Решение по делу № 33-7805/2014 от 26.05.2014

дело № ...

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Апелляционное определение

24 июня 2014 года г.Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Мухаметовой Н.М.,

судей Гонтарь Н.Ю.,

Фахретдиновой Р.Ф.,

при секретаре Хафизовой Ю.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан Байтурина У.С. на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 31 января 2014 года, которым постановлено:

исковые требования Муратова Ф.Ф., действующего также в интересах несовершеннолетних детей ФИО 1, ФИО 2 удовлетворить.

Восстановить Муратова Ф.Ф. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан по состоянию на дата

Признать за Муратовым Ф.Ф. на получение государственного жилищного сертификата.

Возложить обязанность по выдаче государственного жилищного сертификата Муратову Ф.Ф. составом семьи 4 человека: Муратов Ф.Ф., супруга Муратова Р.Т., дочери ФИО 1, ФИО 2 на Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Муратов Ф.Ф., действующий также в интересах несовершеннолетних детей ФИО 1, ФИО 2 , обратился в суд с иском к ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан», Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее по тексту ГУ МЧС России по Республике Башкортостан), ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжский филиал, Федеральному казенному учреждению «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» о признании бездействия незаконным, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, признании права на получение государственного жилищного сертификата и возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат.

В обоснование заявленных исковых требований указал на то, что проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности ... пожарной части №... Федерального государственного казенного учреждения «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан». Срок службы составил .... На основании его заявления от датаг. решением администрации учреждения №... от датаг. он был включен в единый список граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий ПЧ-6 ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан», так как проживал с семьей в составе из 4 человек в комнате в служебном общежитии. Периодически он обновлял и предоставлял по месту службы документы, подтверждающие нуждаемость в жилье. В ... года он уволился со службы по достижении предельного возраста и обратился с заявлением в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжский филиал о выдаче государственного жилищного сертификата. Из полученного ответа №... от датаг. усматривается, что в установленном порядке учетное дело нуждающегося в жилом помещении не было направлено Госэкспертизе МЧС России, в связи с чем он не может получить государственный жилищный сертификат. При этом в ответе указано, что из представленных документов следует, что Муратов Ф.Ф. был включен в список граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий ПЧ-6 ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан» с дата. Полагает, что из-за бездействия ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан», ГУ МЧС России по Республике Башкортостан нарушаются его жилищные права и он не может без судебной защиты восстановить их.

В судебном заседании суда первой инстанции в соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил восстановить его в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МЧС России по РБ с дата, признать за ним в составе семье из 4 человек право на получение государственного жилищного сертификата, возложить на ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» обязанность выдать ему государственный жилищный сертификат с составом семьи 4 человека.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее по тексту также Главное управление) Байтурин У.С., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить ввиду незаконности и необоснованности. Указывает на то, что между ГУ МЧС России по Республике Башкортостан и истцом каких-либо трудовых отношений не возникало, непосредственно в Главном управлении Муратов Ф.Ф. службу не проходил. Главным управлением списки и учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не ведутся, в связи с чем решение суда в части восстановления Муратова Ф.Ф. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий Главного управления неисполнимо. Истцом заявлен иск к ненадлежащему ответчику. ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан» Главному управлению документов, учетное дело в отношении истца не передавало.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.

Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие сведений о причинах их неявки, а также ходатайств об отложении судебного заседания, признала возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ МЧС России по Республике Башкортостан – Докшиной Е.П. (по доверенности), представителя ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан» - Каюмовой А.Г. (по доверенности), поддержавших жалобу, Муратова Ф.Ф., его представителя - Колпаковой М.П. (по доверенности), поддержавших решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы, в том числе право на жилищное обеспечение, устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 Указа Президента РФ № 825 от 28 июня 1999г. (в ред.Указов Президента РФ от 17.04.2003 №444, 16.03.2007 №359), п.1 Постановления Правительства №1095 от 29 сентября 1999 года установлено, что в целях обеспечения социальных гарантий, предусмотренных законодательством РФ для сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, а также граждан, уволенных со службы, приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение их и членов их семей постоянным жильем является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №865 от 31 декабря 2005г. реализация программы ««Государственные жилищные сертификаты» с 2006 года осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище».

Согласно Паспорту подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (2011-2015 годы), утвержденной Постановлениями Правительства РФ № 675 от 17.09.2001, № 1050 от 17.12.2010, основными целями и задачами подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством РФ, посредством предоставления им социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, а также посредством предоставления жилых помещений (квартир) в многоквартирных домах, приобретенных за счет средств федерального бюджета.

Согласно разделу 2 Паспорта подпрограммы право на получение социальных выплат имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с подпунктом «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - Правил) право на участие в подпрограмме имеют сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

В соответствии с пунктом 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.

В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Исходя из анализа вышеуказанных норм законодательства, для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, сотрудник Государственной противопожарной службы должен отвечать одновременно следующим требованиям: признание и постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более; увольнение по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Пунктом 6 Правил установлено, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявивших такое желание.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Муратов Ф.Ф., занимая должность ... СВПЧ-6 УПО МВД БАССР по охране ..., дата подал рапорт на имя начальника УПО МВД БАССР ФИО 3 о постановке в очередь для получения жилья, которым датаг. путем проставления резолюции на заявлении

дано поручение заместителю начальника ФИО 4.о постановке Муратова Ф.Ф. на учет. Решением администрации УПО МВД БАССР от датаг. №... Муратов Ф.Ф. поставлен на очередь и включен в единый список сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий ПЧ-6 УПО МВД БАССР.

Согласно акту от дата комиссия в составе председателя жилищно-бытовой комиссии ФИО 4 членов комиссии ФИО 5 ФИО 6 и других произвели проверку жилищных условий комнаты в общежитии по адрес, где проживал Муратов Ф.Ф. с составом семьи из 4 человек.

Из единых списков сотрудников, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий ПЧ-6 УПО МВД БАССР, утвержденных решениями ЖБК ПЧ-6 ОГПС МЧС России по РБ от дата и дата усматривается, что Муратов Ф.Ф. с семьей состоит в очереди под пятым порядковым номером на основании решения УПО МВД БАССР от датаг. №...

Также свидетельскими показаниями ФИО 7 (бывший работник ФГКУ «22 отряд ФПС по РБ»), ФИО 3дата по дата. был начальником ПЧ-6) подтверждается, что Муратов Ф.Ф. обращался с рапортом о постановке очереди на получение жилья от дата, после этого решением от дата был поставлен на учет; списки, нуждающихся в улучшении жилья, передали в администрацию.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что дата Муратов Ф.Ф. в установленном законом порядке был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы. Доказательств обратного, вопреки требованиям ст.ст.56, 60 ГПК РФ, ответчиками не представлено.

Приказом ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан» №... от дата ... ПЧ-6 ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан» Муратов Ф.Ф. уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «Б» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по достижении предельного возраста). Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на дата составила ...

В настоящее время Муратов Ф.Ф. с семьей из 4 человек: супругой Муратовой Р.Т., дочерями ФИО 1, ФИО 2 с дата продолжает проживать в служебном жилом помещении - комнате общежития, расположенного по адресу: адрес

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от дата, справок ГУП БТИ РБ от дата Муратов Ф.Ф. и члены его семьи жилых помещений на праве собственности или на праве социального найма не имеют.

В связи с вышеизложенным судом сделан обоснованный вывод о том, что истца следует отнести к участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (2011-2015 годы).

Согласно приказу МВД РФ от 05.01.1996 №18 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» (применяется в системе ГПС МЧС России) руководителям было предписано производить перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете для улучшения жилищных условий и обеспечения жильем; вести учет очередников и др.

Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» предусмотрен переход государственной противопожарной службы из системы МВД России в структуру МЧС России и сохранена существовавшая очередность на получение жилья и улучшение жилищных условий, а также распространен Порядок обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы, утвержденный Приказом МЧС России и МВД России от 31.01.2002 №44/84 «О порядке обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы».

Во исполнение Приказа МЧС России от 25.07.2011 г. № 398 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с 1 октября 2011 г. на ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» МЧС России возложены функции уполномоченного органа по жилищному обеспечению военнослужащих, сотрудников ФПС и спасателей.

До 01.12.2011 г. начальники территориальных органов МЧС России, руководители учреждений и организаций должны были передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях ФГУ «Госэкспертиза в области ГО, ЧС и пожарной безопасности» МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 05.09.2011 г. № 1536-р путем изменения типа существовавшего ФГУ «Госэкспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» создано Федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Согласно Устава учреждение осуществляет постановку на учет и ведение учета в системе МЧС России, в том числе сотрудников федеральной противопожарной службы ГПС, признанных нуждающимися в жилых помещениях в установленном законодательством РФ порядке.

Как достоверно установлено судом, подтверждается материалами дела, в нарушение вышеприведенных требований нормативных правовых актов учетное дело Муратова Ф.Ф., поставленного дата на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке из СВПЧ-6 УПО МВД БАССР в ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан» ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» Приволжский филиал, ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» МЧС России по вине администрации СВПЧ-6 УПО МВД БАССР передано не было, чем нарушено право Муратова Ф.Ф. на получение государственного жилищного сертификата.

Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, суд первой инстанции, исходя из того, что материалами дела подтверждена нуждаемость истца в обеспечении жилым помещением, у Муратова Ф.Ф. и членов его семьи отсутствует другое жилье по договору социального найма или в собственности, Муратов Ф.Ф. соответствует критериям, указанным в абз. 5 подп. "а" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных им исковых требований.

Доводы апеллянта о том, что между ГУ МЧС России по Республике Башкортостан и истцом каких-либо трудовых отношений не возникало, Главным управлением списки и учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не ведутся, в связи с чем решение суда в части восстановления Муратова Ф.Ф. в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий Главного управления неисполнимо; истцом заявлен иск к ненадлежащему ответчику, являются необоснованными, поскольку согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России. В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для изменения или отмены решения в апелляционном порядке и по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм права.

Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 31 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан Байтурина У.С. - без удовлетворения.

Председательствующий: Н.М. Мухаметова

Судьи: Н.Ю. Гонтарь

Р.Ф. Фахретдинова

Справка: судья ФИО

33-7805/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Муратов Ф.Ф., действующего также в интересах несовершеннолетних детей Муратовой Э.Ф., Муратовой Д.Ф.
Ответчики
ФГКУ "22 отряд ФПС по РБ", ГУ МЧС России по РБ, ФКУ "Управление экспертизы и жилищного обеспечения Министерства РФ по де
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Мухаметова Нафиса Масгутовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
03.06.2014Судебное заседание
24.06.2014Судебное заседание
24.06.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее