к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2022года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Катбамбетова М.И., при секретаре судебного заседания ФИО18,
с участием прокурора Хут М.Б., представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности ФИО25, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» по доверенности - ФИО19, представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда по доверенности ФИО20, ФИО21,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах семьи ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО22, ФИО23, ФИО14, ФИО24 к Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в интересах семьи ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО22, ФИО23, ФИО14, ФИО24 обратился в суд с иском к ответчику Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности.
В обоснование требований указав, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО22, ФИО23, ФИО14, ФИО24 по результатам которой в администрации МО «<адрес>» выявлены нарушения жилищного законодательства. Распоряжением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, а также установлен срок отселения физических лиц - собственников и нанимателей казенного дома – 2020г. Также указывает, что 28.12.2020г. Администрацией МО «<адрес>» издано постановление №, которым внесены изменения в муниципальную программу, согласно которой срок переселения граждан из квартир спорного дома установлен – 2021г. Согласно информации администрации МО «<адрес>» в соответствии с Реестром муниципальных жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных в аварийных многоквартирных домах МО «<адрес>» по способам и первоочередности переселения, 5 многоквартирных домов запланированных к переселению в 2021 г., многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, является последним из них по очередности переселения. С целью устранения указанного нарушения жилищных прав ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО22, ФИО23, ФИО14, ФИО24 прокуратурой города в администрацию МО «<адрес>» 27.08.2021г внесено представление. По результатам рассмотрения вышеуказанного представления в прокуратуру города из администрации МО «<адрес>» поступил ответ от 23.09.2021 №, согласно которому меры по переселению семей ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО22, ФИО23, ФИО14, ФИО24 не приняты в виду отсутствия необходимых бюджетных средств.
На основании изложенного истец с учетом уточненных исковых требований просит суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» осуществить в установленном законом порядке расселение граждан - жильцов, проживающих по адресу: <адрес>, г 31 <адрес>, не позднее месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> предоставить семье ФИО2 составом 5 человек, а именно ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемого аварийного жилого помещен расположенного по адресу: <адрес>/д. не позднее месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> предоставить семье ФИО6 составом 1 человек, а именно ФИО6, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемого аварийного жилого помещен расположенного по адресу: <адрес>/д. не позднее месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить семье ФИО7 составом 4 человека, а именно ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям равнозначное ранее занимаемого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не позднее месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> предоставить семье ФИО11 составом 2 человека, а именно ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не позднее месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить семье ФИО14 составом 2 человека, а именно: ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не позднее месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить семье ФИО15 составом 3 человека, а именно: ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям равнозначное ранее занимаемого аварийного жилого помещения, расположенной по адресу: <адрес>, не позднее месяц с даты вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Хут М.Б., поддержал уточненные исковые требования в полном объеме и просил удовлетворить.
Истцы ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО11, ФИО23, ФИО14, ФИО24, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» ФИО25, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» ФИО26 возражали в удовлетворения иска, полагали, что требования незаконны и необоснованны.
Представители третьего лица Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда Республики Адыгея по доверенности ФИО20, ФИО21 возражали в удовлетворения иска.
Выслушав доводы сторон, их представителей, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти создают условия для осуществления нрава на жилище.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав. Бездействие органов государственной власти может быть обжаловано в суд.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, после включения жилого дома в Программу ответственный исполнитель - Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» обязан выполнить переселение граждан из аварийного жилья.
Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО22, ФИО23, ФИО14, ФИО24, по результатам которой в администрации МО «<адрес>» выявлены нарушения жилищного законодательства.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Установлено, что постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных в аварийных многоквартирных домах муниципального образования «<адрес>» на 2018-2024 годы» (далее - программа).
Распоряжением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, а также предоставлен срок отселения физических лиц - собственников и нанимателей казанного дома установлен – 2020г.
В нарушение указанных положений действующего законодательства семьи ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО22, ФИО23, ФИО14, ФИО24 до настоящего времени не переселены, и им не предоставлено иное жилое помещение, в том числе из маневренного жилого фонда МО «<адрес>», соответствующее требованиям действующего санитарно- эпидемиологического законодательства.
С целью устранения указанного нарушения жилищных прав семей ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО22, ФИО23, ФИО14, ФИО24 прокуратурой города в администрацию МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление.
По результатам рассмотрения вышеуказанного представления в прокуратуру города из администрации МО «<адрес>» поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому меры по переселению семьи ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО22, ФИО23, ФИО14, ФИО24 не приняты в виду отсутствия необходимых бюджетных средств.
Факт нахождения вышеуказанного жилого помещения в аварийном состоянии подтверждается распоряжением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому данный многоквартирный дом подлежит сносу.
Указанные выше обстоятельства не оспариваются сторонами.
Довод ответчика о преждевременности заявленных прокурором требований в связи с тем, что на территории МО «<адрес>» переселение граждан из аварийного жилого фонда осуществляется путем реализации муниципальной программы, а распоряжением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р внесены изменения в распоряжение Администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части изменения сроков сначала до «31.12.2020», затем до «31.12.2021» соответственно, подлежит отклонению ввиду следующего.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания, не может быть поставлено в зависимость от наличия планов и сроков, установленных региональными программами.
Таким образом, проживание семьей ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО22, ФИО23, ФИО14, ФИО24 более четырех лет в жилом помещении, признанным не пригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а дальнейшее бездействие в решении вышеуказанного вопроса нарушает их конституционные права на жизнь, жилище, что является недопустимым.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора <адрес> в интересах семьи ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО22, ФИО23, ФИО14, ФИО24 к Администрации МО «<адрес>» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> предоставить семье ФИО6 составом 1 человек, а именно: ФИО6, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемого аварийного жилого помещен расположенного по адресу: <адрес>/д. не позднее месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> предоставить семье ФИО7 составом 4 человека, а именно: ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям равнозначное ранее занимаемого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не позднее месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес> предоставить семье ФИО11, составом 2 человека, а именно: ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не позднее месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить семье ФИО14 составом 2 человека, а именно: ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не позднее месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить семье ФИО15 составом 3 человека, а именно: ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям равнозначное ранее занимаемого аварийного жилого помещения, расположенной по адресу: <адрес>, не позднее месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись М.И. Катбамбетов
УИД 01RS0№-40
Подлинник решения находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде <адрес>