88-4966/2022
2-820/2021
27RS0020-01-2021-002699-47
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2 июня 2022 года г. Владивосток.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.,
судей Панфиловой Л.Ю., Старовойт Р.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевского-на-Амуре городского прокурора в интересах Соболева Н.М. к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
по кассационной жалобе администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 26 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., выслушав пояснения прокурора Управления Генеральной прокуратуры РФ Скарлухина М.А., полагавшего решения судов законными и обоснованными, судебная коллегия,
установила:
Николаевский-на-Амуре городской прокурор, действующий в интересах Соболева Н.М., обратился в суд с иском к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края и просил возложить на ответчика обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, применительно к условиям <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее занимаемого в черте г. Николаевска-на-Амуре, во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований указал, что в Николаевскую-на-Амуре городскую прокуратуру от Соболева Н.М., поступило заявление о нарушении жилищного законодательства, выразившегося в не предоставлении ему и членам его семьи благоустроенного жилого помещения, взамен признанного непригодным. В ходе проведенной проверки установлено, что согласно заключению межведомственной комиссии администрации Николаевского муниципального района от 06.08.2020 №, многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Соболев Н.М. признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, какие-либо помещения в его собственности отсутствуют.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 26 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2022 года, исковые требования Николаевского-на-Амуре городского прокурора удовлетворены.
На администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность предоставить Соболеву Н.М. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное, жилое помещение, находящееся в г. Николаевск-на-Амуре Николаевского района Хабаровского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее занимаемого (47,8кв.м.).
В кассационной жалобе администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края просит отменить судебные постановления. Указывает, что администрация является не надлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор указал на законность и обоснованность судебных постановлений.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, признав стороны извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, исходя из требований главы 10 Гражданско-процессуального кодекса РФ и статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.1 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, выслушав пояснения прокурора Скарлухина М.А., судебная коллегия, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены судебного акта не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Соболев Н.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно заключению межведомственной комиссии администрации Николаевского муниципального района от 06.08.2020 №, многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании постановления администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от 17.06.2021 № Соболев Н.М. признан малоимущим в целях постановки на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Какие-либо помещения в собственности Соболева Н.М. отсутствуют.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь требованиями ст.49, 52, 57 Жилищного кодекса РФ, исходил из того, что жилое помещение, в котором зарегистрирован истец, признано аварийным и подлежащим сносу, иного жилого помещения истец не имеет, признаны малоимущим и нуждающимися в жилом помещении. В связи с чем, пришел к выводу о том, что условия для обеспечения его жилым помещением вне очереди соблюдены и возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов, основанных на требованиях законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделена полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями, судебная коллегия считает несостоятельным.
Так, в силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
На основании решения Собрания депутатов Николаевского муниципального района Хабаровского края от 10.10.2018 №, администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края реорганизована путем присоединения к ней администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Согласно указанному решению, к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края перешли права и обязанности администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края.
В силу изложенного, предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления, а, следовательно, администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края.
Кроме того, доводы заявителя жалобы о том, что Комитету по управлению имуществом администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края переданы полномочия по пользованию и распоряжению муниципальным имуществом городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре», в связи с чем, Комитет является уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом, а потому судами неверно возложена на ответчика обязанность по предоставлению истцам жилого помещения по договору социального найма, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку Комитет является структурным подразделением администрации, а в силу требований Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, обеспечение граждан жилыми помещениям возложена на органы местного самоуправления.
Иные доводы жалобы не содержат данных о допущенных судами фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебных постановлений. Напротив, все изложенные ответчиком в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с приведенной в судебных постановлениях оценкой представленных доказательств.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных постановлений, поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесения незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении суда первой инстанции и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 26 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи