Дело № 2-635/2021
УИД 33RS0018-01-2021-001136-36
Решение
именем Российской Федерации
город Судогда 22 октября 2021 года
Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Староверовой Т.И.
при секретаре судебного заседания Мишановой В.А.
с участием помощника прокурора Судогодского района Шальнова Н.Н.,
истца Назиной Т.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судогодского района, действующего в интересах Назиной Татьяны Андреевны, к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения,
установил:
Прокурор Судогодского района, действующий интересах Назиной Т.А., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области, в котором, с учётом уточнения требований, просит обязать ответчика предоставить Назиной Т.А. благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования город Судогда городское поселение Судогодского района Владимирской области за счет средств областного бюджета.
В обоснование заявленных требований указано, что Назина Т.А. является лицом из числа детей, оставшимся без попечения родителей. Мать ФИО1 лишена родительских прав решением Старожиловского районного суда от ..., отец ФИО4 лишен родительских прав решением Судогодского районного суда от ....
По сведениям ЕГРН, какое-либо недвижимое имущество на праве собственности за Назиной Т.А. не зарегистрировано. Приказом Управления образования и молодежной политики администрации МО Старожиловский муниципальный район Рязанской области № 14 от 27 марта 2019 года признан факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ...
Распоряжением департамента образования администрации Владимирской области от 07 октября 2019 года № 38 Назина Т.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением возникло у Назиной Т.А. с момента её включения в указанный список, то есть после 07 октября 2019 года.
Поскольку до настоящего времени в нарушение требований пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьи 8 Закона Владимирской области от 03.12.2004 № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ответчик не предоставил Назиной Т.А. жилье по договору найма специализированного жилого помещения, прокурор обратился в суд в защиту её прав и законных интересов.
Помощник прокурора Судогодского района Шальнов Н.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования с учётом их уточнения, по основаниям, указанным в иске. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Истец Назина Т.А. в судебном заседании поддержала уточненные требования прокурора по основаниям, указанным в иске.
Ответчик – администрация муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. Ранее, участвуя в судебном заседании, представитель администрации Дубровный О.В. возражал против удовлетворения исковых требований прокурора.
В обоснование возражений пояснил, что ответчиком не оспаривается законное право Назиной Т.А. на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей. Истец внесен в список на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и числится под № 417. Указал, что ответчик не может предоставить истцу жилое помещение в установленный законом срок, поскольку финансирование приобретения жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется из бюджета Владимирской области. Объем средств, выделенных ответчику, недостаточен для обеспечения истца жильем в текущем году. Обратил внимание суда и на то, что Назина Т.А. правом на внеочередное предоставление жилья не обладает, состоит в списке очередников на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и числится под номером 417 в областном списке, а в списке муниципального образования Судогодский район имеет порядковый номер 31. Предоставление жилого помещения фактически минуя данную очередность, противоречило бы закону. Сроки предоставления жилых помещений для данной категории лиц в первоочередном порядке законом не предусмотрены. При таких обстоятельствах полагает, что право истца на получение жилья в первоочередном порядке на день рассмотрения дела нельзя признать нарушенным. Преимущественным правом по отношению к другим лицам, также имеющим право и принятым на учет и включённым в соответствующие списки ранее, Назина Т.А. не обладает. Также отметил, что Назина Т.А. получает в установленном законом порядке денежную компенсацию за поднаем жилья.
Представитель третьего лица – Департамента образования администрации Владимирской области Рошва А.Ю., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, в письменном отзыве просила суд отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований. В обоснование возражений указано, что Назина Т.А. включена в областной сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области под порядковым номером 378. В списке муниципального образования она имеет порядковый номер 31. Полагает, что право Назиной Т.А. на обеспечение жилым помещением не нарушено, поскольку действующим законодательством не ограничен возраст реализации права на жилье и не предусмотрено немедленное предоставление жилого помещения при наступлении права. Полагает, что право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Нзиной Т.А. не нарушено, она имеет право на обеспечение жилым помещением согласно Списку, при наступлении обстоятельств, предусмотренных законодательством. Обязанности Департамента образования Владимирской области по распределению субвенций в бюджете субъекта Российской Федерации не только по каждому муниципальному образованию, но и по каждому конкретному лицу из числа детей, указанной категории –Бюджетным Кодексом Российской Федерации и законодательством Владимирской области в области бюджетных отношений не предусмотрено. Департамент образования Владимирской области правом самостоятельно устанавливать бюджетные расходные обязательства Владимирской области и размеры субвенций муниципальных образований на выполнение переданных им государственных полномочий не наделен. В данном случае он лишь выполняет обязанность по обеспечению передачи средств субвенции муниципальным образованиям. Также отмечает, что согласно части 7 статьи 12 Закона № 43-ОЗ при невозможности обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладающих правом на обеспечение жилым помещением за счет средств областного бюджета, им выплачивается ежемесячная денежная компенсация платы за поднаем одного жилого помещения (л.д. 47-48).
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, учитывая сведения о надлежащем извещении, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, право на его бесплатное предоставление или предоставление за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Владимирской области регулируются Законом Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со статьей 2 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) являются расходными обязательствами Владимирской области.
В целях реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение формируется областной сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (статья 9 Закона Владимирской области от 03 декабря 2004 года № 226-ОЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 20 мая 2013 года № 612 утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Лицам, указанным в п. 1 Порядка, жилое помещение однократно предоставляется органами местного самоуправления на территории населенного пункта по месту его жительства на территории Владимирской области, при условии отсутствия у лица жилого помещения в другом населенном пункте на территории Российской Федерации (п. 4 Порядка).
В силу пункта 2 Порядка жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются Лицам, указанным в пункте 1 Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
В судебном заседании установлено следующее.
Мать Назиной Т.А. – ФИО1 на основании решения Старожиловского районного суда ... от ..., вступившего в законную силу, лишена родительских прав в отношении ФИО2 (л.д. 29).
Отец Назиной Т.А. –ФИО4 на основании решения Судогодского районного суда ... от ..., вступившего в законную силу, лишен родительских прав в отношении ФИО2 (л.д. 30-33).
Распоряжением департамента образования администрации Владимирской области от 07 октября 2019 года № 38 Назина Т.А., на основании личного заявления включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области (л.д. 12).
С 18 мая 2000 года Назина Т.А. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: ... (л.д.16,20)
На основании приказа Управления образования и молодежной политики администрации МО Старожиловский муниципальный район Рязанской области № 14 от 27 марта 2019 года признан факт невозможности проживания Назиной Т.А. в ранее занимаемом жилом помещении по указанному адресу, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, ниже учетной нормы площади жилого помещения (л.д.21, 25-26).
По сведениям ОВМ ОМВД России по Судогодскому району, Назина Т.А. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ... на срок с ... по ... (л.д. 22). В настоящее время временная регистрация продлена.
На дату рассмотрения судом настоящего гражданского дела жилое помещение Назиной Т.А. не предоставлено.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец не имеет на праве собственности жилых помещений и фактически проживает по адресу: ....
Учитывая положения вышеприведенных правовых норм применительно к установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, исходя из наличия наступившего права истца на обеспечение жилым помещением, учитывая, что включение истца в соответствующий список не является обстоятельством, указывающим на выполнение ответчиком обязательств перед истцом, суд приходит к выводу о том, что Назина Т.А. нуждается в жилом помещении, которое ей до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем имеются предусмотренные законом основания для возложения на администрацию МО «Судогодский район» обязанности по обеспечению его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма жилого помещения. При этом суд также исходил из того, что формирование субъектом Российской Федерации списка лиц рассматриваемой категории, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объеме субвенций), выделяемого на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Какой-либо очередности внутри данного списка нормы действующего федерального и регионального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устанавливают, при этом в силу ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Кроме того, федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения. То есть, по смыслу закона жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанной категории лиц немедленно после наступления предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ и законодательством субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Приняв во внимание, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, включая наличие или отсутствие бюджетных денежных средств на приобретение жилых помещений, а также других лиц, обладающих аналогичным правом, учитывая, что у Назиной Т.А. возникло законное право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, полномочиями по обеспечению которым истца, как особой категории граждан, наделены органы местного самоуправления (в данном случае администрация МО «Судогодский район»), суд полагает исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 1 Закона Владимирской области от 28 декабря 2005 года № 201-ОЗ обеспечение истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда должно осуществляться администрацией муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области за счет средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации – администрации Владимирской области, главным распорядителем которых является Департамент образования администрации Владимирской области.
Суд отклоняет доводы представителя ответчика о недостаточном финансировании, поскольку отсутствие надлежащего финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с вышеприведенными положениями закона не является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора и возможность получения Назиной Т.А. денежной компенсации за поднаем жилого помещения.
В соответствии с пп. 14.2 п.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ указанными государственными полномочиями законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, могут наделяться органы местного самоуправления с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст.19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом, к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
На основании пп. «а» п. 2 ст. 1, ст. 2 Закона Владимирской области от 28.12.2005 № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 201-ОЗ) органы местного самоуправления, в том числе Судогодского района, наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Исходя из положений ст. 4 и п.2 ст. 5 данного Закона № 201-ОЗ, органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета Владимирской области отдельных государственных полномочий, которые обязаны осуществлять надлежащим образом в соответствии с настоящим законом, а органы государственной власти Владимирской области обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий; также имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для исполнения мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Таким образом, исходя из действующего законодательства обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отнесено к полномочиям администрации МО «Судогодский район» и должно осуществляться органом местного самоуправления за счет целевых денежных средств, выделяемых в виде субвенций из бюджета Владимирской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Судогодского района, действующего в интересах Назиной Татьяны Андреевны, к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области предоставить Назиной Татьяне Андреевне благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования город Судогда городское поселение Владимирской области, жилое помещение специализированного жилищного фонда на основании договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, на территории муниципального образования город Судогда городское поселение Владимирской области за счет средств бюджета Владимирской области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.
Председательствующий Т.И. Староверова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11 ноября 2021 года.