Дело № 2-1-241/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25.04.2018 г.
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Ульяновой А.А.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием: истца Антонова С.В.,
представителя ответчика Храмичевой Е.А.,
третьего лица Антоновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области гражданское дело по иску Антонова С. В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Владимир» об обязании использования в расчетах оплаты тарифа, предусматривающего объем газа, используемый для приготовления пищи, обязании выплаты неправомерно взысканной суммы, взыскании штрафа и морального вреда, обязании внесения изменения в платежные документы,
установил:
Антонов С.В. обратился в суд с иском к ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» об обязании использования в расчетах оплаты тарифа, предусматривающего объем газа, используемый для приготовления пищи, выплате неправомерно взысканной суммы, взыскании штрафа, морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что его семья проживает в жилом помещении многоквартирного дома по адресу: <...>, на основании договора социального найма.
Данная квартира оборудована газовой плитой. Газ поставляет компания ООО «Газпром межрегионгаз Владимир». В расчетах за потребляемый ресурс ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» использует нормативный объем 15,5 куб.м с одного проживающего на данной площади члена семьи. Используемый норматив включает в себя два норматива: 9,5 куб.м для приготовления пищи с использованием газовых плит, 6 куб.м для подогрева воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд с использованием газовой плиты.
С июня 2016 года занимаемое ими членами его семьи жилое помещение оборудовано электрическим водонагревателем и стиральной машиной автоматом, в связи с чем, он неоднократно обращался к ответчику с заявлениями с просьбой производить расчет за фактически потребленный газ при фактическом использовании газовой плиты лишь для приготовления пищи, то есть 9,5 куб.м, в чем ему было отказано, в связи с чем, сумму 2714 руб. 04 коп. считает неправомерно взысканной.
С учетом уточнения просит обязать ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» в расчетах оплаты потребляемого ресурса использовать только тариф, предусматривающий объем газа, используемый для приготовления пищи на внутриквартирном газовом оборудовании - 9,5 куб.м с одного проживающего члена семьи в месяц; обязать ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» выплатить истцу неправомерно взысканную сумму 2714,04 руб., взыскать штраф в размере 50% от неправомерно взысканной суммы; моральный ущерб в размере 10000 рублей; обязать ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» внести изменения в платежные документы, направляемые потребителям к оплате, а именно отражать в них объем норматива газа, его стоимость конкретно по каждому виду его использования, если таковые имеются, и только после этого выставлять окончательную сумму к оплате.
Определением суда от 10.04.2018 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Антонова Е.А.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, указанным в иске, просил исковые требования удовлетворить. Пояснил, что его семья, на основании договора социального найма, проживает в квартире по адресу: <...>, с 1984 года. Дом считается благоустроенным, в нем имеется разводка горячего водоснабжения, однако горячей воды нет. Для удовлетворения своих бытовых нужд, с 1997 года семья использует электрическую стиральную машину автомат и с июля месяца 2016 года - электрический водонагреватель накопительного типа, что естественно влечёт увеличение финансовых затрат на энергоресурсы. При более внимательном изучении сумм, взимаемых за оплату природного газа, выяснилось, что оплата производиться по тарифам двух видов потребления ресурса: для приготовления пищи и для подогрева воды. В квитанциях на оплату, в нарушение п.п. «в» п. 69 Правил о предоставлении коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, отражается только общий объём газа и окончательная сумма к оплате. 24.12.2015 года он обращался с заявлением в ресурсоснабжающую организацию - ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» о применении в расчёте оплаты газа с его семьей только норматива, используемого для приготовления пищи - 9.5 куб. м, однако, в нарушении п. 7.1 главы 7 «Договора газоснабжения» за NN, данный вопрос с ним не обсуждался. В письменном отказе ответчик ссылается на нормативные документы, в т.ч. на Методику расчёта, утверждённую приказом Минрегиона РФ от 13.07.2006 г. № 83, которая его доводов не опровергает, а подтверждает. Пункт 2.2 Методики предусматривает, что при использовании ресурса по нескольким видам потребления, их нормативы складываются. 04.02.2016 года он пытался решить этот вопрос в Собинской межрайонной прокуратуре, которой его письмо было отправлено в Государственную жилищную инспекцию Владимирской области. 16.02.2016 года оттуда пришел ответ, в котором содержалось подтверждение возможности применения одного норматива по виду потребления для приготовления пищи объёмом в 9.5 куб. м при определённых условиях. Ответ подтверждает положения Постановления Администрации Владимирской области № 1115 от 10.11.2015 года о том, что при фактическом использовании природного газа по одному виду его потребления и расчёт оплаты должен проводиться в соответствии с определённой нормой потребления данного вида. Более того, в нём нигде не содержится утверждения, что в многоквартирных жилых домах, оборудованных газовыми плитами, в независимости от наличия и использования потребителем каких-либо других бытовых приборов, удовлетворяющие их бытовые потребности, оплата газа должна производиться посредством сложения нормативов двух видов его потребления, и Методика расчёта таких положений не имеет. Иначе, были бы такие виды потребления, которые указаны в платежном документе: плита с ЦГВ и плита без ЦВГ. 16.01.2018 он вновь обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» с мотивированной просьбой о применении в расчётах тарифа только одного вида потребления - 9.5 куб.м и с предложение удостовериться в наличии и использовании указанной выше бытовой техники. В ответе была лишь отписка со ссылкой на нормативные статьи в связи с чем, он обратился в суд с вышеуказанным иском. С просьбой подтвердить наличие и работоспособность электроводонагревателя и стиральной машины автомат, 12.04.2018 года им было подано заявление в УК «Пономарёв С.А», в чём 14.03.2018 года было отказано. Доводы ответчика о том, что наличие электроводонагревателя и других бытовых приборов не исключают возможности использования газа для бытовых нужд, основаны на предположениях. Все перечисленные ответчиком нормативные документы предоставляют лишь право в расчётах с потребителем суммировать нормативы нескольких видов потребления ресурсов при их фактическом использовании, и ни один не утверждает безоговорочное их сложение. Так как это право, то основанием для его подтверждения может служить, в соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашение сторон, закреплённое в договоре газоснабжения, где в обязательном порядке должны быть прописаны все виды потребления ресурса и порядок его оплаты при различных условиях. Однако, этого нет, а соответственно нет и подтверждения ресурсоснабжающей организации в использовании поставляемого газа по нескольким видам потребления, то есть оплата ресурса за подогрев воды незаконна, чем нарушаются его права, а, следовательно, причинен моральный вред, который он оценивает в 10 000 рублей. В соответствии с п.п. «в» п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг, платёжный документ должен отражать все виды потребления ресурса, его объёмы по каждому виду и стоимость по каждому виду, и только после этого определяется окончательная сумма к оплате. Дополнительно пояснил, что сумма в 2714 руб.04 коп. рассчитана за период с 01 июля 2016 года по 31 марта 2018 г., что подтверждается представленным расчетом.
Представитель ответчика по доверенности Храмичева Е.А. в судебном заседании с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать по основаниям, указанным в представленных ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» отзывах.
В представленном 10.04.2018 года отзыве на исковое заявление (л.д.31-37), указано, что ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» осуществляет газоснабжение жилого помещения по адресу: <...> на основании договора поставки газа NN от 22.12.2005 года, заключенного с Антоновой Е.А. (абонент). По условиям указанного договора, газ в жилом помещении потребляется с использованием газовой плиты, прибор учета газа не установлен. Для ведения расчетов за поставленный газ на имя Антоновой Е.А. открыт лицевой счет NN, в данных которого учтены следующие юридически значимые параметры потребления: 1. Количество лиц, проживающих в жилом помещении, - 3 человека (Антонова Е. А., Антонов С. В., А2).
