Дело № 2- 959/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2016 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Шатуленко И.В.,
с участием помощника Соликамского городского прокурора Нехорошевой Ж.В.,
истца Сайфуллина М.С.,
представителя Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края – Касымбаевой Е.И., действующей на основании доверенности,
при секретаре Бут Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Соликамске гражданское дело по иску Соликамского городского прокурора, предъявленному в интересах Сайфуллина М.С., к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения,
установил:
Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском, предъявленным в интересах Сайфуллина М.С., к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить Сайфуллину М.С. на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м., в пределах Пермского края.
Заявленные требования прокурор обосновал тем, что Сайфуллин М.С. обратился в прокуратуру с заявлением о защите его жилищных прав как лица из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, в связи с чем проведена проверка. Проверкой установлено, что Сайфуллин М.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его родители: мать – В. решением <...> городского суда от <дата> лишена в отношении него родительских прав; место нахождения отца не установлено. Решением <...> городского суда от <дата> в отношении Сайфуллина М.С. установлен факт оставшегося без попечения родителей.
Ввиду отсутствия родительского попечения <дата> над Сайфуллиным М.С. была установлена опека, опекуном назначена Л.
Сайфуллин М.С. проживает на территории Пермского края.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данным <...> отдела <...> филиала ГУП «Центр технической инвентаризации <...>» в отношении Сайфуллина М.С. имеются сведения о зарегистрированном пре собственности на жилое помещение по адресу: <...> Однако заключением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району от <дата> № проживание Сайфуллина М.С. в указанном жилом помещении признано невозможным.
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма Сайфуллин М.С. не является.
<дата> решением Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края Сайфуллин М.С. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края.
Следовательно, согласно действующему законодательству, Сайфуллин М.С. вправе претендовать на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Однако проверкой установлено, что гарантированное законом право на жилье у Сайфуллиным М.С.. нарушается, до настоящего времени жилым помещением он не обеспечен.
Прокурор в судебном заседании поддержала исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Сайфуллин М.С. в судебном заседании на иске настаивал в полном объеме, пояснил, что является собственником № доли в праве собственности на квартиру по <...>, однако проживать в данном жилом помещении невозможно. Иного жилья в собственности либо в пользовании по договору социального найма не имеет, вынужден проживать на съемном жилье.
Представитель Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края – КАсымбаева Е.И., действующая на основании доверенности, исковые требования, предъявленные к Правительству Пермского края, поддержала. Полагала, что Межрайонное территориальное управление № 7 Министерства социального развития Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку к полномочиям ТУ Минсоцразвития относится лишь установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, а также включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Ответчик - Правительство Пермского края в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях, где указал, что предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом решения о включении указанных лиц в список. Удовлетворение требований о предоставлении жилого помещения Сайфуллину М.С. без учета очередности нарушит прав детей-сирот, включенных в список раньше истца. Требования в части возложения на Межрайонное территориальное управление № 7 Министерства социального развития Пермского края обязанности по предоставлению жилого помещения Сайфуллину М.С. считает некорректными, поскольку Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края осуществляет формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не уполномочено функцией предоставления и обеспечения жилыми помещениями.
Третье лицо на стороне ответчика – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, в судебное заседание явку представителя не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в удовлетворении иска просило отказать.
Третьи лица на стороне ответчика - Министерство социального развития Пермского края ГКУ Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда Пермского края» в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В судебном заседании установлено, что <дата> Сайфуллин М.С. обратился к прокурору с просьбой оказать содействие в получении жилья, в связи с чем прокурор является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Сайфуллина М.С.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 14.2 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ ((в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Пермского края от 08.09.2007 г. № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края» исполнительная власть в Пермском крае осуществляется системой исполнительных органов государственной власти Пермского края во главе с Правительством Пермского края, являющимся высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.
Согласно ст. 11 вышеуказанного Закона, Правительство Пермского края возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Пермского края. Правительство Пермского края в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов Пермского края и актов Правительства Пермского края на территории Пермского края, осуществляет контроль за исполнением исполнительными органами государственной власти Пермского края, их территориальными органами и обособленными структурными подразделениями.
В силу ст. 1 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительными органами государственной власти, органами опеки и попечительства Пермской области полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Под социальной поддержкой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях настоящего Закона понимается осуществление комплекса мер, связанных с обеспечением социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ ((в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края" жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Согласно ч.3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи:
1) по достижении возраста 18 лет;
2) до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия;
3) по их заявлению в письменной форме по достижении возраста 18 лет - по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения, иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 (в редакции от 04.12.2015 г.) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:
1) лицо проживает в Пермском крае;
2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями на основании и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Частью 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. N 127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. № 1194-п утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Настоящий Порядок регулирует правоотношения по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, а также по заключению в отношении данных жилых помещений договоров найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.1.3 вышеуказанного Порядка жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона от 29.12.2004 г. № 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
- жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
- жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
- жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.
В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства (п. 1.4 вышеуказанного Порядка).
Разделом II установлен порядок принятия решения о предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда и заключения договоров найма специализированных жилых помещений.
Судом установлено, что истец Сайфуллин М.С. родился <дата>, то есть на дату обращения в суд с настоящим иском достиг 18-летнего возраста.
Сайфуллин М.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, так как его родители: мать – В. решением <...> городского суда от <дата> лишена в отношении него родительских прав; место нахождения отца не установлено. Решением Соликамского городского суда от <дата> в отношении Сайфуллина М.С. установлен факт оставшегося без попечения родителей.
Ввиду отсутствия родительского попечения <дата> над Сайфуллиным М.С. была установлена опека, опекуном назначена Л.
Сайфуллин М.С. проживает на территории Пермского края.
Решением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району от <дата> в соответствии с ч.2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1339-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Сайфуллин М.С. включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда Пермского края, что подтверждается выпиской из протокола № от <дата>
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данным <...> отдела <...> филиала ГУП «Центр технической инвентаризации <...>» в отношении Сайфуллина М.С. имеются сведения о зарегистрированном пре собственности на жилое помещение по адресу: <...>. Однако заключением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району от <дата> № проживание Сайфуллина М.С. в указанном жилом помещении признано невозможным.
Нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма Сайфуллин М.С. не является.
Поскольку Сайфуллин М.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 18 –летнего возраста, жилья в собственности либо по договору социального найма не имеет, не имеет возможности проживать в ранее занимаемом жилом помещении, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, на дату разрешения спора он не обеспечен жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, требование прокурора о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям благоустройства, подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, Межрайонное территориальное управление № 7 Министерства социального развития Пермского края является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку решение вопросов о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не отнесено к полномочиям данного юридического лица, в связи с чем в удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных к данному ответчику, следует отказать.
Определяя размер общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Аналогичная норма предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда предусмотрена ст. 8.1 Закона Пермского края "О специализированном жилищном фонде Пермского края".
Поскольку ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ определяет, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, а указанными нормативными актами Пермского края предусмотрена норма предоставления жилых помещений в размере 33 кв. м, то истцу должно быть предоставлено жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 33 кв. м. в пределах Пермского края.
На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ обязанность по предоставлению жилого помещения суд считает необходимым возложить на Правительство Пермского края, как на орган исполнительной власти Пермского края, учитывая, что Порядок не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.
Ссылка Правительства Пермского края на очередность предоставления жилого помещения не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда в порядке очередности.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Соликамского городского прокурора, предъявленные в интересах Сайфуллина Михаила Сергеевича к Правительству Пермского края, удовлетворить.
Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Сайфуллину М.С,, <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв. м. на условиях договора найма специализированного жилого помещения в пределах Пермского края.
В удовлетворении исковых требований Соликамского городского прокурора, предъявленных в интересах Сайфуллина М.С, к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с 22 апреля 2016 года.
Председательствующая Шатуленко И.В.