Подлинное решение хранится в материале №2-70/2018 в Кировском районном суде г.Саратова |
КОПИЯ |
Дело № 2-70/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2018 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой В. Д.,
при секретаре Афанасьевой А. А.,
с участием представителя истцов - адвоката Полышева Ю. А.,
представителя ответчика Миньковой С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкуратько ФИО9, Шкуратько ФИО10 к министерству строительства и ЖКХ Саратовской области, третьи лица министерство финансов Саратовской области, администрация Новоузенского муниципального района Саратовкой области, ПАО «Сбербанк России» в лице Саратовского отделения №, Министерство строительства и ЖКХ РФ о взыскании суммы социальной выплаты на приобретение жилого помещения,
установил:
Шкуратько Д. А. и Шкуратько А. А. обратились в суд с иском к ответчику о взыскании социальной выплаты, в обоснование которого указали, что решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 11.03.2013 года признано незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи Шкуратько Д. А., состоящей из 3 человек по причине несоответствия требованиям п.п. «а» п. 6 правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Суд обязал администрацию Новоузенского муниципального района Саратовской области включить Шкуратько ФИО11 и членов его семьи в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и необоснованным решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по не включению в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты семье Шкуратько, состоящей из 3-х человек. Суд обязал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить Шкуратько Д. А. и членов его семьи - Шкуратько А. А., Шкуратько Р. Д. в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты по Новоузенскому муниципальному району в текущем 2015 году, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жильё 2011-2015 г.г.».
Апелляционным определением Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения.
Для принудительного исполнения решения Кировского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ был выдан исполнительный лист, который был предъявлен в службу судебных приставов.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области выдать Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения надлежащей формы, предназначенной для семьи Шкуратько Д.А., Шкуратько А.А., Шкуратько Р.Д., состоящей из 3-х человек. Суд обязал Администрацию Новоузенского муниципального района Саратовской области выдать семье Шкуратько Д.А., Шкуратько А. А., Шкуратько Р. Д., состоящей из 3-х человек, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения надлежащей формы.
15 марта 2017 года Администрацией Новоузенского муниципального района Саратовской области истцам выдано свидетельство № 9МСФОБ 15.03 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого строительства в размере 226989 руб. на территории Саратовской области.
29 марта 2017 года вышеуказанное свидетельство направлено для получения денежных средств в ОАО «Сбербанк России» филиал Саратовское отделение, что подтверждается договром с ПАО «Сбербанк России» от 29.03.2017 г., актом приема- передачи документа.
До настоящего времени денежные средства на лицевой счет истца - Шкуратько ФИО12 не поступили, о чем приложена выписка из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на п.п. 2-3 ст. 61 ГПК РФ указывают, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Однако, государственные и муниципальные органы, ответственные за практическую реализацию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не исполняют указанные решения судов, не исполняют возложенные на них обязанности, закрепленные решениями судов.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации указывают, что Российская Федерация как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из пункта 8 части 1 статьи 8 ГК РФ следует, что в соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Просят суд взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу Шкуратько ФИО13, Шкуратько ФИО14 сумму социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 226989руб., оплаченную государственную пошлину в размере 5470 руб.
В судебном заседании представитель истцов Шкуратько Д.А., Шкуратько А.А.– Полышев Ю. А., действующий на основании ордера поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным выше и просил иск удовлетворить.
Истцы Шкуратько Д.А., Шкуратько А.А.в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представитель ответчика министерства строительства и ЖКХ Саратовской области Минькова С. А. в судебном заседании исковые требования истцов не признала, пояснив, что со стороны министерства строительства и ЖКХ Саратовской области все необходимые меры для исполнения решения судов были приняты и то, что до настоящего времени денежные средства истцам не перечислены в этом нет вины министерства строительства и ЖКХ Саратовской области.
Представители министерства финансов Саратовской области, администрации Новоузенского муниципального района Саратовкой области в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, о причинах неявки не сообщили.
Представители ПАО «Сбербанк России» в лице Саратовского отделения № 8622, Министерства строительства и ЖКХ РФ в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. При этом Министерство строительства и ЖКХ РФ представило письменные возражения, в которых указывает на необоснованность заявленных истцами требований и в удовлетворении их просят отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Улучшение жилищных условий молодых семей, постоянно зарегистрированных на территории области, осуществляется в соответствии с «Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Порядок формирования списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержден постановлением Правительства Саратовской области от 17 ноября 2006 года № 356-П «О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья»
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
В судебном заседании установлено, что решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 11.03.2013 года признано незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области от 26 ноября 2012 г. об исключении семьи Шкуратько Д. А., состоящей из 3 человек по причине несоответствия требованиям п.п. «а» п. 6 правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, из участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Суд обязал администрацию Новоузенского муниципального района Саратовской области включить Шкуратько ФИО15 и членов его семьи в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. (л.д. 10-15; 107-109).
Решением Кировского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным и необоснованным решение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по не включению в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты семье Шкуратько, состоящей из 3-х человек. Суд обязал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить Шкуратько Д. А. и членов его семьи - Шкуратько А. А., Шкуратько Р. Д. в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты по Новоузенскому муниципальному району в текущем 2015 году, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жильё 2011-2015 г.г.». (л.д.104-106).
Апелляционным определением Саратовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение суда оставлено без изменения. (л.д.101-103).
Для принудительного исполнения решения Кировского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ был выдан исполнительный лист, который был предъявлен в службу судебных приставов.
Решением Кировского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ суд обязал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области выдать Администрации Новоузенского муниципального района Саратовской области бланк свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения надлежащей формы, предназначенной для семьи Шкуратько Д.А., Шкуратько А.А., Шкуратько Р.Д., состоящей из 3-х человек. Суд обязал Администрацию Новоузенского муниципального района Саратовской области выдать семье Шкуратько Д.А., Шкуратько А. А., Шкуратько Р. Д., состоящей из 3-х человек, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения надлежащей формы. (л.д. 97-100).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Новоузенского муниципального района Саратовской области истцам выдано свидетельство № 9МСФОБ 15.03 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого строительства в размере 226989 руб. на территории Саратовской области. (л.д. 35).
29 марта 2017 года вышеуказанное свидетельство направлено для получения денежных средств в ОАО «Сбербанк России» филиал Саратовское отделение, что подтверждается договром с ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема- передачи документа. (л.д. 36-41).
До настоящего времени денежные средства на лицевой счет истца – Шкуратько ФИО16 не поступили, что подтверждается выпиской из лицевого счета (л.д. 41).
Как следует из письменных возражений ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области фактически отказывается от предоставления вышеуказанной социальной выплаты семье Шкуратько, указывая, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального и областного бюджетов, предусмотренных на реализацию подпрограммы, приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств (л.д. 50-53; 66-71).
Указанные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались и не опровергались.
Таким образом, решением суда Министерство обязано исполнить публично-правовые обязательства, установленные положениями федеральной целевой программы, к которым также относятся условия софинансирования Саратовской области и Российской Федерации социальной выплаты на приобретение жилого помещения для семьи Рыжовых.
Разделом IV Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» предусмотрено, что основными источниками финансирования подпрограммы являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы и средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разделом V Подпрограммы предусмотрено, что социальная выплаты будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме, за счет средств местного бюджета, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы, в том числе, за счет субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансированике расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья (приложение № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы) уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, принимаемый для расчета размера субсидий, не может составлять больше 95 процентов и меньше 5 процентов расходного обязательства.
Учитывая, что с момента включения Шкуратько Д. А. и членов его семьи - Шкуратько А. А., Шкуратько Р. Д. в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты по Новоузенскому муниципальному району в 2015 году (дополнительный список № 9.02 утвержденный министерством строительства и жилищно – коммунального хозяйства 01 марта 2016 года) - л. д. 187, и выдачи семье Шкуратько Д.А. 15 марта 2017 года Администрацией Новоузенского муниципального района Саратовской области свидетельства № 9МСФОБ 15.03 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого строительства в размере 226989 руб. на территории Саратовской области в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жильё 2011-2015 г.г.» и до настоящего времени каких-либо мер ответчиком для предоставления вышеуказанной социальной выплаты семье Шкуратько не предпринималось, а так же анализируя вышеуказанные нормы права и исследованные в судебном заседании доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии фактических и правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Шкуратько Д. А. и Шкуратько А. А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, которое обязано исполнить публично-правовые обязательства, установленные положениями федеральной целевой программы, к которым также относятся условия софинансирования Саратовской области и РФ социальной выплаты на приобретение жилого помещения для семьи Шкуратько.
Доводы стороны ответчика изложенные ими как в письменных возражениях, так и в ходе судебного заседания суд находит не состоятельными, поскольку они сводятся к иному толкованию норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.
Таким образом, в силу вышеуказанных норм закона право на возмещение таких расходов возникает у той стороны, в пользу которой состоялось решение суда: либо истца - при удовлетворении иска, либо ответчика - при отказе в удовлетворении исковых требований.
Учитывая, что Шкуратько А. А. была оплачена государственная пошлина в размере 5470 руб., суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления о взыскании судебных расходов с ответчика, которые подтверждены представленными в материалы дела платежным документом (л.д. 3).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шкуратько ФИО17, Шкуратько ФИО18 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области удовлетворить.
Взыскать Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу Шкуратько ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> и Шкуратько ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере 226989 (двести двадцать шесть тысяч девятьсот восемьдесят девять) рублей.
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в пользу Шкуратько ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> расходы по оплате государственной пошлины в размере 5470 (пять тысяч четыреста семьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд городаСаратова.
Мотивированное решение изготовлено – 19 февраля 2018 года.
Судья: подпись В. Д. Комиссарова
Копия верна:
Судья: В. Д. Комиссарова
Секретарь: А.А. Афанасьева