Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 августа 2015 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Моисеевой А.А.,
с участием истца Борисовой Г.М.,
ответчиков Перцева А.Д., Перцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1048/15 по иску Борисовой Г.М. к Перцеву А.Д., Перцевой Н.А. об обязании устранить нарушение правил содержания домашней птицы,
у с т а н о в и л:
Борисова Г.М. обратилась в суд с иском к Перцеву А.Д., Перцевой Н.А., просила обязать ответчиков убрать домашнюю птицу из хозяйственной постройки (сарая), расположенного на расстоянии менее 7 метров от окон ее жилого дома. Указала, что проживает в <адрес>. В <адрес> данного жилого дома проживают ответчики. На их участке имеется хозяйственная постройка, которая используется для содержания домашней птицы (кур). От пристройки исходит постоянное зловоние. Из-за удушливого запаха она не может открыть окна своего дома. По данному факту администрацией м.о. Приупское Киреевского района выносилось предписание в адрес ответчиков, однако они предписание не исполнили. Проверкой, проведенной по ее заявлению прокуратурой 08.04.2015 года, установлено, что ответчики содержат кур на расстоянии 4.5 м от окон ее квартиры, что противоречит требованиям п.5.5.5 СП 30-102-99, требующего соблюдения расстояния не менее 7 метров (от входа в дом).
В судебном заседании истец свои требования поддержала, дополнительно указав, что зарегистрирована и проживает в <адрес> одна более 4 лет. Ранее в жилом доме проживала ее дочь. В жилом доме 4 квартиры. Ей известно, что сарай для содержания кур ответчиками обустроен более 8 лет назад. Ранее постройка использовалась для хранения угля. Ее окна выходят непосредственно на сарай с курами. Разделяющего домовладения забора нет и никогда не было. В задней части придомового земельного участка имеются другие сараи, к каждому из жилых помещений относится по одному из них, однако ответчик, не смотря на ее просьбы, отказывается перевести кур туда. В настоящее время куры также имеются, из-за исходящего от них запаха ей трудно дышать, поскольку она страдает заболеванием <данные изъяты>.
Ответчики Перцев А.Д., Перцева Н.А. в суде иск не признали. Пояснили, что Перцева Н.А. является собственником <адрес> указанного выше жилого дома и участка при ней. Они проживают в квартире вдвоем и, действительно, в указываемой истцом постройке содержал кур. Они подтверждают, что сарай находится на расстоянии, менее 7 м от окон и крыльца истца. В постройке не оборудованы жижесборники, вольер для выгула кур. Ветеринарные мероприятия не проводятся. В поселке этого никто не делает. Однако они считают, что истец возвела пристройку (крыльцо) после того, как они стали содержать кур, в связи с чем расстояние от входа уменьшилось. Переводить кур в другой сарай не желают, так как там расположен подвал и сарай в плохом состоянии.
Третье лицо администрация м.о. Приупское Киреевского района представителя в суд не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, заявлений не представлено.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 11 ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 305 ГК РФ, права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Согласно п. 5.3.5 СП 30-102-99, постройки для содержания скота и птицы допускается пристраивать только к усадебным одно-двухквартирным домам при изоляции их от жилых комнат не менее чем тремя подсобными помещениями, при этом помещение для скота и птицы должно иметь изолированный наружный вход, расположенный не ближе 7 м от входа в дом.
Согласно п.2.2 Приказа Минсельхоза РФ от 03.04.2006 N 103 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа», при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием, разведением птицы на подворьях, могут предъявляться следующие требования:
птицеводческие помещения подворий размещаются на территории, имеющей соответствующие уклоны для стока и отвода поверхностных вод;
территория подворий должна быть огорожена и благоустроена;
при содержании разных видов птиц на подворьях необходимо обеспечить раздельное их содержание. Разные виды птиц содержат в обособленных помещениях одного или разных зданий, которые обеспечивают лазами для самостоятельного выхода птицы на изолированные выгульные площадки;
изолированные выгульные площадки оборудуются для раздельного содержания каждого вида птицы на прилегающей к помещению территории;
внутренние поверхности помещений подворий (стены, перегородки, потолки) должны быть устроены из материалов, доступных для очистки, мойки и дезинфекции;
полы помещений для содержания птицы на подворьях должны обладать достаточной прочностью, малой теплопроводностью, стойкостью к стокам и дезинфицирующим веществам и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям;
помещение для содержания птицы на подворьях должно быть оборудовано естественной или механической приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей поддержание оптимальных параметров микроклимата;
организовать проведение предусмотренных настоящими Правилами мероприятий по обеспечению предупреждения болезней птиц;
не рекомендуется совместное содержание птицы на подворьях с другими видами животных.
Согласно п. 3.3, в каждом помещении для содержания птицы на подворье окна, двери, вентиляционные отверстия рекомендуется оборудовать рамами с сеткой во избежание залета дикой птицы.
Согласно п. 2.19 СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78, сараи для скота и птицы следует располагать на следующем расстоянии от окон жилых помещений дома: одиночные или двойные - не менее 15 м, до 8 блоков - не менее 25 м, свыше 8 до 30 блоков - не менее 50 м, свыше 30 блоков - не менее 100 м. Размещаемые в пределах селитебной территории группы сараев должны содержать не более 30 блоков.
На территории м.о. Приупское правила содержания домашних птиц не утверждены. Такие правила разработаны, в частности, для м.о. г.Киреевск.
Так, решением Собрания депутатов г.Киреевска Тульской области от 26.12.2014 года №22-114 утверждены Правила содержания домашних животных и птицы на территории м.о. г.Киреевск Тульской области.
П.4.2.1 данных Правил устанавливает, что помещения для содержания домашней птицы должны располагаться на расстоянии не ближе 15 метров от жилых домов. В хозяйственных постройках должны быть оборудованы жижесборники с крышками, бетонные площадки для сбора навоза, помета, огороженные деревянными щитами. П.4.2.4 предусматривает, что выгул домашней птицы должен производиться в вольерах.
Как установлено судом, Борисова Г.М. проживает в четырехквартирном финском <адрес>. Собственниками данного жилого помещения являются ФИО7, ФИО8 (дочь истца) и ФИО9 (внучка).
Через стенку с ней в том же доме проживает семья ответчиков Перцевых. При этом Перцевой Н.А. <адрес> данном жилом доме принадлежит на основании договора купли-продажи от 26.08.1994 года.
Рядом с квартирами имеются земельные участки, расположенные таким образом, что земельный участок Перцевых прилегает к квартире, в которой проживает истец. Перцева Н.А. является собственником земельного участка при квартире, площадью 415 кв.м, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, на основании постановления главы Приупской поселковой администрации № от 16.05.1995 года.
На земельном участке Перцевой Н.А. имеется хозяйственная постройка – сарай лит. Г6, в которой ответчики содержат домашнюю птицу (кур). При этом расстояние от данной постройки до террасы квартиры истца составляет 4.5 м.
По данному факту в адрес Перцева А.Д. администрацией м.о. Приупское неоднократно в течение 2014 года выносились предписания об устранении указанной хозяйственной постройки со ссылкой на п.5.3.5 СП 30-102-99.
Требования предписания до настоящего времени не выполнены.
Кроме того, по данному факту проведена прокурорская проверка, в рамках которой 08.04.2015 года совершен выход на место работника прокуратуры и представителя органа местного самоуправления. Проверкой установлено, что расстояние от сарая, где Перцевы содержат кур, до окон истца составляет 4.5 м.
Установленные обстоятельства подтверждены в судебном заседании объяснениями сторон, материалами дела, а также показаниями свидетелей ФИО12, ФИО8, ФИО10, ФИО11, сомнений в достоверности которых у суда не возникает. Свидетели ФИО8, ФИО12, показали, что от кур, действительно, в пределах входа в дом и окон истца исходит неприятный запах.
Доводы ответчиков о том, что истцом осуществлена пристройка крыльца, что сократило расстояние до входа в дом, опровергаются техническим паспортом на жилой дом, другими исследованными судом планами строений, фотографиями, соответствие действительности изображений на которых сторонами подтверждено, другими документами, представленными суду, из которых следует, что строительство крыльца (литА2) произведено в 1995 году с соблюдением действующих в строительстве норм и правил. При этом из планов строения и фотографий усматривается, что крыльцо расположено на внешней стене жилого дома, перпендикулярной стене, в которой расположено окно, выходящее во двор с сараем ответчиков, при этом вход в строения и до строительства лит. А21 находился на одном и том же месте. Таким образом, расширение крыльца ни коим образом не могло повлиять на расстояние между сараем и входов в дом, разве что увеличить его.
Все указанные выше свидетели подтвердили, что крыльцо супругом истца возведено более 10 лет назад.
Таким образом, суд, проанализировав установленные обстоятельства, приходит к выводу, что ответчиками осуществляется содержание домашней птицы с нарушениями действующих норм и правил: не выполнены требования по соблюдению необходимой дистанции от входа в жилое помещение, при этом ответчиками не предпринимаются никакие из перечисленных мер по содержанию птиц.
По смыслу приведенных норм и правил, целью установления требований к расположению и оборудованию пристроек для содержания птиц является обеспечение санитарно-гигиенического благополучия окружающей среды, в частности, для проживающих в близи граждан, которые ввиду нарушения этих требований могут пострадать от загрязнения земельного участка и воздуха продуктами жизнедеятельности птиц.
Как следует из объяснений ответчиков, фотоматериалов, никакие из установленных требований к оборудованию пристройки необходимыми для содержания птиц элементами (в частности, по обеспечению уборки отходов их жизнедеятельности), не предпринимались, площадка для выгула птиц не оборудована и не огорожена.
При этом, как установил суд, у ответчиков имеется иной сарай, расположенный в дальней части земельного участка, то есть, у них имеется реальная возможность содержать кур в соответствии с требованиями закона.
Изложенное приводит суд к выводу, что права истца подлежат защите путем удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
исковые требования Борисовой Г.М. удовлетворить.
Обязать Перцева А.Д., Перцеву Н..А. убрать домашнюю птицу из хозяйственной постройки (сарая – лит. Г6), расположенного при жилом <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тульский областной суд через Киреевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий