УИД №
Дело № 12-29/2020
РЕШЕНИЕ
г. Камбарка 02 июля 2020 года
Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Мавлиев С.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике на постановление мирового судьи судебного участка Камбарского района Удмуртской Республики от 10.02.2020 г., которым производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ в отношении в отношении Ахметова Р.Х. прекращено,
УСТАНОВИЛ:
Директором филиала № 5 Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике в отношении Главы МО «Нефтебазинское» Ахметова Р.Х. 14.01.2020 г. был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, в связи с тем, что должностным лицом допущено нарушение установленных законодательством РФ о страховых взносах сроков предоставления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В протоколе указано, что Совет депутатов МО «Нефтебазинское» расчёт формы 4ФСС за 3 квартал 2019 г. представил в форме электронного документа 12.11.2019 г., т.е. с нарушением срока на 21 день.
Постановлением мирового судьи судебного участка Камбарского района от 10.02.2020 г. № 5-80/2020 производство по делу об административном правонарушении в отношении Ахметова Р.Х. по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением, представитель Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике по доверенности Паршинцева Ж.М. подала в Камбарский районный суд жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи Камбарского района Удмуртской Республики от 10.02.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ в отношении уполномоченного должностного лица МО «Нефтебазинское» Ахметова Р.Х. и направить дело на новое рассмотрение мировому судье Камбарского района Удмуртской Республики.
В жалобе заявитель указал, что Ахметов Р.Х. являясь уполномоченным должностным лицом - Глава МО «Нефтебазинское» Совета депутатов МО «Нефтебазинское», в нарушение срока, установленного ч. 1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ, предоставил в филиал № 5 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме - 4 ФСС за отчётный период - 3 квартал 2019 г. в форме электронного документа - 12.11.2019 г., тогда как указанный расчёт необходимо было представить в территориальный орган Фонда социального страхования (Филиал № 5) не позднее 25.10.2019 г.
Факт нарушения удостоверяется протоколом сдачи расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС) за 3 квартал 2019 г., с отметкой о дате представления расчёта.
Из документов, представленных МО «Нефтебазинское» в ходе рассмотрения дела у мирового судьи, следует, что согласно приказу от 01 сентября 2017 г. Д.Н.Е. принята на должность главного бухгалтера в администрацию МО «Нефтебазинское».
Согласно п. 3.2 должностной инструкции главного бухгалтера МО «Нефтебазинское» в целях обеспечения деятельности Администрации и Совета сельского поселения главный бухгалтер:
- осуществляет организацию бухгалтерского учёта хозяйственно - финансовой деятельности и ведёт контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности;
- формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учёте учётную политику исходя из структуры и особенностей деятельности Администрации и Совета сельского поселения, необходимости обеспечения ее финансовой устойчивости;
- обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций, расчёты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников Администрации сельского поселения.
Из должностной инструкции следует, что главный бухгалтер МО «Нефтебазинское» обеспечивает лишь правильное начисление и перечисление налогов и сборов, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, но не представление в установленном порядке в территориальный орган страховщика отчетности, в связи с чем вывод мирового судьи об отсутствии у Ахметова Р.Х. данной обязанности, является несостоятельным.
В должностной инструкции главного бухгалтера не предусмотрены обязанности по ведению и сдаче отчётности с правом её подписания электронной подписью.
Следовательно, только Ахметов Р.Х., являясь руководителем и имеющий
ЭЦП, несёт ответственность за несвоевременное представление отчетности в
территориальный орган Фонда.
Ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта организуются руководителем организации, за исключением случаев, если иное не установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководитель организации обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Именно руководитель МО «Нефтебазинское» Ахметов Р.Х., является должностным лицом и несёт ответственность за несвоевременное представление отчётности по форме - 4 ФСС в территориальный орган Фонда социального страхования, в связи с чем, привлечение его к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, является правомерным.
В судебном заседании представитель Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике Коровина Т.В., действующая по доверенности, на удовлетворении жалобы настаивала по основаниям и доводам, в ней изложенным.
Ахметов Р.Х. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.
Дело рассмотрено при указанной явке.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 статьи 15.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искажённом виде.
В силу положений статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний», страхователем признаётся юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Подпунктом 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» определено, что страхователи обязаны вести учёт начислений страховых взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчётность по установленной форме.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту их регистрации расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования: на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Из приведённых выше нормативных положений следует, что обязанность юридических и физических лиц представлять в фонд социального страхования отчётность законодатель связывает с наличием у них статуса страхователя.
Как следует из имеющегося в материалах дела скриншота из Интернет Портала ФСС РФ, юридическое лицо с регистрационным номером № направило файл в ФСС 12.11.2019 г.
При этом, при государственной регистрации Совета депутатов МО «Нефтебазинское» в Фонде социального страхования оно зарегистрировано под номером №, что следует из извещения в качестве страхователя.
Таким образом, с учётом положений статей Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний», прихожу к выводу о том, что Совет депутатов МО «Нефтебазинское», как юридическое лицо, в силу закона является страхователем и не может быть освобождено от обязанности по представлению в установленном порядке территориальному органу страховщика по месту регистрации расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам.
При этом Ахметов Р.Х., являющийся Главой МО «Нефтебазинское» и имеющий право действовать от имени юридического лица, обладающий необходимым для этого объёмом полномочий, является ответственным должностным лицом и по смыслу статьи 2.4 КоАП РФ несёт административную ответственность за нарушение вышеуказанных требований закона.
За третий квартал 2019 г. Страхователь представил в электронном виде расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам 12.11.2019 г., в то время как согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ такой расчёт необходимо представить не позднее 25.10.2019 г.
Факт предоставления отчёта в указанный срок, Ахметовым Р.Х. не оспаривался.
Кроме того, как следует из пояснений представителя заявителя, данный расчёт подписывается ЭЦП Ахметова Р.Х.
Прекращая производство по делу, мировой судья исходил из того, что согласно п. 3.2 должностной инструкции главного бухгалтера в целях обеспечения деятельности Администрации и Совета сельского поседения главный бухгалтер, в том числе, обеспечивает правильное начисление и перечисление налогов и сборов, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.
Согласно приказу от 01.09.2019 г. на должность главного бухгалтера в администрацию принята Д.Н.Е.
Таким образом, мировой судья пришёл к выводу, что именно главный бухгалтер обеспечивает правильное начисление и перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, вследствие чего несвоевременное направление расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации не может быть вменено Главе МО «Нефтебазинское» Ахметову Р.Х., ввиду отсутствия у него такой обязанности.
На основании пп. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, дело в отношении Ахметова Р.Х. было прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Однако, изучив представленную в материалы дела должностную инструкцию главного бухгалтера МО «Нефтебазинское», прихожу к выводу, что на последнего не возложены обязанности по направлению расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, прихожу к выводу, что субъектом вменяемого административного правонарушения по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, является Глава МО «Нефтебазинское» Ахметов Р.Х.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушения страхового законодательства Российской Федерации лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Таким образом, на дату вынесения настоящего решения срок давности привлечения Главы МО «Нефтебазинское» Ахметова Р.Х. к административной ответственности не истёк.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административном правонарушении, судья
РЕШИЛ:
Удовлетворить жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике на постановление мирового судьи судебного участка Камбарского района Удмуртской Республики от 10 февраля 2020 года в отношении Ахметова Р.Х.
Отменить постановление мирового судьи судебного участка Камбарского района Удмуртской Республики от 10 февраля 2020 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ в отношении Ахметова Р.Х.
Материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ, в отношении Ахметова Р.Х. направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка Камбарского района Удмуртской Республики.
Решение вступает в законную силу с момента принятия.
В соответствии со ст. 30.13 КоАП РФ, решение может быть обжаловано в Шестой Кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.Ф. Мавлиев