Решение по делу № 12-8/2023 от 27.03.2023

РЕШЕНИЕ

с. Половинное Половинского района                             15 мая 2023 года

Курганской области

Судья Половинского районого суда Курганской области Масич Андрей Сергеевич, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Половинского района Курганской области на постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курганской области от 07 марта 2023 года, которым юридическое лицо – ООО «Степное 2» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в сумме 55000 рублей,

                    УСТАНОВИЛ:

    Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Курганской области 07 марта 2023 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Степное 2», которым оно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в сумме 55000 рублей.

Заместитель прокурора Половинского района Курганской области Нурпиисова М.Ж. обратилась в Половинский районный суд Курганской области с протестом на указанное постановление инспекции труда, просила его изменить в части назначения наказания и назначить ООО «Степное 2» наказание в виде предупреждения. В обоснование протеста указала, что ООО «Степное 2» внесен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, так как относится к микропредприятиям. В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в случае, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса. Согласно п. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей. В материалах дела имеется достаточно доказательств, указывающих на обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, наличие которых является необходимым для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о наличии возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников без сигнальных жилетов. ООО «Степное 2» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства. Назначение наказания ООО «Степное 2» в виде штрафа в размере 55 тыс.руб. не отвечает требованиям действующего законодательства и политики государства и подлежит замене на предупреждение. Просит суд постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курганской области от 07 марта 2023 года, которым юридическое лицо – ООО «Степное 2» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в сумме 55000 рублей изменить в части назначения наказания и назначить наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании и.о.прокурора Половинского района Курганской области Нурпиисова М.Ж. настаивала на заявленном требовании об изменении постановления, дала пояснения согласно доводов протеста.

Главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Курганской области Зырянова Т.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В письменном отзыве просила оставить обжалуемое постановление без изменения, протест прокурора без удовлетворения.

Представитель ООО «Степное 2» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

    В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица, совершившего административное правонарушение; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствие с ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 214, 219 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий труда возлагается на работодателя. Работодатель обязан обеспечить обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда.

Обучение по охране труда предусматривает получение знаний, умений и навыков в ходе проведения инструктажей по охране труда.

В соответствии с ГОСТ 12.0.004-2015 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» повторный инструктаж на рабочем месте проводится не реже одного раза в шесть месяцев.

В ходе надзорных мероприятий установлены нарушения указанных норм. Вводный инструктаж принимаемых на работу лиц не проводится. Так, вводный инструктаж работников Ф.32, принятой на работу 15.08.2022, Ф.4, принятого на работу 15.08.2022, Ф.5, принятого на работу 19.04.2022, Ф.6, принятого на работу 13.01.2022, Ф.7, принятого на работу 29.04.2021, не проведен. Повторный инструктаж не проведен всех сотрудников (Ф.8, Ф.29, Ф.30, Ф.5, Ф.9, Ф.10, Ф.11, Ф.12, Ф.13, Ф.14, Ф.32, Ф.15, Ф.16, Ф.17, Ф.18, Ф.19, Ф.20, Ф.6, Ф.21, Ф.221., Ф.23, Ф.24, Ф.25, Ф.26, Ф.27, Ф.28).

В соответствии со ст. 220 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года- ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Приказом Минздрава России от 24.11.2021 №1092н утверждён Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств, порядка выдачи и формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидаты в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.

По результатам специальной оценке условий труда от 01.12.2021 (карта <номер скрыт>А) водителям положено не реже 1 раза в 2 года проведение медицинских осмотров.

Однако, Ф.29, работающий в должности водителя с 05.03.2020, Ф.30, работающий в должности водителя с 01.04.2016, не прошли периодические медицинские обследования и освидетельствования.

Таким образом, юридическое лицо - ООО «Степное 2» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ - осуществило допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.

Указанные действия работодателя являются длящимся правонарушением, так как совершаются длительно, ежедневно, непрерывно и не прекращаются каждый день.

Поэтому днем обнаружения данного длящегося правонарушения является день, когда прокурор выявил факт совершения административного правонарушения, то есть 20.02.2023.

Местом совершения административного правонарушения является юридический адрес ООО «Степное 2» - Курганская область, с. Половинное, ул. К. Маркса д. 1.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами проверки.

Согласно статьи 419 Трудового кодекса Российской Федерации, лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном настоящим кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Факт совершения ООО «Степное 2» указанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным 21.02.2023 заместителем прокурора Половинского района Курганской области, которым в отношении юридического лица ООО «Степное 2» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ;

- решением прокурора о проведении проверки от 15.02.2023 в ООО «Степное 2»;

- справкой от 20.02.2023 о результатах проверки соблюдения требований законодательства об охране труда ООО «Степное 2», в котором отражены нарушения;

- письменным объяснением директора ООО «Степное 2» Ивахненко В.П., в котором он вину в выявленных нарушениях признает;

- свидетельством о государственной регистрации юридического лица ООО «Степное 2»;

- сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 21.02.2023, согласно которого ООО «Степное 2» является микропредприятием.

Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает. Указанные доказательства согласуются между собой, дополняют друг друга и в своей совокупности доказывают виновность ООО «Степное 2» в инкриминируемом правонарушении.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Все юридически значимые для решения вопроса о привлечении ООО «Степное 2» к административной ответственности обстоятельства выяснены и оценены. Сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не допущено, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, в связи с чем оснований для отмены принятого акта не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Доводы протеста о возможности применения при назначении наказания положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения, являются необоснованными. Так, согласно п. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.

Суд не может согласиться с выводом об отсутствии реальной угрозы жизни и здоровью при отсутствии обязательных медицинских осмотров, вводного рабочего инструктажа работников.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» к охраняемым законом ценностям относятся жизнь, здоровье людей, права и законные интересы граждан и организаций.

Под охраняемыми законом ценностями понимаются жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность - животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан, в том числе: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить, в том числе: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда; обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда, обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно требований статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

В соответствии с п. 4. главы I Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464, обучение по охране труда осуществляется в ходе проведения, в том числе, инструктажей по охране труда. Одним из видов инструктажей по охране труда является вводный инструктаж, а также инструктаж по охране труда на рабочем месте.

В нарушение требований статей 76, 214 Трудового кодекса Российской Федерации (от 30.12.2001 №197-ФЗ, ред. от 25.02.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022), работодатель ООО «Степное 2» допустило к работе, не прошедших в установленном порядке вводный инструктаж по охране труда на рабочем месте, следующих работников: Ф.32, принятую на работу 15.08.2022, Ф.4, принятого на работу 15.08.2022, Ф.5, принятого на работу 19.04.2022, Ф.6, принятого на работу 13.01.2022, Ф.7, принятого на работу 29.04.2021.

Вышеуказанное нарушение совершено Обществом также при допуске работников без проведения очередного (повторного) инструктажа по охране труда на рабочем месте, следующих работников: Ф.8, Ф.29, Ф.30, Ф.5, Ф.9, Ф.10, Ф.11, Ф.12, Ф.13, Ф.14, Ф.32, Ф.15, Ф.16, Ф.17, Ф.18, Ф.19, Ф.20, Ф.6, Ф.21, Ф.221., Ф.23, Ф.24, Ф.25, Ф.26, Ф.27, Ф.28

Согласно требований статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации (от 30.12.2001 №197-ФЗ, ред. от 25.02.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022), работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с картой специальной оценки условий труда на рабочем месте, водителю, согласно пункта 1.1 приложения к Приказу Минтруда России и Минздрава России от 31.12.2020, необходимо прохождение обязательных медицинских осмотров не реже 1 раза в год.

В нарушение требований статей 76, 214 Трудового кодекса Российской Федерации (от 30.12.2001 №197-ФЗ, ред. от 25.02.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022), работодатель ООО «Степное 2» допустило к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медицинского осмотра следующих работников: Ф.29, работающего в должности водителя с 05.03.2020, Ф.30, работающего в должности водителя с 01.04.2016.

Наличие непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан оценивается индивидуально в каждом конкретном случае исходя из имеющихся в сведений и проведенной оценки достоверности таких сведений.

Таким образом, допущенные нарушения существенно нарушают охраняемые общественные отношения, затрагивают жизнь и здоровье работников.

Однако полагаю, что имеются основания для изменения постановления в части размера назначенного штрафа.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Степное 2" является микропредприятием.

Учитывая положения статей 1.7, 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то обстоятельство что Общество является малым предприятием, назначенное наказание не исполнено, считаю возможным изменить ООО "Степное 2" назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 55000 рублей путем снижения его размера до 15 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

                        РЕШИЛ:

    Протест прокурора Половинского района Курганской области на постановление по делу об административном правонарушении от 07.03.2023 в отношении ООО «Степное 2» удовлетворить частично.

Постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Курганской области от 07 марта 2023 года, которым юридическое лицо – ООО «Степное 2» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить, снизить размер назначенного административного штрафа до 15 000 рублей. В остальной части это постановление оставить без изменения.

    Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Курганский областной суд через Половинский районный суд Курганской области.

Судья                                              А.С. Масич

12-8/2023

Категория:
Административные
Истцы
Нурпиисова М.Ж
Ответчики
ООО "Степное 2"
Суд
Половинский районный суд Курганской области
Судья
Масич А.С.
Статьи

5.27.01

Дело на сайте суда
polovinsky.krg.sudrf.ru
27.03.2023Материалы переданы в производство судье
31.03.2023Истребованы материалы
18.04.2023Поступили истребованные материалы
12.05.2023Судебное заседание
16.05.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее