Дело № 2-613/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2017 года город Черняховск
Черняховский городской суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Луниной С.В., при секретаре Денисовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Гусевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 54229, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочих мест,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Гусевского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и войсковой части 54229 о понуждении в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу к проведению специальной оценки условий труда рабочего места по должности «фармацевт медицинского пункта» войсковой части 54229.
Просит обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочего места должности «фармацевт медицинского пункта» войсковой части 54229, подлежащего оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Обязать войсковую часть 54229 в течении 6 месяцев со дня заключения договора (государственного контракта) со специализированной организацией организовать комиссию по проведению специальной оценки условий труда, по результатам специальной оценки условий труда установить классы (подклассы) условий труда на рабочем месте по должности «фармацевт медицинского пункта» войсковой части 54229, заключив с работником, замещающим указанную должность, дополнительное соглашение по условиям, определяющим в необходимых случаях характер работы. Обязать войсковую часть 54229 до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда предоставить соответствующей комиссии на утверждение перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест и обеспечить применение результатов проведенной специальной оценки условий труда.
В обоснование иска прокурором указано, что при проведении проверки исполнения должностными лицами войсковой части 54229 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда установлено, что войсковой частью 54229 в отношении рабочего места должности «фармацевт медицинского пункта» не проведена специальная оценка условий труда, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которым Конституцией Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. По сообщению командира войсковой части специальная оценка условий труда не проведена в связи с отсутствием финансирования. ФКУ «Оперативное стратегическое командование Западного военного округа» договор с организацией, уполномоченной на проведение специальной оценки труда, не заключен, лимиты денежных средств не выделены. В связи с этим работник не осведомлен о наличии на его рабочем месте вредных и опасных условий труда, лишен возможности получать льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные за работу во вредных и опасных условиях труда. Необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц обусловлена тем, что специальная оценка условий труда рабочего места должности «фармацевт медицинского пункта» связана не с деятельностью конкретного работника, которые могут меняться, а направлена на обеспечение безопасных условий труда на данном рабочем месте. Размещение заказов для нужд воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России возможно только в централизованном порядке либо через ФКУ «Оперативное стратегическое командование Западного военного округа».
В судебном заседании помощник военного прокурора Гусевского гарнизона Балтийского флота Лубнин Р.А. исковые требовании поддержал в полном объеме по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФКУ «Оперативное стратегическое командование Западного военного округа» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В своем письменном заявлении в адрес суда просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель ответчика войсковой части 54229 Логинова О.И., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просит отказать в удовлетворении исковых требований к войсковой части, поскольку все заявки на финансирование указанных прокурором мероприятий были своевременно направлены. После выделения денежных средств, необходимые мероприятия будут проведены.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, и оценивая в соответствии со ст.67 ГПК относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части первой ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с положениями ст.12 ГПК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Целями трудового законодательства в соответствии с частью первой статьи 1 Трудового Кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ) являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Согласно абзацам четвертому и седьмому части первой статьи 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно части второй статьи 209 ТК РФ под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
В соответствии с требованиями положений ст., ст.22, 163 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасности условий труда, соответствующих требованиям охраны труда и безопасности производства возлагается на работодателя.
Статьей 212 ТК РФ определено, что проведение специальной оценки условий труда должно осуществляться в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с изложенными нормами трудового законодательства работодатель обязан во всех случаях создать такие условия труда, которые бы исключали возможность причинения вреда жизни и здоровью работников.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее по тексту Закона о специальной оценке условий труда), вступившим в силу с 1 января 2014 года.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).
Частью 1 статьи 8 Закона о специальной оценке условий труда обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
При этом специальная оценка условий труда проводится в отношении всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (часть 3 статьи 3 Закона о специальной оценке условий труда).
Таким образом, обязанность работодателя организовать проведение специальной оценки условий труда установлена законом.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о специальной оценке условий труда специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
До 1 января 2014 года отнесение условий труда на рабочих местах к вредным и (или) опасным условиям труда осуществлялось на основании аттестации рабочих мест, которая проводилась в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" также не реже одного раза в пять лет.
Согласно части 4 статьи 27 Закона о специальной оценке условий труда в случае, если до дня вступления данного Закона в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 Федерального закона №426-ФЗ.
Исходя из приведенных положений, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно до окончания 2018 года в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
При рассмотрении дела судом на основании представленных документов установлено, что в результате проведенной военной прокуратурой Гусевского гарнизона проверки исполнения должностными лицами в/ч 54229 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, установлено, что в отношении рабочих мест лиц гражданского персонала (работники) части не проведена специальная оценка условий труда, в том числе «фармацевт медицинского пункта».
Войсковая часть 54229 дислоцируется в <данные изъяты> Калининградской области, входит в состав Западного военного округа.
Из объяснения начальника отдела кадров в/ч 54229 военному прокурору от 26.07.2017 года следует, что денежные средства на финансирование проведения специальной оценки условий труда в в/ч 54229 не поступали, в связи с чем заключение договора с организацией-исполнителем на проведение специальной оценки условий труда не заключалось, сведений о наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов не имеются.
05.07.2017 года на имя командира в/ч 54229 начальником филиала №2 ФКУ «УФО МО РФ по Калининградской области» было направлено письмо с просьбой представить потребность по вопросу организации проведения специальной оценки условий труда в Министерстве обороны РФ.
02 августа 2017 года, т.е. после обращения прокурора с иском в суд командиром в/ч 54229 на имя начальника филиала ФКУ "УФО МО РФ по Калининградской области» была направлена бюджетная заявка на потребность в денежных средствах на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест гражданского персонала на сумму 103700 рублей из расчета 1700 рублей на 1 рабочее место (л.д. 32).
Из представленных в деле сведений следует, что согласно заявки в/ч 54229 на потребность в денежных средствах на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части 54229, штатная численность гражданского персонала составляет 118 человек. Количество рабочих мест подлежащих аттестации 61.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что в войсковой части 54229 до настоящего времени специальная оценка условий труда в отношении рабочего места – фармацевт медицинского пункта не проведена, в результате чего были нарушены трудовые права работника, при этом на момент рассмотрения дела в суде штатная единица фармацевт медицинского пункта занята.
В соответствии с п.45 Положения о Министерство обороны Российской Федерации, утв.Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» командир войсковой части 54229 в соответствии со ст.20 ТК РФ является работодателем для подчиненного гражданского персонала.
Министерство обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказом Министра обороны от 31 марта 2011 года №424 создало Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Из положения о Федеральном казенном учреждении "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» (далее по тексту ФКУ «ОСК ЗВО»), утвержденного Приказом Министра Обороны РФ от 28 декабря 2012 года, следует, что его учредителем является Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «ОСК ЗВО» является юридическим лицом и осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.
В силу п.29 общего положения о Федеральном казенном учреждении "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», учреждение имеет право: заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации; осуществлять иные права по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 18 указанного Положения, учреждение создано для обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 19 Положения для достижения цели учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны РФ, в числе прочего организует и осуществляет все виды тылового и финансового обеспечения.
Согласно указаниям начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 184/2/661, заместителя Министра обороны Российской Федерации от 18 мая 2011 г. № 184/2/402, от 08 июня 2012 г. № 184/4/1504, от 22 октября 2012 г. № 184/4/3590, от 16 февраля 2013 г. № 184/2/583 размещение заказов и заключение контрактов территориальным финансовым органом для нужд иных воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящих на финансовом обеспечении, запрещено. Размещение заказов для нужд воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России возможно только в централизованном порядке либо через ФКУ «Оперативное стратегическое командование военного округа».
Указанием первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 184/2/661 функции по организации работы по формированию на уровне военного округа потребности по одноименным товарам (работам, услугам), заключению по результатам проведенных процедур размещения заказов, государственных контрактов от своего имени и организации контроля за их исполнением возложены на оперативно-стратегическое командование ФКУ «ОСК ЗВО».
В соответствии с разъяснениями директора Департамента финансово обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. № 184/4/614 размещение заказов для нужд воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации, том числе в целях проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, возможно только в централизованном порядке либо через ФКУ «ОСК ЗВО», являющееся юридическим лицом и получателем бюджетных средств, лицевой счет которого обслуживается управлением финансового обеспечения по месту дислокации штаба военного округа.
Из вышеуказанного следует, что решение вопроса финансового обеспечения предупредительных мер по охране труда, возможно осуществить путем заключения государственного контракта на оплату указанных услуг юридическим лицом - ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» на территории и в составе которого находятся воинские части (учреждения, организации).
Соответственно, обязанность по исполнению запроса командира в/ч 54229 о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».
Доказательств того, что центральными органами военного управления приняты необходимые меры по включению войсковой части 54229 в план проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте, истребованию денежных средств для выполнения бюджетных обязательств, заключению договора (государственного контракта) со специализированной организацией, суду не представлено.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности бездействия ответчиков, выразившегося в непроведении в войсковой части 54229 специальной оценки условий труда, вследствие чего нарушены трудовые права работника, занимающего штатную единицу фармацевт медицинского пункта.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия, в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Кроме того, непроведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных возможно с работой с вредными и опасными условиями труда.
Согласно ч.2 ст.57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия, в том числе определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы); гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В соответствии с частью 3 статьи 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Условия труда, определяющие характер работы, по должности «фармацевт медицинского пункта», которые будут установлены специальной оценкой, должны быть включены в трудовой договор с работником, занимающим указанную должность.
Учитывая, что ответчики не проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона №426-ФЗ от 28.12.2013 г. "О специальной оценке условий труда" и не производили специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
В силу ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, указанные в решении, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В судебном заседании установлено, что мероприятия по проведению специальной оценки условий труда в войсковой части 54229 до настоящего времени не проведены, вопросы финансирования указанных мероприятий не разрешены, что лишает ответчика в короткие сроки с учетом требований действующего законодательства провести специальную оценку условий труда рабочего места должности фармацевт медицинского пункта.
Принимая во внимание, что для проведения специальной оценки условий труда в воинской части необходимо выполнить предписания законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, учитывая правовой статус ответчиков и исходя из требования разумности, суд полагает возможным и целесообразным установить следующие сроки для исполнения решения: ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, войсковой части 54229 в течении 6 месяцев со дня заключения договора (государственного контракта) с организацией, допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда.
Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Гусевского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 54229, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» удовлетворить.
Обязать ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочего места должности «фармацевт медицинского пункта» войсковой части 54229, подлежащего оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Обязать войсковую часть 54229 в течении 6 месяцев со дня заключения договора (государственного контракта) со специализированной организацией организовать комиссию по проведению специальной оценки условий труда, по результатам специальной оценки условий труда установить классы (подклассы) условий труда на рабочем месте по должности «фармацевт медицинского пункта» войсковой части 54229, заключив с работником, замещающим указанную должность, дополнительное соглашение по условиям, определяющим в необходимых случаях характер работы.
Обязать войсковую часть 54229 до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда предоставить соответствующей комиссии на утверждение перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест и обеспечить применение результатов проведенной специальной оценки условий труда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Черняховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2017 года.
Судья Черняховского городского суда Лунина С.В.