В соответствии с пунктом 2.1 вышеуказанного заключенного договора, количество лиц, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства, составляет 4 человека. Указанное количество зарегистрированных лиц подтверждено и адресной справкой от 13.01.2015 года, представленной поставщику газа ООО УК «Пономарев С.А.» (организация, осуществляющая функции управления многоквартирным домом, в котором расположено жилое помещение истца). Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, регламентированы «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, далее - Правила № 549). Подпунктом «е» пункта 21 Правил № 549 на абонента по договору поставки газа возложена обязанность письменно уведомлять газоснабжающую организацию об изменении количества лиц, проживающих в жилом помещении. Следуя указанной норме действующего законодательства, абонент Антонова Е.А. представила копию свидетельства NN от 16.09.2014 о регистрации А1 по месту пребывания по адресу: <...> на срок с 16.09.2014 по 30.06.2018. На основании изложенного в данные лицевого счета NN были внесены соответствующие изменения - А1 на срок до 30.06.2018 исключен из числа лиц, проживающих в жилом помещении, количество проживающих лиц учтено в значении «3 человека». 2. Централизованное горячее водоснабжение в жилом помещении отсутствует (что подтверждается информацией о технических характеристиках многоквартирного дома <...>, размещенной в «Информационной системе жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области»). В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии по договору энергоснабжения производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Частью 1 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, регламентированы Правилами № 549.
Согласно пункту 32 Правил № 549, при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа, объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 33 Правил № 549 предусмотрено, что нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления:
а) приготовление пищи,
б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты).
в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах,
г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках домовладений,
д) содержание в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы.
В соответствии с пунктом 34 Правил № 549, нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в следующих целях:
а) приготовление пищи и нагрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - в расчете на 1 человека в месяц;
б) отопление жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах в расчете на 1 кв. метр общей площади указанных помещений в месяц;
в) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах, вспомогательных помещений в жилых домах и помещений в надворных постройках домовладения - в расчете на 1 куб. метр объема отапливаемого помещения в месяц,
г) приготовление кормов и нагрев воды, необходимых для содержания в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы, - в расчете на 1 животное или птицу определенного вида соответственно.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (Правила № 306), согласно пункту 46 Правил, норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению в жилых помещениях определяется исходя из следующих направлений использования газа:
а) приготовление пищи с использованием газовых плит;
б) подогрев воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд с
использованием газового нагревателя или газовой плиты (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения),
в) отопление (при отсутствии централизованного отопления).
Положения пункта 46 Правил № 306 детализированы в «Методике расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (утв. приказом Минрегиона РФ от 13.07.2006 № 83 далее Методика).
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Методики нормы (объем) потребления природного газа на бытовые нужды населения устанавливаются по следующим направлениям его использования:
пищеприготовление,
приготовление горячей воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд (включая стирку белья) в условиях отсутствия централизованного горячего водоснабжения:
а) при наличии газового водонагревателя,
б) при отсутствии газового водонагревателя,
- индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат),
отопление бань, теплиц, гаражей,
содержание животных (лошадей, коров, свиней, овец и коз, домашней птицы) в личном подсобном хозяйстве (приготовление кормов, подогрев воды для питья и санитарных целей).
При использовании в жилых помещениях газа по нескольким направлениям объемы потребления природного газа, определенные по соответствующим нормам, складываются.
Во исполнение вышеприведенных норм закона, постановлением администрации Владимирской области от 10.11.2015 № 1115 утверждены нормативы потребления природного газа по следующим направлениям:
для приготовления пищи (многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой) - 9,5 кубических метров на одного человека в месяц;
для подогрева воды (многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)) - 15,0 кубических метров на одного человека в месяц;
для подогрева воды (многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой и не оборудованные газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)) - 6,0 кубических метров на одного человека в месяц.
Следовательно, на основании постановления администрации Владимирской области от 10.11.2015 № 1115, норматив потребления газа для подогрева воды в значении 6,0 куб. м подлежит начислению всем абонентам, жилые помещения которых оборудованы газовой плитой и не оборудованы газовым водонагревателем, при отсутствии в таких помещениях централизованного горячего водоснабжения.
В жилом помещении по адресу: <...> отсутствует централизованное горячее водоснабжение, поставка природного газа производится на газовую плиту, прибор учета газа не установлен, объем газа, поставленного абоненту Антоновой Е.А., определяется в соответствии с утвержденными нормативами потребления:
для приготовления пищи (многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой) - 9,5 кубических метров на одного человека в месяц;
для подогрева воды (многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой и не оборудованные газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)) - 6,0 кубических метров на одного человека в месяц.
Согласно подпункту «а» пункта 35 Правил № 549, объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов в расчетном периоде рассчитывается как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления.
Таким образом, с 01 декабря 2015 года объем поставленного абоненту Антоновой Е.А. в жилое помещение по вышеуказанному адресу природного газа составляет: 9,5 куб.м. х 3 человек + 6,0 куб.м. х 3 человек = 46,5 куб.м. в месяц.
В соответствии с пунктом 41 Правил № 549 размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации. ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» производит расчет размера платы за поставленный абоненту Антоновой Е.А. природный газ как произведение объема потребленного газа (46,5 куб.м. в месяц) и розничной цены на природный газ по направлению потребления «на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты», утвержденной для соответствующего календарного периода постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области (с 01 июля 2017 года до настоящего времени - 7,26 руб. за один кубический метр, утверждена постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 20.06.2017 № 20/1).
Определение объема газа, поданного в квартиру <...>, и расчет размера платы за него, осуществляются ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» в полном соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
Ссылка истца на наличие в жилом помещении электрического водонагревателя и стиральной машины, как на основание для неприменения при расчетах за поставленный газ утвержденного норматива потребления газа для подогрева воды (6,0 кубических метров на одного человека в месяц), необоснованна.
По смыслу вышеприведенных правовых норм (в частности, пункта 33 Правил № 549, пункта 46 Правил №306, пунктов 2.1 и 2.2 Методики), единственным признаком, определяющим необходимость применения норматива на приготовление горячей воды, является отсутствие централизованного горячего водоснабжения.
Использование электрического водонагревателя и (или) стиральной машины не может влиять на решение вопроса о применении норматива на приготовление горячей воды для определения объема потребления газа. Наличие данного нагревателя не исключает возможности использования ответчиками поставляемого природного газа для приготовления горячей воды с помощью газовой плиты. Каких-либо ограничений относительно использования потребителями электрических водонагревателей нормативы не содержат.
В соответствии с требованиями указанных правовых норм отсутствие в жилом помещении прибора учета газа порождает обязанность потребителя оплачивать данную коммунальную услугу в соответствии с установленными нормативами, применение которых носит безусловный характер.
Справедливость указанного вывода подтверждается и подпунктом «г» пункта 4 Правил № 306, согласно которому при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении газоснабжения (при расходе газа для приготовления пищи и (или) подогрева воды) учитывается только один конструктивно-технический параметр многоквартирного дома или жилого дома - износ внутридомовых инженерных систем. Наличие либо отсутствие в жилом помещении электрического водонагревателя не является юридически значимым обстоятельством, подлежащим обязательному учету при определении нормативов потребления коммунальной услуги газоснабжения.
При расчете размера платы за поставленный в жилое помещение истца природный газ ответчиком не было допущено каких-либо нарушений действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем, правовые основания для выплаты истцу штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 157 ЖК РФ, отсутствуют, также как и для взыскания компенсации морального вреда.
В возражениях на исковое заявление, представленных 24.04.2018 года (л.д. 84-87), ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» требования об обязании ответчика внести изменения в платежные документы, направляемые потребителям к оплате, а именно отражать в них объем норматива газа, его стоимость конкретно по каждому виду его использования, если таковые имеются, и только после этого выставлять окончательную сумму к оплате» считает необоснованными, и не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на ст. 55 ЖК РФ, которой определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, и на Правила предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 69 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов» (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354) в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя) - все перечисленные сведения указываются в платежных документах (квитанциях) на оплату поставленного газа,
которые ежемесячно выставляются по лицевому счету NN на плательщика Антонову Е.А.;
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет - все перечисленные сведения указываются в платежных документах (квитанциях) на оплату поставленного газа, которые ежемесячно выставляются по лицевому счету NN на плательщика Антонову Е.А.;
в) указание на оплачиваемый месяц - приведено в квитанции,
наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги - приведено в квитанции («природный газ»),
размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса - приведено в квитанции (цена на вид коммунального ресурса «природный газ», раздел 2, графа «Цена, руб.»),
единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов -приведено в квитанции (раздел 2, графа «Объем, м3»);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении - приведено в квитанции (коммунальная услуга газоснабжения, раздел 2, графа «Объем, м3»),
размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг - приведено в квитанции (коммунальная услуга газоснабжения, раздел 2, графа «Начислено, руб.»);
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента — не применяется для коммунальной услуги газоснабжения;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами - не применяется для коммунальной услуги газоснабжения;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или)
горячего водоснабжения)- не применяется для коммунальной услуги газоснабжения;
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований - приведено в квитанции (коммунальная услуга газоснабжения, раздел 4, графа «Перерасчет, руб.»)
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды - приведено в квитанции (коммунальная услуга газоснабжения, раздел 4, графа «Долг / аванс на -, руб.»);
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме) - не применяется для коммунальной услуги газоснабжения;
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил - соответствующие соглашения между Антоновой Е.А. и ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» не заключались;
к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 - двумерный штрих-код приведен в квитанции;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Включение в платежный документ (квитанцию) на оплату поставленного газа иных сведений «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов» (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) не предусмотрено.
Вместе с тем, в платежных документах (квитанциях) на оплату поставленного газа ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» приведена справочная информация о нормативах потребления природного газа, утвержденных постановлением администрации Владимирской области от 10.11.2015 № 1115:
норматив потребления на цели приготовления пищи на газовой плите при наличии централизованного горячего водоснабжения - 9,5 м3/чел.,
норматив потребления на цели приготовления пищи и подогрева воды на газовой плите при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - 15,5 м3/чел.,
норматив потребления газа на цели приготовления пищи на газовой плите и подогрева воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - 25,2 м3/чел.,
норматив потребления газа на цели подогрева воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - 15,7 м3/чел.,
норматив потребления газа на цели отопления жилого помещения - 8 м3/ м2,
-расчетная величина дополнительного расхода газа на отопление - 1,5 м3/ м2.
Указывает, что форма платежного документа (квитанции) на оплату поставленного газа, предоставляемая ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» абонентам, полностью соответствует приказу Минстроя России от 29.12.2014 № 924/пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению».
Третье лицо Антонова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Заслушав истца, представителя ответчика, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, суд признает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Судом установлено, что Антонов С.В. является нанимателем жилого помещения по адресу: <...>, что подтверждается договором социального найма жилого помещения (л.д.6-9), где согласно справке ООО УК «Пономарев» зарегистрировано 4 человека: Антонов С. В., Антонова Е. А., А3, А1 (л.д.10, 49), постоянно проживает- 3 человека, А1 на срок с 176.09.2014 г. по 30.06.2018 г. зарегистрирован по месту пребывания (л.д. 11).
Газоснабжение жилого помещения по адресу: <...>, осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Владимир» на основании договора поставки газа NN от 22.12.2005 года, заключенного с Антоновой Е. А. (абонент) (л.д. 47-48, 73-74), по условиям указанного договора, газ в жилом помещении потребляется с использованием газовой плиты, прибор учета газа не установлен. Для ведения расчетов за поставленный газ на имя Антоновой Е.А. открыт лицевой счет №
Данное жилое помещение находится в многоквартирном доме, оборудовано газовой плитой, подключенной к системе газоснабжения, при этом централизованное горячее водоснабжение, газовый водонагреватель и прибор учета газа в квартире отсутствуют.
В соответствии с предоставленной истцом квитанцией по лицевому счету, для расчета размера платы за газ, потребляемой семьей истца, ООО Газпром межрегионгаз Владимир» применяет нормативы потребления газа: плита без горячего водоснабжения 15,5 м3 на 1 человека (л.д. 18).
В квартире истца с 01.07.2016 г. установлен электрический водонагреватель, используемый для подогрева холодной воды, и стиральная машина, которая подключена к водопроводной и электрической сети, что, по мнению истца является основанием применять в расчетах оплаты потребляемого ресурса только тариф, предусматривающий объем газа, используемый для приготовления пищи на внутриквартирном газовом оборудовании 9 куб.метров, поскольку он не использует природный газ для приготовления горячей воды с помощью газовой плиты.
Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ определяет газоснабжение как одну из форм энергоснабжения, представляющую собой деятельность по обеспечению потребителей газом (абзац третий статьи 2).
Статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что законодательное и правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается в том числе на принимаемых в соответствии с настоящим федеральным законом нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Положением части 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Правил абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.
Согласно пункту 40 Правил внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное.
Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
Размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 41 Правил).
В силу пункта 32 Правил при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 33 Правил нормы потребления газа устанавливаются по видам потребления.
Нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в следующих целях:
а) приготовление пищи и нагрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения - в расчете на 1 человека в месяц;
б) отопление жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах - в расчете на 1 кв. метр общей площади указанных помещений в месяц;
в) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах, вспомогательных помещений в жилых домах и помещений в надворных постройках домовладения - в расчете на 1 куб. метр объема отапливаемого помещения в месяц;
г) приготовление кормов и нагрев воды, необходимых для содержания в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы, - в расчете на 1 животное или птицу определенного вида соответственно (пункт 34 Правил).
На основании пункта 35 Правил объем потребленного газа, определяемый в соответствии с нормативами потребления газа, в расчетном периоде рассчитывается в следующем порядке:
а) при использовании газа для приготовления пищи и нагрева воды с применением газовых приборов - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа для соответствующего вида потребления;
б) при использовании газа для отопления жилых помещений, в том числе вспомогательных помещений в квартире многоквартирного дома, - как произведение общей отапливаемой площади и норматива потребления газа, установленного для этих целей;
в) при использовании газа для отопления нежилых помещений в многоквартирных домах, вспомогательных помещений в жилых домах и помещений надворных построек домовладения - как произведение общего объема этих помещений и норматива потребления газа, установленного для этих целей;
г) при использовании газа для приготовления кормов и подогрева воды, необходимых для содержания в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы, - как сумма произведений количества животных и птиц определенного вида и нормативов потребления газа, установленных для этих видов животных и птиц.
Статья Федерального закона № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение Правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.
Пунктом 24 вышеуказанных Правил установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.
Частью 2 ст. 548 ГК РФ установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 1 ст. 540 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 г. № 373 нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения) устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Указанные нормы для соответствующего субъекта РФ устанавливаются в соответствии с Методикой норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа и не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа согласно приложению к данному постановлению (пункт 1 Постановления).
Методика расчета ном потребления газа населением при отсутствии приборов учета утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации (пункт 3 Постановления).
Приказом Министерства регионального развития РФ от 13.07.2006 г. № 83 утверждена Методика расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа.
Разделом 1 Методики определено, что Методика предназначена для расчета норм потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа, а также в случае их неисправности или истечения межповерочного периода. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении норм потребления природного газа населением руководствуются настоящей Методикой.
Согласно п. 2.1 Методики, Нормы (объем) потребления природного газа на бытовые нужды населения устанавливаются по следующим направлениям его использования:
- пищеприготовление;
- приготовление горячей воды для хозяйственных и санитарно-гигиенических нужд (включая стирку белья) в условиях отсутствия централизованного горячего водоснабжения:
при наличии газового водонагревателя;
при отсутствии газового водонагревателя;
- индивидуальное (поквартирное) отопление жилых помещений (жилых домов, квартир, комнат);
- отопление бань, теплиц, гаражей;
- содержание животных (лошадей, коров, свиней, овец и коз, домашней птицы) в личном подсобном хозяйстве (приготовление кормов, подогрев воды для питья и санитарных целей).
Пунктом 2.2 Методики установлено, что, при использовании в жилых помещениях газа по нескольким направлениям объемы потребления природного газа, определенные по соответствующим нормам, складывают.
Согласно пункт 2.3 для удобства расчеты норм производятся исходя из равномерного распределения потребляемого газа по месяцам года.
Нормы потребления газа на приготовление пищи и горячей воды устанавливаются в кубических метрах на одного человека в месяц.
Приготовление горячей воды в условиях отсутствия централизованного горячего водоснабжения производится с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты (п.4.1).
