11RS0002-01-2021-002958-42
Дело №2-2127/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре судебного заседания Акимовой П.А.
с участием представителя истца – помощника Прокурора г.Воркуты Маймановой Г.Г.,
представителя третьих лиц – Хизриевой П.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
15 ноября 2021 года гражданское дело по иску прокурора г.Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности по устранению дефектов дорожного покрытия,
установил:
Прокурор г.Воркуты обратился в суд с иском о приведении дорог в соответствие с требованиями ГОСТ. В обоснование иска указано, что Прокуратурой города Воркуты по обращению и.о. главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по г. Воркуте Нежинцова А.А. проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения. 25.05.2021, 03.06.2021 выявлены дефекты дорожного покрытия. Выявленные недостатки улично-дорожной сети свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанности в сфере дорожной деятельности, что является нарушением прав жителей муниципального образования городского округа «Воркута» как участников дорожного движения на свободное, беспрепятственное и безопасное передвижение по дорогам. Бездействие уполномоченных лиц по обустройству автомобильных дорог негативно сказывается на безопасности дорожного движения и создает предпосылки для роста числа дорожно-транспортных происшествий. На основании указанного Прокурор г.Воркуты просил обязать администрацию МО ГО «Воркута», МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести проезжие части дорог на ул. Пушкина в районе д. 21, 23, ул.Транспортная в районе д. 25 по ул. Гаражная, ул. Транспортная в районе д. 28 по ул.Пушкина, ул. Транспортная в районе д. 27 по ул. Пушкина, ул. Транспортная в районе д.10Б, 10В, ул. Транспортная в районе д. 3А по ул. Мира, пл. Победы (участок от д. 76 по ул.Ленина до пересечения с ул. Варандейская),ул. Ленина в районе д. 72, пересечение ул.Ленина – ул. Тиманская, ул. Чернова (участок от д. 2 до д. 4), ул. Чернова в районе д. 10 по ул. Димитрова, транспортная развязка «Хладокомбинат» в районе д. 2 по ул. Проминдустрии, транспортная развязка «Хладокомбинат» в районе д. 12 по ул. Энгельса в соответствии с требованиями требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» путем устранения дефектов дорожного полотна в виде выбоин.
Определением Воркутинского городского суда от 15.09.2021, внесённым в протокол судебного заседания, с учетом мнения участвующих в деле лиц, администрация МО ГО «Воркута» была исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика наряду с УГХиБ администрации МО ГО «Воркута».
В судебном заседании представитель истца – помощник Прокурора г.Воркуты Майманова Г.Г. заявленные требования поддержала, приведя в обоснование доводы изложенные в иске.
Представитель третьих лиц администрации МО ГО «Воркута», УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» Хизриева П.М. с заявленными требованиями не согласилась и указала, что работа по устранению выявленных нарушений содержания автодорог носит сезонный характер и не может быть выполнена в зимнее время. С учетом места расположения г.Воркуты на Крайнем Севере такая работа выполняется только в летний период, в связи с чем невыполнимо требование об устранении выявленных нарушений в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Ответчик МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» надлежащим образом извещен о слушании дела, своего представителя в судебное заседание не направил.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Воркутинского городского суда №2-1651/2020, суд приходит к следующему.
Как установлено ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращение за судебной защитой является способом реализации прокурором полномочий по защите общественных интересов.
В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно ст.ст. 1, 3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образовани (ст.6 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено понятие дорожной деятельности как деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Из положений ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Статьёй 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Как определено ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального округа или городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Из материалов дела следует, что в ходе надзора за дорожным движением и текущим эксплуатационным состоянием дорог и улиц МО ГО «Воркута» на улично-дорожной сети МО ГО «Воркута» инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г.Воркуте 25.05.2021 и 03.06.2021 были выявлены многочисленные эксплуатационные недостатки в содержании и обустройстве улиц и дорог. После выявления недостатков в отношении юридического лица – Управления городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО «Воркута» были составлены протоколы об административном правонарушении от 08.06.2021 и от 16.06.2021 соответственно.
Так, выявлены следующие эксплуатационные недостатки в содержании улично-дорожной сети в г. Воркуте:
1) ул. Пушкина в районе д. 23 на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: - длиною 1,07 м, шириною 1,48 м, глубиною 0,105 м и площадью более 0,06 м2 (1,58м2); - длиною 1,1 м, шириною 0,94 м, глубиною 0,105 м и площадью более 0,06 м2 (1,034м2); - длиною 1,04 м, шириною 0,9 м, глубиною 0,085 м и площадью более 0,06 м2 (0,93 м2);
2) ул. Пушкина в районе д. 21 на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: - длиною 1,18 м, шириною 1,78 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (2,1 м2);
3) ул. Транспортная в районе д. 25 по ул. Гаражная на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины: - длиною 0,96 м, шириною 0,76 м, глубиною 0,11 м и площадью более 0,06 м2 (0,72 м2;
4) ул. Транспортная в районе д. 28 по ул. Пушкина на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины: - длиною 1,53 м, шириною 0,8 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (1,2 м2);
5) ул. Транспортная в районе д. 27 по ул. Пушкина на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины: - длиною 1,44 м, шириною 0,8 м, глубиною 0,095 м и площадью более 0,06 м2 (1,15 м2);
6) ул. Транспортная в районе д. 27 по ул. Пушкина на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины: - длиною 1,0 м, шириною 1,2 м, глубиною 0,105 м и площадью более 0,06 м2 (1,2 м2);
7) ул. Транспортная в районе д. 10Б на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины: - длиною 1,27 м, шириною 0,74 м, глубиною 0,07 м и площадью более 0,06 м2 (0,93 м2);
8) ул. Транспортная в районе д. 10В на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины: - длиною 1,61 м, шириною 0,83 м, глубиною 0,11 м и площадью более 0,06 м2 (1,3 м2);
9) ул. Транспортная в районе д. 3А по ул. Мира на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины: - длиною 0,67 м, шириною 0,58 м, глубиною 0,065 м и площадью более 0,06 м2 (0,38м2);
10) пл. Победы (участок от д. 76 по ул. Ленина до пересечения с ул. Варандейская) на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: - длиною 1,5 м, шириною 0,87 м, глубиною 0,09 м и площадью более 0,06 м2 (1,3 м2); - длиною 0,6 м, шириною 0,67 м, глубиною 0,11 м и площадью более 0,06 м2 (0,4 м2); - длиною 1,18 м, шириною 1,9 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (2,24м2); - длиною 0,78 м, шириною 0,7 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (0,54 м2);
11) ул. Ленина в районе д. 72 на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: - длиною 0,93 м, шириною 1,91 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (1,77 м2); - длиною 0,8 м, шириною 1,1 м, глубиною 0,10 м и площадью более 0,06 м2 (0,88 м2);
12) Пересечение ул. Ленина – ул. Тиманская на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины: - длиною 0,6 м, шириною 1,68 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (1,008 м2);
13) ул. Чернова (участок от д. 2 до д. 4) на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: - длиною 0,93 м, шириною 1,66 м, глубиною 0,13 м и площадью более 0,06 м2 (1,5 м2); - длиною 2,1 м, шириною 0,5 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (1,05 м2); - длиною 1,5 м, шириною 1,07 м, глубиною 0,09 м и площадью более 0,06 м2 (1,6 м2); - длиною 0,46 м, шириною 0,78 м, глубиною 0,10 м и площадью более 0,06 м2 (0,35 м2); - длиною 1,14 м, шириною 1,5 м, глубиною 0,095 м и площадью более 0,06 м2 (1,71 м2); - длиною 0,96 м, шириною 2,31 м, глубиною 0,11 м и площадью более 0,06 м2 (2,2 м2);
14) ул. Чернова в районе д. 10 по ул. Димитрова на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины:- длиною 2,03 м, шириною 0,8 м, глубиною 0,06 м и площадью более 0,06 м2 (1,6 м2);
15) Транспортная развязка «Хладокомбинат» в районе д. 2 по ул. Проминдустрии на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: - длиною более 3,0 м, шириною более 3,0 м, глубиною 0,11 м и площадью более 0,06 м2 (9,0 м2); - длиною 1,4 м, шириною 1,2 м, глубиною 0,065 м и площадью более 0,06 м2 (1,68 м2); - длиною 1,7 м, шириною 1,0 м, глубиною 0,105 м и площадью более 0,06 м2 (1,7 м2);
16) Транспортная развязка «Хладокомбинат» в районе д. 12 по ул. Энгельса на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: - длиною 1,12 м, шириною 1,07 м, глубиною 0,065 м и площадью более 0,06 м2 (1,19м2); - длиною 2,24 м, шириною 2,0 м, глубиною 0,065 м и площадью более 0,06 м2 (4,48 м2); - длиною 1,58 м, шириною 1,18 м, глубиною 0,1 м и площадью более 0,06 м2 (1,86 м2).
Суд отмечает, что в силу п.3 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов вправе создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Постановлением Главы МО ГО «Воркута» от 13.11.2010 №1447 создано МБУ «Специализированное дорожное управление» МО ГО «Воркута».
Согласно п.2.1 Устава МБУ «СДУ» Учреждение создано в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В п.2.3 Устава закреплено, что для достижения этих целей Учреждение организует и выполняет работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения ….
Муниципальным заданием на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. на МБУ «СДУ» возложены обязанности по капитальному ремонту, ремонту и содержанию закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений в их составе.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика МБУ «СДУ» в порядке ст.56 ГПК РФ не опроверг факт выявления вышеперечисленных существенных недостатков улично-дорожной сети, при этом настаивал, что ранее Воркутинским городским судом уже были приняты решения в отношении всех указанных в иске улиц (кроме улицы Транспортной). В обоснование своей позиции представитель ответчика представил копии решений Воркутинского городского суда: от 30.08.2011 №2-1853/2011, от 20.03.2019 по делу №2-263/2019, от 11.11.2019 по делу №2-1694/2019, от 16.11.2020 по делу №2-1651/2020, которые были приобщены к материалам дела.
Разрешая данный довод, суд обращает внимание, что решением Воркутинского городского суда от 30.08.2011 по делу №2-1853/2011 на администрацию МО ГО «Воркута», МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» возложена обязанность в срок до 01.10.2012 осуществить ремонт покрытия автомобильных дорог путем разломки и обрубки краев асфальтового покрытия, очистки основания, смазки битумом краев обрубленных мест, укладки и разравнивания асфальтобетонной смеси, укатки катком, а также осуществить замену бортовых камней автомобильных дорог путем разборки бортовых камней, сгребания материала, полученного при разборке, оправки в штабеля материала, полученного при разборке, устройства бетонного основания с утоплением, установкой и снятием опалубки, установки бортовых камней с подтеской, заливкой швов и их расшивкой, очистки гранитных бортов в отношении в том числе «ул. Чернова от «Профилактория» до пересечения с ул. Ленина». Тогда как в рассматриваемом случае истец просит устранить конкретные выбоины на ул. Чернова (участок от д. 2 до д. 4) и ул. Чернова в районе д. 10 по ул. Димитрова. Доказательств того, что указанные в настоящем иске выбоины это выбоины, обнаруженные 10 лет назад, не имеется. Следовательно, не приходится говорить о тождестве заявленных требований.
В свою очередь, решением Воркутинского городского суда от 20.03.2019 по делу №2-263/2019 МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» и УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» обязаны в срок до 01.09.2019 ликвидировать колейность в асфальтовом покрытии ул. Чернова в районе д. 10 по ул. Димитрова (протяженностью более 20 метров). В то время как в настоящем иске речь идёт об устранении выбоин, а эти требования не тождественны.
Решением Воркутинского городского суда от 11.11.2019 по делу №2-1694/2019 УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» и МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» в срок до 31.10.2020 обязаны привести в соответствие с ГОСТ путем устранения выбоин проезжие части дорог: на бульваре Пищевиков в районе дома №1 по улице Проминдустрии (Транспортная развязка «Хладокомбинат»), на бульваре Пищевиков в районе дома №11, по улице Энгельса (Транспортная развязка «Хладокомбинат»). Так, из решения следует, что 09.07.2019 ОГИБДД составлен акт №92 о выявлении недостатков: на улице Бульвар Пищевиков в районе дома № 1 по улице Проминдустрии (Транспортная развязка «Хладокомбинат») на проезжей части дороги имеются дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиной 192 см, шириной 108 см, глубиной 8 см и площадью более 0,06 м2 (по факту 2,07 м2), что не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; длиной 100 см, шириной 136 см, глубиной 7 см и площадью более 0,06 м2 (по факту 1,36 м2), что не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на улице Бульвар Пищевиков в районе дома № 11 по улице Энгельса Транспортная развязка «Хладокомбинат») на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины: длиной 249 см, шириной 90 см, глубиной 8 см и площадью более 0,06 м2 (по факту 2,2 м2), что не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Однако из материалов настоящего дела усматривается, что в 2021г. были обнаружены иные повреждения, в отношении которых судебное решение не принималось: Транспортная развязка «Хладокомбинат» в районе д. 2 по ул. Проминдустрии на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиною более 3,0 м, шириною более 3,0 м, глубиною 0,11 м и площадью более 0,06 м2 (9,0 м2); длиною 1,4 м, шириною 1,2 м, глубиною 0,065 м и площадью более 0,06 м2 (1,68 м2); длиною 1,7 м, шириною 1,0 м, глубиною 0,105 м и площадью более 0,06 м2 (1,7 м2); Транспортная развязка «Хладокомбинат» в районе д. 12 по ул. Энгельса на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиною 1,12 м, шириною 1,07 м, глубиною 0,065 м и площадью более 0,06 м2 (1,19 м2); длиною 2,24 м, шириною 2,0 м, глубиною 0,065 м и площадью более 0,06 м2 (4,48 м2); длиною 1,58 м, шириною 1,18 м, глубиною 0,1 м и площадью более 0,06 м2 (1,86 м2).
Также решением Воркутинского городского суда от 11.11.2019 по делу №2-1694/2019 УГХиБ администрации МО ГО «Воркута» и МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» обязаны устранить недостатки на улице Ленина в районе дома №76 в районе стелы «Лебеди», на улице Тиманской в районе дома №8, на улице Тиманской в районе дома №6, на улице Тиманской в районе дома №4. В решении отражено, что имеются недостатки дорожного полотна: на улице Ленина в районе пересечения с улицей Комарова и улицей Варандейской на проезжей части дороги имеются дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиной 100 см, шириной 170 см, глубиной 11 см и площадью более 0,06 м2 (по факту 1,7 м2), что не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; длиной 160 см, шириной 90 см, глубиной 7,5 см и площадью более 0,06 м2 (по факту 1,44 м2), что не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; на улице Ленина в районе дома № 76 в районе стелы «Лебеди» на проезжей части дороги имеются дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиной 198 см, шириной 105 см, глубиной 15 см и площадью более 0,06м2 (по факту 2,079 м2), что не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; длиной 130 см, шириной 95 см, глубиной 11 см и площадью более 0,06 м2 (по факту 1,2 м2), что не соответствует п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Предъявляя настоящий иск, прокурор указал на следующие недостатки: участок от д.76 по ул. Ленина до пересечения с ул. Варандейская – на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиною 1,5 м, шириною 0,87 м, глубиною 0,09 м и площадью более 0,06 м2 (1,3 м2); длиною 0,6 м, шириною 0,67 м, глубиною 0,11 м и площадью более 0,06 м2 (0,4 м2); длиною 1,18 м, шириною 1,9 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (2,24 м2); длиною 0,78 м, шириною 0,7 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (0,54 м2); ул. Ленина в районе д. 72 на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиною 0,93 м, шириною 1,91 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (1,77 м2); длиною 0,8 м, шириною 1,1 м, глубиною 0,10 м и площадью более 0,06 м2 (0,88 м2); Пересечение ул. Ленина – ул. Тиманская на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины: длиною 0,6 м, шириною 1,68 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (1,008 м2).
Таким образом, судом установлено, что в настоящее время на обозначенных участках дорог имеются иные недостатки, нежели были выявлены ранее.
Решением Воркутинского городского суда от 16.11.2020 по делу №2-1651/2020 УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», МБУ «СДУ» МО ГО «Воркута» обязаны в срок до 01.09.2021 привести проезжие части дорог на ул.Пушкина, в районе д.21, ул.Транспортная, в районе д.3А по ул.Мира (УКК) в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», путем устранения дефектов дорожного полотна в виде выбоин.
При исследовании материалов гражданского дела №2-1651/2020 суд усматривает, что 10.07.2020 были выявлены недостатки состояния улично-дорожной сети, отличные от недостатков, обозначенных в настоящем иске (ул. Пушкина в районе д. 21 на проезжей части дороги имеются многочисленные дефекты покрытия в виде отдельных повреждений выбоин: длиною 1,18 м, шириною 1,78 м, глубиною 0,08 м и площадью более 0,06 м2 (2,1 м2), ул.Транспортная в районе д. 3А по ул. Мира на проезжей части дороги имеется дефект покрытия в виде отдельного повреждения выбоины: длиною 0,67 м, шириною 0,58 м, глубиною 0,065 м и площадью более 0,06 м2 (0,38 м2)).
В таком положении отсутствуют правовые основания для прекращения производства по делу в этой части.
Вместе с тем, поскольку право граждан на безопасное, свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам Российской Федерации гарантируется государством (ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ), а обнаруженные дефекты улично-дорожной сети свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответчиком обязанностей в сфере дорожной деятельности, то имеются основания для удовлетворения иска в полном объеме.
Применительно к положениям ч.2 ст.206 ГПК РФ, с учётом объёма подлежащих устранению нарушений, а также сезонным характером дорожных работ в г.Воркуте суд считает недостаточным срок, указанный истцом для исполнения ответчиком заявленных требований (в течение двух месяцев со дня вступления решения законную силу), и полагает необходимым установить срок – до 31.10.2022.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора г.Воркуты в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» о возложении обязанности по устранению дефектов дорожного покрытия удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Специализированное дорожное управление» муниципального образования городского округа «Воркута» в срок до 31 октября 2022 года привести в соответствие с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» путем устранения дефектов дорожного полотна в виде выбоин проезжие части следующих дорог: по улице Пушкина в районе домов 21, 23, по улице Транспортная в районе дома 25 улицы Гаражная, по улице Транспортная в районе дома 28 улицы Пушкина, по улице Транспортная в районе дома 27 улицы Пушкина, по улице Транспортная в районе домов 10Б, 10В, по улице Транспортная в районе дома 3А улицы Мира, на площади Победы участок от дома 76 улицы Ленина до пересечения с улицей Варандейская, по улице Ленина в районе дома 72, пересечение улицы Ленина – улицы Тиманская, по улице Чернова участок от дома 2 до дома 4, по улице Чернова в районе дома 10 улицы Димитрова, транспортной развязки «Хладокомбинат» в районе дома 2 улицы Проминдустрии, транспортной развязки «Хладокомбинат» в районе дома 12 улицы Энгельса.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 17.11.2021.
Судья У.Н. Боричева