Решение по делу № 2-3011/2024 от 01.07.2024

Дело №2-3011/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 сентября 2024 года                              город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Тесля Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балакиной К.С.,

с участием представителя истца - Романюк В.С., представителей ответчика – Титарева И.В., Смоляковой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя "Городская больница им. ФИО7" о внесении в реестр для получения специального социального пособия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя "Городская больница им. ФИО7" (далее ГБУЗС «Городская больница ») о внесении в реестр для получения специального социального пособия.

В обоснование требований ФИО2 указала, что ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято постановление N2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования", вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ Пунктом 2 данного постановления предусмотрена специальная социальная выплата, в том числе среднему медицинскому персоналу, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению. ФИО2 является сотрудником со средним медицинским образованием, что подтверждается дипломом об окончании медицинского училища (медицинская сестра по физиотерапии отделения медицинской реабилитации), принята переводом на работу филиала ГБУЗС «Городская больница ». С мая 2024 года истец получает специальную социальную выплату, установленную вышеназванным постановлением. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ данная выплата произведена не была, поскольку ГБУЗС «Городская больница » принято решение, что сотрудники подразделения не подпадают под действие вышеуказанного постановления. ФИО2 считает, что администрация больницы совершила ошибку, она имеет право на получение специальной социальной выплаты, утвержденной вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2568, поскольку медицинская реабилитация осуществляется при оказании первичной медико-социальной помощи амбулаторно, проводится не только реабилитационное лечение, но и прием специалистов, которые осуществляют прием группы лиц, прикрепленных по территориальному признаку.

Истец ФИО2, с учетом уточнений, просит суд обязать ГБУЗС «Городская больница » включить ее в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2568 с ДД.ММ.ГГГГ, взыскав задолженность, образовавшуюся за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, обеспечила участие своего представителя, которые исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения требований искового заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве, предоставив суду дополнительные документы в обоснование своих возражений.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.

Суд, выслушав доводы и возражения участников процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ГБУЗС «Городская больница », в лице главного врача ФИО8, заключен трудовой договор .

В соответствии с представленной трудовой книжкой ТК-IV , с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность медицинской сестры по физиотерапии реабилитационного филиала ГБУЗС «Городская больница ».

Отделение медицинской реабилитации Филиала ГБУЗС «Городская больница » не имело прикреплённого населения и не оказывало помощь по территориально-участковому принципу, поскольку относилось к структурным подразделениям, оказывающим медицинскую помощь по межтерриториальному принципу, то есть всем обратившимся пациентам независимо от их прикрепления.

Приказом ГБУЗС «Городская больница » от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень структурных подразделений ГБУЗС «Городская больница », оказывающих медицинскую помощь пациентам, поступающим по назначению врача; а также по скорой, экстренной или неотложной медицинской помощи; а также при переводе из одного подразделения в другое, вне зависимости от места жительства и места прикрепления населения (межрегиональный принцип оказания медицинской помощи), а также перечень структурных подразделений ГБУЗС «Городская больница », оказывающих медицинскую помощь обслуживаемому населению, сформированному с учетом места жительства (территориально-участковый принцип оказания медицинской помощи).

В соответствии с Приложением к Приказу ГБУЗС «Городская больница » от ДД.ММ.ГГГГ, Филиал . Отделение медицинской реабилитации входило в структурное подразделение, оказывающее медицинскую помощь по межтерриториальному принципу.

В соответствии с Приказом «О структурной реорганизации отделений ГБУЗС «Городская больница » от ДД.ММ.ГГГГ, реорганизована Поликлиника Филиала ГБУЗС «Городская больница » в форме присоединения к ней отделения медицинской реабилитации Филиала ГБУЗС «Городская больница ».

Работникам, в том числе ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о реорганизации Организации, с разъяснением о том, что должностные функции будут дополнены положениями по обслуживанию прикрепленного населения, включая следующие обязанности: по указанию заведующего отделения медицинской реабилитации Поликлиники Филиала ГБУЗС «Городская больница » оказывать услуги по медицинской реабилитации на дому пациентам из числа прикрепленного населения. Предложено заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и должностной инструкции с учетом указанных изменений.

Между ФИО2 и ГБУЗС «Городская больница » ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к трудовому договору <адрес>, согласно которого работник ФИО2 переведена в Отделение медицинской реабилитации Поликлиники Филиал в должности медицинской сестры физиотерапии 1 ст. с ДД.ММ.ГГГГ.

Главным врачом ГБУЗС «Городская больница » ДД.ММ.ГГГГ утверждена Должная инструкция медицинской сестры по физиотерапии отделения медицинской реабилитации поликлиники Филиала ГБУЗС «Городская больница », согласно которой, в должностные обязанности медицинской сестры внесены изменения: по указанию заведующей отделения медицинской реабилитации Поликлиники филиала ГБУЗС «Городская больница » оказывать услуги по медицинской реабилитации на дому пациентам из числа прикрепленного населения (п.3.1). С данной должностной инструкцией ФИО2 ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь с настоящим иском в суд, ФИО2 указала, что имеет право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2568, которая произведена с мая 2024 года.

Согласно частям 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений следует, что Трудовым кодексом Российской Федерации каждому работнику гарантируется своевременная и в полном размере выплата заработной платы, которая устанавливается трудовым договором и зависит от квалификации работника, количества и качества затраченного труда.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяющим в том числе права и обязанности медицинских работников является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Пунктом 5 части 1 статьи 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 72 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2568, здесь и далее положения постановления приводятся в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

Согласно подпункту "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2568 специальная социальная выплата устанавливается врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2568 специальную социальную выплату осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2568 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации работникам, занимающим штатные должности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования".

В соответствии с пунктом 4 Правил, специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.

Согласно пункта 5 Правил реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия.

Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2568 (далее - Разъяснения).

Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 1183н (пункт 3 Разъяснений).

Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:

- указанным в подпунктах "б", "е" и "и" пункта 2 постановления N 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций).

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

В части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Частью 2 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ установлено, что организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.

Таким образом, для установления ежемесячной специальной социальной выплаты необходимы следующие условия:

во-первых, медицинский работник должен осуществлять работу в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях,

во-вторых, должность работника должна быть отнесена к врачам, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований,

в-третьих, работник должен оказывать первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществлять диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ГБУЗС «Городская больница » оказывает населению, в том числе, первичную медико-социальную помощь, имеет в своей структуре подразделения, осуществляющие первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ , при этом отделение медицинской реабилитации Филиала ГБУЗС «Городская больница » до момента реорганизации ДД.ММ.ГГГГ являлось самостоятельным структурным подразделением, не было ограничено территориально-участковым принципом прикрепленного к нему населения, а осуществляет помощь всем жителям.

Вопреки доводов представителя истца, в ходе рассмотрения дела не установлено осуществление ФИО2 оказания медицинской помощи гражданам по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, ссылки представителя на Приказ Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи", согласно которого для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию, а также представленные истцом журналы учета ежедневных процедур, таковым доказательством не являются, поскольку подтверждают, что для осуществления медицинской реабилитации могут обратиться жители <адрес> без учета территориально-участкового принципа.

Не могут быть приняты во внимание доводы представителя со ссылкой на иную судебную практику, поскольку законодательство в Российской Федерации является кодификационным, а не преюдициальным, и обстоятельства, установленные иными судебными актами по иным спорам между иными сторонами не имеют правового значения для рассмотрения настоящего гражданского дела.

С учетом изложенного, суд считает исковые требования ФИО2 не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 98 ГПК РФ в связи с отказом в иске судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

исковое заявление ФИО2 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Севастополя "Городская больница им. ФИО7" о внесении в реестр для получения специального социального пособия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 07 октября 2024 года.

Председательствующий                                 Ю.В. Тесля

2-3011/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Романюк Людмила Анатольевна
Ответчики
ГБУЗ г. Севастополя "Горбольница № 1 им. Н.И Пирогова"
Другие
Романюк Владислав Степанович
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2024Передача материалов судье
04.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2024Подготовка дела (собеседование)
19.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.09.2024Судебное заседание
24.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее