оператора АБЗ в Обществе с ограниченной ответственностью «Дорожник», в период сезонного выпуска асфальтобетонной смеси, с апреля по октябрь Щербинин Е.Н. в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели во вредных условиях фактически выполнял работу варщика асфальтовой массы, предусмотренную Списком № 2, разделом ХVП «Производство строительных материалов» подраздела 9 «Производство изделий из пека, битума и смол» позиция 2180900а-11368, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, где предусмотрена профессия «варщик асфальтовой массы», общий льготный стаж работы в качестве варщика асфальтовой массы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, у истца составляет 9 лет 8 месяцев, справка выдана на основании карточек формы Т-2, приказов за 2004 – 2021 г.г., табелей, нарядов за названный период (л.д.163).
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица генеральный директор ООО «Дорожник» Родионов А.В. подтвердил факты, изложенные в представленных обществом справках, и пояснил, что ООО «Дорожник» существует с 70-х годов, организация входила в трест «Тамбовагропромдорстрой», который занимался строительством сельских дорог; штатное расписание выдавалось вышестоящей организацией и с давностью не менялось; асфальт для строительства дорог всегда производился самой организацией и в настоящее время производится изготовление асфальтобетонных смесей; в настоящее время с учетом автоматизации производства должность истца правильно называется оператор, а в предшествующие годы с 1988 года истец работал всегда в тяжелых условиях труда фактически в должности варщика асфальтовой массы; карта аттестации, представленная в суд, содержит правильные данные о том, что истец осуществлял работу по должности варщика асфальтовой массы; работодатель намеревался подать корректировку сведений в Пенсионный фонд в связи с допущенной ошибкой в наименовании профессии истца, однако, работодателю пенсионным органом было разъяснено, что исправить данные можно только на будущее; в случае необходимости оплаты дополнительных страховых взносов Общество готово их внести (л.д.177-178).
По мнению Родионова А.В., как директора ООО «Дорожник», произошла ошибка в наименовании профессии истца, на что не обратили внимание; должность истца в сведениях персонифицированного учета не указана в качестве льготной по незнанию; в должностные обязанности Щербинина Е.Н., как варщика асфальтовой массы входило: загрузка компонентов в смесительные установки; карта аттестации составлялась в отношении трех работников, у всех были одинаковые условия труда, все трое Щербинин, Павлов и Пименов работали во вредных условиях.
Перечисленные выше доказательства свидетельствуют о том, что истец в спорные периоды работы, являясь работником ООО «Дорожник», выполнял свою трудовую деятельность в тяжелых условиях труда в качестве варщика асфальтовой массы, что предусмотрено Списком; должность истца в качестве оператора АБЗ была в трудовой книжке указана ошибочно.
Отсутствие в сведениях персонифицированного учета данных о льготном характере работы истца и неуплата работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу в данном случае, по мнению судебной коллегии, не может служить основанием для отказа во включении спорного периода в льготный стаж, поскольку подача сведений в пенсионный орган и уплата страховых взносов относится к обязанности работодателя и не может препятствовать реализации работниками прав на своевременное и в полном объеме получение трудовой пенсии.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности факта работы Щербинина Е.Н. в должности, поименованной Списком № 2, постоянно в режиме полного рабочего дня, непосредственно в тяжелых условиях труда в качестве варщика асфальтовой массы, а поэтому решение суда об отказе во включении спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии не может быть признано законным и обоснованным. В связи с чем решение суда в названной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований о включении периодов работы в льготный стаж для досрочного назначения страховой пенсии.
Исходя из уточняющей справки работодателя ООО «Дорожник» от 26 октября 2022 года № 99, которая не оспаривалась ответчиком в суде апелляционной инстанции, правовой позиции истца и его представителя Кондрашова А.А. в суде апелляционной инстанции, позиции представителя ответчика Топоркова И.Н., с учетом сезонного характера работы истца в должности варщика асфальтовой массы, предусмотренной Списком № 2, разделом ХVП «Производство строительных материалов» подраздела 9 «Производство изделий из пека, битума и смол» позиция 2180900а-11368, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, включению в льготный стаж Щербинину Е.Н. на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежат фактические периоды работы истца в тяжелых условиях труда: с июля 2004 по октябрь 2004 (04 мес.); с апреля 2005 по октябрь 2005 (07 мес.); с апреля 2006 по октябрь 2006 (07 мес.); с апреля 2007 по октябрь 2007 (07 мес.); с апреля 2008 по октябрь 2008 (07 мес.); с апреля 2009 по октябрь 2009 (07 мес.); с апреля 2010 по октябрь 2010 (07 мес.); с апреля 2011 по октябрь 2011 (07 мес.); с апреля 2012 по октябрь 2012 (07 мес.); с апреля 2013 по октябрь 2013 (07 мес.); с апреля 2014 по октябрь 2014 (07 мес.); с апреля 2015 по октябрь 2015 (07 мес.); с апреля 2016 по октябрь 2016 (07 мес.); с апреля 2017 по октябрь 2017 (07 мес.); с апреля 2018 по октябрь 2018 (07 мес.); с апреля 2019 по октябрь 2019 (07 мес.); с апреля 2020 по октябрь 2020 (07 мес.), а всего 9 лет 8 месяцев., что влечет удовлетворение требований истца в названной части.
Решение суда первой инстанции об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» сторонами не оспаривается и проверка его законности и обоснованности не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
В суде апелляционной инстанции стороны не отрицали, что у истца право на назначение пенсии с учетом спорного периода не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 07 июля 2022 года в части отказа Щербинину Евгению Николаевичу к государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области о включении периодов работы в специальный страховой стаж отменить. Вынести в этой части новое решение.
Возложить обязанность на государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тамбовской области включить Щербинину Евгению Николаевичу в специальный стаж на соответствующих видах работ периоды работы в должности варщика асфальтовой массы в ООО «Дорожник»: с июля 2004 по октябрь 2004 (04 мес.); с апреля 2005 по октябрь 2005 (07 мес.); с апреля 2006 по октябрь 2006 (07 мес.); с апреля 2007 по октябрь 2007 (07 мес.); с апреля 2008 по октябрь 2008 (07 мес.); с апреля 2009 по октябрь 2009 (07 мес.); с апреля 2010 по октябрь 2010 (07 мес.); с апреля 2011 по октябрь 2011 (07 мес.); с апреля 2012 по октябрь 2012 (07 мес.); с апреля 2013 по октябрь 2013 (07 мес.); с апреля 2014 по октябрь 2014 (07 мес.); с апреля 2015 по октябрь 2015 (07 мес.); с апреля 2016 по октябрь 2016 (07 мес.); с апреля 2017 по октябрь 2017 (07 мес.); с апреля 2018 по октябрь 2018 (07 мес.); с апреля 2019 по октябрь 2019 (07 мес.); с апреля 2020 по октябрь 2020 (07 мес.), а всего 9 лет 8 месяцев.
В остальной части оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Щербинина Евгения Николаевича – удовлетворить.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 11 ноября 2022 года.