Дело № 2-3367/2024
УИД 76RS0014-01-2024-002135-07
Изготовлено 09.07.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 9 июля 2024 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе
председательствующего судьи Воробьевой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Майоровой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Ярославля в защиту интересов неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества,
у с т а н о в и л :
Прокурор города Ярославля обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в котором просит возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля (далее по тексту КУМИ мэрии города Ярославля) в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав
на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов: сети ливневой канализации, расположенной по <адрес>, обязать департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля (далее по тексту ДГХ мэрии города Ярославля) в течение трех месяцев после постановки на учет указанного выше участка сети ливневой канализации в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать его передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В обоснование иска истец указывает, что прокуратурой г. Ярославля проведена проверка исполнения требований законодательства о водоснабжении, выявлен бесхозяйный объект недвижимости: ливневая канализация, расположенная по адресу: <адрес>. Данный объект не является объектом муниципальной собственности, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен. Прокуратура ссылается на нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42 (далее – Устав), Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) и т.д. Полагает, что данный объект является бесхозяйной вещью и должен быть принят на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Обращение прокурора в суд связано с непринятием комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля мер по обращению в управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанного участка ливневой канализации в качестве бесхозяйного недвижимого объекта, а также по оформлению права собственности на него, что может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц.
В судебном заседании прокурор Бурлакова Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика КУМИ мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывал на то, что КУМИ мэрии г. Ярославля инициировано проведение работ по постановке указанных в тексте искового заявления бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет, проводятся работы по организации кадастрового учета ливневой канализации.
Представитель ответчика ДГХ мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования прокурора законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на территории <адрес> имеются следующие бесхозяйные объекты недвижимости: сети ливневой канализации, расположенной по адресу: <адрес>.
Вышеуказанный объект не является объектом муниципальной собственности г. Ярославля, бесхозяйным не признан, на учет не поставлен, его правообладатель или балансодержатель не определен. Финансирование ремонта и содержания бесхозяйных участков ливневой канализации бюджетом г. Ярославля не предусмотрено. Доказательства обратного суду не представлено.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42 (далее – Устав), структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация г. Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) - мэрия г. Ярославля. Согласно ст. 98 Устава к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города. В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права
на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход
и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав
на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты,
а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая
не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное
не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи
на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости. В соответствии с п. 2.4 Порядка взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйные сети (далее – Порядок), утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 07.06.2007 № 1805, комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля обеспечивает постановку бесхозяйных сетей на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с целью последующего обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанные сети. Согласно п. 1.6 Порядка департамент городского хозяйства мэрии
г. Ярославля после получения выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества организует передачу бесхозяйных сетей на содержание и ремонт сроком на один год организации, осуществляющей эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством. Непринятие комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля мер по обращению в управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о постановке на учет указанного участка ливневой канализации в качестве бесхозяйного недвижимого объекта, а также по оформлению права собственности на данный бесхозяйный объект, может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и (или) чрезвычайной ситуации, тем самым нарушить права неопределенного круга граждан и юридических лиц. Таким образом, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. Срок, который указан прокурором в иске для исполнения обязанности, суд считает достаточным и обоснованным. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования прокурора г.Ярославля (ИНН №) удовлетворить. Возложить на Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля (ИНН №) обязанность в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных недвижимых объектов: сети ливневой канализации, расположенной по адресу: <адрес>. Возложить на Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля (ИНН №) обязанность в течение трех месяцев после постановки на учет сети ливневой канализации, расположенной по адресу: <адрес>, в качестве бесхозяйного недвижимого объекта организовать ее передачу организациям, осуществляющим эксплуатацию инженерных сетей, по договорам, предусмотренным действующим законодательством, на содержание и ремонт до признания права собственности на указанные объекты. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Кировский районный суд города Ярославля. Судья В.В.Воробьева