Дело № 2а-44/2020 УИД 24RS0058-01-2020-000429-52
Решение
Именем Российской Федерации
г. Шарыпово 18 января 2021 года
Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Корнева И.А.,
при секретаре судебного заседания Бархатовой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю) к Юнусову Равшану Якубовичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Административный истец – Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю в лице своего представителя по доверенности – Ольховик Т.В. – обратился в Шарыповский районный суд с административным исковым заявлением к Юнусову Р.Я. о взыскании обязательных платежей и санкций, мотивируя заявленные требования следующим.
Административный ответчик Юнусов Р.Я., состоявший на учете в качестве индивидуального предпринимателя по ДД.ММ.ГГГГ, являлся плательщиком страховых взносов. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда в г. Шарыпово и Шарыповском районе в налоговый орган было передано сальдо с задолженностью: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 3704,57 руб., пеня в размере 920,44 руб. Юнусовым Р.Я. страховые взносы уплачены не были, в связи с чем налоговым органом сформировано и направлено в адрес административного ответчика требование № от 27.05.2019 на общую сумму задолженности 6058,33 руб., в которую вошли пени по страховым взносам и пени по транспортному налогу. Частично задолженность по указанному требованию списана. Кроме того, административному ответчику направлено требование № от 08.08.2016 на общую сумму 388,51 руб. (транспортный налог за 2014 год и пеня по нему). Частично задолженность по требованию № оплачена. При таких обстоятельствах, административный истец просит взыскать с Юнусова Р.Я. задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 1069,79 руб., в том числе: пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере 867,62 руб. (период образования до 01.01.2017), пеня в размере 52,82 руб. (период образования с 10.01.2017 по 26.05.2019), пеня по транспортному налогу в размере 87,84 руб. (период образования с 08.08.2016 по 26.05.2019), транспортный налог с физических лиц за 20147 год в размере 30 руб., пеня в размере 31,51 руб. (период образования с 01.12.2015 по 07.08.2016).
Поскольку административный истец (МИФНС России № 12 по Красноярскому краю), административный ответчик Юнусов Р.Я., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания (л.д. 41-43), непосредственно в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, а в административном иске имелось ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца (л.д. 7), суд счел возможным в соответствии со ст. 150 КАС РФ рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся сторон.
При этом, суд исходил из того, что конверт с судебной корреспонденцией, направленный административному ответчику Юнусова Р.Я. по адресу его регистрации, возвращен почтовым отделением связи по истечении срока хранения (л.д. 42-43).
В соответствии с положениями ст. 101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Принимая во внимание п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», ст. 101 КАС РФ, судом приняты все возможные меры к извещению административного ответчика о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Главой 32 КАС РФ регламентирован порядок производства по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступившим в законную силу 01 января 2017 года, внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Согласно п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны, в том числе, уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы; вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу п. 4 ст. 23 НК РФ плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта (п. 9 ст. 45 НК РФ).
По правилам ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу. Изменение установленного срока уплаты налога, сбора, страховых взносов допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, начисляется пеня. В силу п. 7 ст. 75 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков.
Главой 28 НК РФ установлен порядок исчисления транспортного налога.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортного налога признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Из положений п.п. 1, 2, 3 ст. 367 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
В силу ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии с требованиями п.п. 1, 3, 9 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (в соответствии со ст. 5 НК РФ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу требований ч.ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Юнусов Равшан Якубович в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось и подтверждается выпиской из ЕГРИП (л.д. 9-10).
В собственности Юнусова Р.Я. (по состоянию на 2014 год) находилось транспортное средство <данные изъяты> (л.д. 28), таким образом, в силу закона Юнусов Р.Я. являлся плательщиком транспортного налога.
14 июня 2015 года в адрес Юнусова Р.Я. налоговым органом направлено налоговое уведомление № от 05.05.2015, из которого следует, что Юнусову исчислен транспортный налог за 2014 год в размере 357 руб., срок уплаты – не позднее 01.10.2015 (л.д. 16).
В связи с неуплатой транспортного налога, налоговым органом исчислены пени на недоимку по транспортному налогу, сформировано и 31.08.2016 направлено в адрес административного ответчика требование № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 08.08.2016 на общую сумму 388,51 руб. Срок исполнения требования – до 16 сентября 2016 года (л.д. 17-19).
Кроме того, 26.06.2019 в адрес административного ответчика налоговым органом направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 27.05.2019, на общую сумму 6058,33 руб.(в которую вошли пени по недоимке по транспортному налогу в размере 88,08 руб. и 95,25 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013) в размере 4954,56 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере (за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в размере 920,44 руб., срок исполнения требования указан до 05 июля 2019 года.
Расчет пеней представлен административным истцом, в том числе приведен в административном исковом заявлении. Из представленного расчета следует, что пени по транспортному налогу исчислены за различные периоды (периоды образования пени) на недоимку по транспортному налогу за 2014 год.
В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с ч. 8 ст. 54 КАС РФ от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.
Административным истцом является Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю, административное исковое заявление подписано представителем административного истца – Ольховик Т.В., полномочия которой подтверждены копией (заверенной надлежащим образом) доверенности № от 31.08.2020, требования к лицам, которые могут быть представителями в суде, соблюдены (л.д. 22-24).
Одновременно с этим судом проверено соблюдение срока обращения с административным исковым заявлением.
Согласно налоговому законодательству Российской Федерации отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации регулируются законодательством о налогах и сборах, которое на федеральном уровне состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (статьи 1 и 2). В частности, НК РФ исчерпывающим образом определяет правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, механизмы ее принудительного исполнения, порядок принятия решений налоговым органом, их обжалования и отмены, в том числе в связи с возникновением у физического лица недоимки при уплате налога.
Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное ст. 48 НК РФ, по общему правилу, возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством. При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ, как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Срок исполнения требования № (об уплате обязательных платежей и санкций по состоянию на 27.05.2019) истек 04 июля 2019 года (исходя из буквального толкования – срок до 05 июля 2019 года предполагает, что последним днем исполнения требования является 04 июля 2019 года), следовательно, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с Юнусова Р.Я. задолженности по обязательным платежам и санкциям по указанному требованию, сумма которого превышает 3000 руб., истек 09 января 2020 года (с учетом положений ч. 2 ст. 93 КАС РФ, согласно которым в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день).
Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Юнусова Р.Я. пени по транспортному налогу и пени по страховым взносам, отраженным в налоговом требовании № от 27.05.2019) налоговый орган должен был обратиться на судебный участок (с учетом правил территориальной подсудности) не позднее 09 января 2020 года.
Однако из представленных по запросу суда из судебного участка № 131 в Шарыповском районе документов следует, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Юнусова Р.Я. задолженности по обязательным платежам и санкциям (недоимка по транспортному налогу, пени, исчисленные на недоимку по транспортному налогу, а также пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование) налоговый орган обратился лишь 29 января 2020 года, по итогам рассмотрения заявления МИФНС России № 12 по Красноярскому краю 31 января 2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ, который впоследствии был отменен соответствующим определением от 08 июня 2020 года (л.д. 37-40).
При таких обстоятельствах, поскольку последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ, в частности, срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа налоговым органом соблюден не был, а ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока административным истцом не заявлено, удовлетворению административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю о взыскании обязательных платежей и санкций с Юнусова Р.Я. не подлежат.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (данная статья вступила в законную силу с 29.01.2018), установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
По смыслу налогового законодательства, регулирующего, в том числе и взыскание страховых взносов, пени неразрывно следуют за неуплаченной суммой страховых взносов, обязанность по уплате пени производна от основного обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, следовательно, дополнительное обязательство в виде пени не может существовать отдельно от главного.
Поскольку указанная задолженность, возникшая до 01.01.2017 по страховым взносам была рассчитана в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и имела место по состоянию на 01 января 2017 года, то исчисленные на недоимки по страховым взносам (на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование) пени признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию налоговым органом.
При таких обстоятельствах суд, оценив представленные доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю о взыскании обязательных платежей и санкций с Юнусова Р.Я.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю к Юнусову Равшану Якубовичу о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 22 января 2021 года.
Председательствующий И.А. Корнев
Решение суда принято в окончательной форме 22 января 2021 года