Дело № 2а-510/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 года город Тверь
Пролетарский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Шульги Н.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Фроловой Е.А.,
при участии административного истца Васильева С.С. и его представителя адвоката Маклакова А.В.,
Представителя административного ответчика Военного комиссариата Тверской области Шуляковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Сергея Сергеевича к призывной комиссии г.Твери, Федеральному казенному учреждению “Военный комиссариат Тверской области” о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Васильев С.С. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии г.Твери от 15.09.2021 г. о зачислении его в запас по достижению 27-го возраста, как лицо не прошедшее военную службу по призыву без законных на то оснований; возложить на Федеральное казенное учреждение “Военный комиссариат Тверской области” обязанность выдать военный билет.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что он в конце ноября 2021 г. обратился в Военный комиссариат Тверской области для получения военного билета по достижению им 27-го возраста. 14.12.2021 он был приглашен в Военный комиссариат, где ему сообщили о том, что 15.09.2021 на заседании призывной комиссии (на которую он не был приглашен) было принято решение о зачислении его в запас по достижению 27-го возраста как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Считает принятое решение, а также бездействие Военного комиссариата Тверской области, выразившееся в отказе выдать военный билет, незаконными и необоснованными.
Указывает, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>). Там же 04.06.2014 был поставлен на воинский учет в Военном комиссариате г.Тирасполя, что подтверждается выданным военным билетом. Однако в Вооруженных Силах не служил по состоянию здоровья, что подтверждается медицинскими документами.
В РФ проживает с 2019 г., в сентябре 2019 г. получил паспорт гражданина РФ и оформил временную регистрацию в Московской области, с которой не смог встать на учет по месту временного проживания.
С начала 2021 г. проживает в г.Твери, зарегистрировался по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день прибыл в военкомат для постановки на учет. Немедленно приступил к сбору необходимых документов.
В весенний призыв 2021 г. ему была предоставлена отсрочка от призыва по состоянию здоровья на 6 месяцев.
От исполнения воинской обязанности он не уклонялся, все необходимые документы предоставлял в разумные сроки, на все повестки являлся в военкомат в установленные сроки. При постановке на воинский учет им была написана объяснительная записка.
В настоящее время он работает в ГБУ МФЦ г.Москвы по гражданско-правовому договору. Заключить трудовой договор он не может, т.к. одним из условий для заключения трудового договора является наличие военного билета.
Полагает, что оспариваемым решением нарушаются его конституционные права.
К участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Федеральное казенное учреждение “Военный комиссариат Тверской области”.
В судебном заседании административный истец Васильев С.С. и его представитель адвокат Маклаков А.В. административное исковое заявление поддержали по изложенным в нем основаниям, Васильев С.С. дополнительно пояснил, что узнал о принятом в отношении него решения 22.11.2021, когда ему позвонили из Военного комиссариата Тверской области, расположенного на ул.Московской в г.Твери (32-02-38) и сообщили, что его личное дело поступило из призывной комиссии на ул.С.Перовской в г.Твери. После этого звонка истец прибыл в отдел Военного комиссариата на ул.Московская и узнал о принятом решении.
После получения паспорта у Васильева С.С. была временная регистрация. Он был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у родственников по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, там же фактически и проживал. Также жил в <адрес> у друзей. Временную регистрацию больше не продлевал. Он пытался встать на воинский учет в Московской области, для чего обратился в подразделение военкомата в г.Истра в октябре-ноябре 2019. На воинский учет его не поставили, сказали, чтобы он ждал звонка из военкомата, но ему так и не позвонили.
Представитель административного ответчика - призывной комиссии г.Твери, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, возражений на иск не представил.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Шулякова Е.В. в судебном заседании против иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указано на законность и обоснованность решения призывной комиссии г.Твери. Пояснила, что одной из обязанностей гражданина является обязанность по прохождению военной службы по призыву, которой подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие, или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу.
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате. При приобретении гражданства, гражданин обязан в течение 2 недель со дня наступления указанного события, явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Таким образом, у Васильева С.С. возникла обязанность до наступления 27-го возраста встать на воинский учет в установленном порядке и, при отсутствии предусмотренных на то оснований, пройти военную службу по призыву. Васильев получил гражданство РФ и паспорт гражданина РФ ДД.ММ.ГГГГ, а на воинский учет встал только 25.02.2021 г.
Доводы о невозможности встать на воинский учет по месту пребывания несостоятельны, поскольку у гражданина существует обязанность по постановке на учет даже в случае отсутствия регистрации по месту жительства и месту пребывания. Ему не вправе отказать в постановке на учет по данному основанию.
Учет осуществляется военным комиссариатом по месту, которое гражданин указал в заявлении о постановке на воинский учет в качестве места его пребывания.
Поскольку Васильев С.С. не исполнил возложенную на него обязанность и своевременно не встал на воинский учет, им были проигнорированы осенний призыв 2019 г., весенний и осенний призыв 2020 г., все это свидетельствует об уклонении от службы в ВС РФ.
Решением призывной комиссии г.Твери от 15.09.2021 (протокол №5 от 15.09.2021) Васильев С.С. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Дополнительно пояснила, что считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями. Решения призывной комиссии выдаются по письменному заявлению. С таким заявлением истец не обращался, а об обжалуемом решении узнал 15-16 сентября 2021 г., когда пришел военкомат на ул.С.Перовской в г.Твери.
На ул.Московской в г.Твери находится отдел Военного комиссариата по г.Твери по учету лиц, находящихся в запасе. Там получают документы лица, достигшие 27-го возраста. В призывной комиссии г.Твери по адресу: г.Тверь, ул.С.Перовской, д.2 осуществляется делопроизводство, там находятся все документы, все решения и личные дела.
Решения по лицам, достигшим 27-го возраста, принимаются призывной комиссией ежемесячно, один раз в месяц. При этом присутствия самого гражданина не обязательно, т.к. решение принимается на основании документов, находящихся в личном деле и тех документов, которые предоставил гражданин.
Решение о выдаче Васильеву С.С. справки вместо военного билета, как непрошедшего военную службу на законных основаниях, принималось призывной комиссией, которая расположена по адресу: г.Тверь, ул.С.Перовской, д.2. Получить выписку из протокола можно только по данному адресу. После принятия решения призывной комиссией, которая находится на ул.С.Перовской, документы формируются и отправляются на ул.Московскую, где истцу должны были выдать не решение, а справку, поскольку он не прошел военную службу.
Выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика Военного комиссариата Тверской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 1 статьи 28 указанного Федерального закона установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 1.1 вышеназванной статьи при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Пунктами 34 - 36 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, конкретизировано, что такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении его заключением военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения документов воинского учета.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Васильев Сергей Сергеевич состоит на воинском учете в Военном комиссариате Тверской области с 26.02.2021 г. Ранее он проживал в Приднестровской Молдавской Республике, где 04.06.2014 ему был выдан военный билет, заявитель признан ограниченно годным к военной службе.
ДД.ММ.ГГГГ Васильеву С.С. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
Решением призывной комиссии г.Твери от 15.04.2021 Васильеву С.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 15.10.2021 по основанию, предусмотренному п.п.а п.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - как признанному в установленном законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья.
Решением призывной комиссии города Твери от 15.09.2021 г. административный истец был признан не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований и зачислен в запас (л.д.56).
Из пояснений административного истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он имел регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>. Фактически в этот период проживал в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ Васильев С.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Частями 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
В силу ч.1 ст.10 указанного выше Федерального закона в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Как установлено судом, Васильев С.С. является лицом, обязанным состоять на воинском учете, однако, в период с 02.09.2019 по 25.02.2021 своей законной обязанности не исполнил – о постановке на воинский учет в военный комиссариат по месту пребывания или по месту жительства не заявил.
В связи с данным обстоятельством в отношении него не проводились призывные мероприятия в осенний призыв 2019 года, весенний и осенний призывы 2020 года. При этом у Васильева С.С. отсутствовали подтвержденные в установленном законом порядке основания для непрохождения военной службы в соответствующий период.
Доводы о том, что имеющееся у Васильева С.С. заболевание в любом случае давало основания для освобождения от призыва либо для предоставления отсрочки от призыва отклоняются судом, поскольку только соответствующее решение призывной комиссии, принятое по результатам медицинского освидетельствования призывника, указывает на законность оснований непрохождения военной службы в юридически значимый период.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что у призывной комиссии города Твери имелись основания для признания Васильева С.С. не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований.
В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение принималось призывной комиссией г.Твери в отсутствие административного истца, о чем последний не извещался ни заблаговременно, ни впоследствии. Из материалов дела и объяснений сторон не следует, что о состоявшемся решении Васильеву С.С. было известно ранее 22.11.2021, поэтому суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд в пределах установленного трехмесячного срока со дня, когда ему стало известно о вынесении оспариваемого им решения.
Вместе с тем, имеются основания для отказа в удовлетворении требований административного истца по существу, которые изложены выше.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение призывной комиссии г.Твери вынесено уполномоченным на это органом, в соответствии с требованиями закона, с соблюдением процедуры принятия такого решения, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем основания для признания его незаконным, а также для возложения на военный комиссариат обязанности выдать административному истцу военный билет отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Васильева Сергея Сергеевича к призывной комиссии города Твери, Федеральному казенному учреждению “Военный комиссариат Тверской области” о признании незаконным решения призывной комиссии г.Твери от 15 сентября 2021 г. о зачислении Васильева Сергея Сергеевича в запас как не прошедшего до достижении возраста 27 лет военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении на Федеральное казенное учреждение “Военный комиссариат Тверской области” обязанности выдать военный билет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Шульга
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 года.
Дело № 2а-510/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 марта 2022 года город Тверь
Пролетарский районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Шульги Н.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Фроловой Е.А.,
при участии административного истца Васильева С.С. и его представителя адвоката Маклакова А.В.,
Представителя административного ответчика Военного комиссариата Тверской области Шуляковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Сергея Сергеевича к призывной комиссии г.Твери, Федеральному казенному учреждению “Военный комиссариат Тверской области” о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Васильев С.С. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение призывной комиссии г.Твери от 15.09.2021 г. о зачислении его в запас по достижению 27-го возраста, как лицо не прошедшее военную службу по призыву без законных на то оснований; возложить на Федеральное казенное учреждение “Военный комиссариат Тверской области” обязанность выдать военный билет.
В обоснование заявленного требования административный истец указал, что он в конце ноября 2021 г. обратился в Военный комиссариат Тверской области для получения военного билета по достижению им 27-го возраста. 14.12.2021 он был приглашен в Военный комиссариат, где ему сообщили о том, что 15.09.2021 на заседании призывной комиссии (на которую он не был приглашен) было принято решение о зачислении его в запас по достижению 27-го возраста как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Считает принятое решение, а также бездействие Военного комиссариата Тверской области, выразившееся в отказе выдать военный билет, незаконными и необоснованными.
Указывает, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>). Там же 04.06.2014 был поставлен на воинский учет в Военном комиссариате г.Тирасполя, что подтверждается выданным военным билетом. Однако в Вооруженных Силах не служил по состоянию здоровья, что подтверждается медицинскими документами.
В РФ проживает с 2019 г., в сентябре 2019 г. получил паспорт гражданина РФ и оформил временную регистрацию в Московской области, с которой не смог встать на учет по месту временного проживания.
С начала 2021 г. проживает в г.Твери, зарегистрировался по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день прибыл в военкомат для постановки на учет. Немедленно приступил к сбору необходимых документов.
В весенний призыв 2021 г. ему была предоставлена отсрочка от призыва по состоянию здоровья на 6 месяцев.
От исполнения воинской обязанности он не уклонялся, все необходимые документы предоставлял в разумные сроки, на все повестки являлся в военкомат в установленные сроки. При постановке на воинский учет им была написана объяснительная записка.
В настоящее время он работает в ГБУ МФЦ г.Москвы по гражданско-правовому договору. Заключить трудовой договор он не может, т.к. одним из условий для заключения трудового договора является наличие военного билета.
Полагает, что оспариваемым решением нарушаются его конституционные права.
К участию в деле в качестве административного ответчика было привлечено Федеральное казенное учреждение “Военный комиссариат Тверской области”.
В судебном заседании административный истец Васильев С.С. и его представитель адвокат Маклаков А.В. административное исковое заявление поддержали по изложенным в нем основаниям, Васильев С.С. дополнительно пояснил, что узнал о принятом в отношении него решения 22.11.2021, когда ему позвонили из Военного комиссариата Тверской области, расположенного на ул.Московской в г.Твери (32-02-38) и сообщили, что его личное дело поступило из призывной комиссии на ул.С.Перовской в г.Твери. После этого звонка истец прибыл в отдел Военного комиссариата на ул.Московская и узнал о принятом решении.
После получения паспорта у Васильева С.С. была временная регистрация. Он был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у родственников по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, там же фактически и проживал. Также жил в <адрес> у друзей. Временную регистрацию больше не продлевал. Он пытался встать на воинский учет в Московской области, для чего обратился в подразделение военкомата в г.Истра в октябре-ноябре 2019. На воинский учет его не поставили, сказали, чтобы он ждал звонка из военкомата, но ему так и не позвонили.
Представитель административного ответчика - призывной комиссии г.Твери, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, возражений на иск не представил.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Шулякова Е.В. в судебном заседании против иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых указано на законность и обоснованность решения призывной комиссии г.Твери. Пояснила, что одной из обязанностей гражданина является обязанность по прохождению военной службы по призыву, которой подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие, или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу.
В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны, в том числе состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате. При приобретении гражданства, гражданин обязан в течение 2 недель со дня наступления указанного события, явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
Таким образом, у Васильева С.С. возникла обязанность до наступления 27-го возраста встать на воинский учет в установленном порядке и, при отсутствии предусмотренных на то оснований, пройти военную службу по призыву. Васильев получил гражданство РФ и паспорт гражданина РФ ДД.ММ.ГГГГ, а на воинский учет встал только 25.02.2021 г.
Доводы о невозможности встать на воинский учет по месту пребывания несостоятельны, поскольку у гражданина существует обязанность по постановке на учет даже в случае отсутствия регистрации по месту жительства и месту пребывания. Ему не вправе отказать в постановке на учет по данному основанию.
Учет осуществляется военным комиссариатом по месту, которое гражданин указал в заявлении о постановке на воинский учет в качестве места его пребывания.
Поскольку Васильев С.С. не исполнил возложенную на него обязанность и своевременно не встал на воинский учет, им были проигнорированы осенний призыв 2019 г., весенний и осенний призыв 2020 г., все это свидетельствует об уклонении от службы в ВС РФ.
Решением призывной комиссии г.Твери от 15.09.2021 (протокол №5 от 15.09.2021) Васильев С.С. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Дополнительно пояснила, что считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями. Решения призывной комиссии выдаются по письменному заявлению. С таким заявлением истец не обращался, а об обжалуемом решении узнал 15-16 сентября 2021 г., когда пришел военкомат на ул.С.Перовской в г.Твери.
На ул.Московской в г.Твери находится отдел Военного комиссариата по г.Твери по учету лиц, находящихся в запасе. Там получают документы лица, достигшие 27-го возраста. В призывной комиссии г.Твери по адресу: г.Тверь, ул.С.Перовской, д.2 осуществляется делопроизводство, там находятся все документы, все решения и личные дела.
Решения по лицам, достигшим 27-го возраста, принимаются призывной комиссией ежемесячно, один раз в месяц. При этом присутствия самого гражданина не обязательно, т.к. решение принимается на основании документов, находящихся в личном деле и тех документов, которые предоставил гражданин.
Решение о выдаче Васильеву С.С. справки вместо военного билета, как непрошедшего военную службу на законных основаниях, принималось призывной комиссией, которая расположена по адресу: г.Тверь, ул.С.Перовской, д.2. Получить выписку из протокола можно только по данному адресу. После принятия решения призывной комиссией, которая находится на ул.С.Перовской, документы формируются и отправляются на ул.Московскую, где истцу должны были выдать не решение, а справку, поскольку он не прошел военную службу.
Выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика Военного комиссариата Тверской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 1 статьи 28 указанного Федерального закона установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункту 1.1 вышеназванной статьи при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Пунктами 34 - 36 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, конкретизировано, что такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении его заключением военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для получения документов воинского учета.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Васильев Сергей Сергеевич состоит на воинском учете в Военном комиссариате Тверской области с 26.02.2021 г. Ранее он проживал в Приднестровской Молдавской Республике, где 04.06.2014 ему был выдан военный билет, заявитель признан ограниченно годным к военной службе.
ДД.ММ.ГГГГ Васильеву С.С. был выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
Решением призывной комиссии г.Твери от 15.04.2021 Васильеву С.С. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 15.10.2021 по основанию, предусмотренному п.п.а п.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - как признанному в установленном законом порядке временно не годными к военной службе по состоянию здоровья.
Решением призывной комиссии города Твери от 15.09.2021 г. административный истец был признан не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований и зачислен в запас (л.д.56).
Из пояснений административного истца следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он имел регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>. Фактически в этот период проживал в <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ Васильев С.С. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Частями 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания.
Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет.
Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете.
В силу ч.1 ст.10 указанного выше Федерального закона в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Как установлено судом, Васильев С.С. является лицом, обязанным состоять на воинском учете, однако, в период с 02.09.2019 по 25.02.2021 своей законной обязанности не исполнил – о постановке на воинский учет в военный комиссариат по месту пребывания или по месту жительства не заявил.
В связи с данным обстоятельством в отношении него не проводились призывные мероприятия в осенний призыв 2019 года, весенний и осенний призывы 2020 года. При этом у Васильева С.С. отсутствовали подтвержденные в установленном законом порядке основания для непрохождения военной службы в соответствующий период.
Доводы о том, что имеющееся у Васильева С.С. заболевание в любом случае давало основания для освобождения от призыва либо для предоставления отсрочки от призыва отклоняются судом, поскольку только соответствующее решение призывной комиссии, принятое по результатам медицинского освидетельствования призывника, указывает на законность оснований непрохождения военной службы в юридически значимый период.
При изложенных обстоятельствах следует признать, что у призывной комиссии города Твери имелись основания для признания Васильева С.С. не прошедшим военную службу не имея на то законных оснований.
В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение принималось призывной комиссией г.Твери в отсутствие административного истца, о чем последний не извещался ни заблаговременно, ни впоследствии. Из материалов дела и объяснений сторон не следует, что о состоявшемся решении Васильеву С.С. было известно ранее 22.11.2021, поэтому суд приходит к выводу, что административный истец обратился в суд в пределах установленного трехмесячного срока со дня, когда ему стало известно о вынесении оспариваемого им решения.
Вместе с тем, имеются основания для отказа в удовлетворении требований административного истца по существу, которые изложены выше.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом решение призывной комиссии г.Твери вынесено уполномоченным на это органом, в соответствии с требованиями закона, с соблюдением процедуры принятия такого решения, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем основания для признания его незаконным, а также для возложения на военный комиссариат обязанности выдать административному истцу военный билет отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Васильева Сергея Сергеевича к призывной комиссии города Твери, Федеральному казенному учреждению “Военный комиссариат Тверской области” о признании незаконным решения призывной комиссии г.Твери от 15 сентября 2021 г. о зачислении Васильева Сергея Сергеевича в запас как не прошедшего до достижении возраста 27 лет военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении на Федеральное казенное учреждение “Военный комиссариат Тверской области” обязанности выдать военный билет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Шульга
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 года.