В соответствии с указанной Методикой, постановлением администрации Владимирской области от 10.11.2015 г. № 1115 утверждены нормативы потребления природного газа для граждан, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах на территории Владимирской области, при отсутствии приборов учета, определенные с применением расчетного метода:
- для приготовления пищи (многоквартирные дома и жилые дома, оборудованные газовой плитой) - 9,5 кубических метров на одного человека в месяц;
-для подогрева воды (многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) - 15,0 кубических метров на одного человека в месяц;
-для подогрева воды ((многоквартирные и жилые дома, оборудованные газовой плитой и не оборудованные газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) - 6,0 кубических метров на одного человека в месяц.
Для случая отсутствия централизованного горячего водоснабжения данным постановлением установлен норматив, который предусматривает только два варианта нагрева воды: с использованием газового водонагревателя или с использованием газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя.
По смыслу приведенных правовых норм, единственным признаком, определяющим необходимость применения норматива на приготовление горячей воды, является отсутствие централизованного горячего водоснабжения.
Использование электрического водонагревателя не может влиять на решение вопроса о применении норматива на приготовление горячей воды для определения объема потребления газа. Наличие данного нагревателя не исключает возможности использования истцом и членами его семьи поставляемого природного газа для приготовления горячей воды с помощью газовой плиты. Каких-либо ограничений относительно использования потребителями электрических водонагревателей нормативы не содержат.
Таким образом, наличие в жилом помещении электрического водонагревательного прибора не является основанием для исключения применения указанных нормативов потребления газа.
Суд приходит к выводу, что использование электрического водонагревателя является свободным выбором истца.
В соответствии с требованиями вышеуказанных правовых норм отсутствие в жилом помещении прибора учета газа порождает обязанность потребителя оплачивать данную коммунальную услугу в соответствии с установленными нормативами, применение которых носит безусловный характер, и неприменение которых не предусмотрено при наличии электрического водонагревателя, т.е. потребитель не вправе отказаться от оплаты таких услуг. В тоже время, истец не лишен права защиты своих прав потребителя путем установки прибора учета потребления газа.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что расчет потребления газа истцом, указанный в выставляемой ему квитанции об оплате газа соответствует действующим нормам и правилам. При этом, как следует из системного толкования п. 32 Правил поставки газа, вид потребления и норматив потребления газа - п.б) приготовление горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения с использованием газовой плиты при отсутствии газового водонагревателя, в отличие от других видов и нормативов потребления газа, связан не с наличием, а с отсутствием дополнительного оборудования потребления газа. При этом не имеет правового значения наличие у потребителя газа других, в том числе электрических водонагревательных приборов (к которым также можно отнести, помимо имеющегося у истца электрического водонагревателя накопительного типа, электрочайник, электрокипятильник и др.).
На основании изложенного суд признает, что оснований для обязания ответчика использовать в расчетах и выплатить 2714 рублей не имеется, также как и взыскания с него штрафа в размере 50 % неправомерно взысканной суммы - 1357 рублей, поскольку расчет потребления газа истцом соответствует действующим нормам и правилам, начисление платы за газ с применением вышеуказанных нормативов правомерно.
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика 10 000 рублей в счет компенсации морального вреда в связи с нарушением прав потребителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен так же учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 7.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Как разъяснено в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Поскольку действия ответчика по начислению платы за газоснабжения в указанном размере правомерные, соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушение прав истцом не подтверждено, и судом не установлено, требование о взыскании в ответчика компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит.
Требования истца об обязании ответчика внести изменения в платежные документы, направляемые потребителям к оплате, а именно отражать в них объем норматива газа, его стоимость конкретно по каждому виду его использования, если таковые имеются и только после этого выставлять окончательную сумму к оплате не подлежат удовлетворению, как не основанные на нормах действующего законодательства РФ.
Суд согласен с доводами ответчика, что форма платежного документа (квитанции) на оплату поставленного газа, предоставляемая ООО «Газпром межрегионгаз Владимир», соответствует приказу Минстроя России от 29.12.2014 г. № 924/пр 2Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендации по ее заполнению».
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Антонова С. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: