З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Оса 22 декабря 2020 года
Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Алсановой Л.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Осинского района Иркутской области Балдыхановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-421/2020 по иску прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Баранову В. В., Иванову М. М.ичу о возложении обязанности произвести очистку места незаконной рубки от порубочных остатков,
установил:
прокурор Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Баранову В. В., Иванову М. М.ичу о возложении обязанности по очистке места незаконной рубки лесных насаждений, образовавшихся в результате совершенного им преступления, указав следующее:
Приговором Осинского районного суда Иркутской области от 19 ноября 2019 года ответчики осуждены за совершение незаконной рубки по п.«а» ч.2 ст.260 УК РФ. Приговором суда им назначено наказание в виде лишения свободы, с применением ст.73 УК РФ.
Вместе с тем, при совершении указанного преступления последними нарушены Правила пожарной безопасности в лесах и Правила санитарной безопасности в лесах. В нарушение требований лесного законодательства ответчик после совершения преступления оставил на месте порубочные остатки, что может стать причиной возникновения и распространения лесного пожара. Наличие на лесосеке порубочных остатков противоречит требованиям санитарной и пожарной безопасности в лесах, ведет к захламлению лесного участка.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные нормы содержатся в ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно п.п.2-6 ст.1 Лесного кодекса РФ, в число основных принципов лесного законодательства входят: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия.
Согласно ст.99 Лесного кодекса РФ, лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.
Частью 1 ст.100 ЛК РФ предусмотрено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Согласно п.4 ст.61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Таким образом, фактические обстоятельства совершения ответчиками незаконной порубки установлены вышеуказанным приговором суда и доказыванию не подлежат.
Согласно информации ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству очистка участка лесного фонда в ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству не произведена. Данное лесонарушение может привести к возникновению лесных пожаров, что, в свою очередь, способно нанести значительный урон дикой природе, тем самым разрушая экологическую систему.
Таким образом, проверкой установлено, что до настоящего времени не проведена очистка места незаконной рубки древесины, что создает угрозу для распространения заболеваний леса, повышает пожарную опасность и способствует дальнейшему ухудшению качества лесного фонда, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.77 ФЗ РФ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу п.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 года № 417 (далее - Правила) предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п.9 Правил, запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно п.16 Правил, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с п.2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 года, очистка лесов от захламления относится к мерам санитарной безопасности.
Данные нормы направлены на предупреждение пожаров, иного вредного воздействия на лесные ресурсы в целях обеспечения их сохранности, рационального использования в соответствии с принципами лесного законодательства.
В силу ст.11 Лесного Кодекса РФ граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах. Несмотря на указание в Правилах № 417 о возложении обязанности на законного лесозаготовителя, п.16 также распространяется и на лиц, совершивших незаконную рубку деревьев, поскольку захламление леса порубочными остатками и угроза пожарной безопасности леса могут возникнуть как в результате законных, так и незаконных лесозаготовительных действий. Кроме того, соблюдение одного требования закона не может происходить путем нарушения других норм.
Согласно информации ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству очистка участка лесного фонда от порубочных остатков, где была совершена незаконная рубка лесных насаждений, производится способами, регламентированными в Правилах пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 года N 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» - сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период, разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий, укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Согласно п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательстве порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
С момента осуществления незаконной рубки ответчики не исполнили обязанность по устранению выявленного нарушения лесного законодательства, а именно, не произвели очистку места незаконной рубки лесных насаждений от порубочных остатков.
Несоблюдение указанными лицами правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах нарушает законные интересы Российской Федерации, поскольку ухудшает природные и потребительские свойства земельного участка лесного фонда, на котором производилась лесозаготовка. Допущенные ими нарушения создают угрозу окружающей среде, поскольку ухудшают состояние санитарной безопасности в лесу, и, как следствие, ущемляют права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, в связи с непроведением ответчиками очистки места незаконной рубки от порубочных остатков были нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и государства.
С учетом изложенного, обращение прокурора с настоящим иском обусловлено необходимостью защиты интересов неопределённого круга лиц, направлено на устранение выявленных нарушений закона и профилактику наиболее тяжких последствий, которые могут возникнуть в результате бездействия ответчика.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Осинского района Балдыханова К.А. иск поддержала полностью по доводам, указанным в исковом заявлении, просила суд данные требования удовлетворить, установить срок для исполнения до 31 марта 2021 года.
Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Министерства лесного комплекса Иркутской области в лице ТУ МЛК по Иркутской области по Осинскому лесничеству, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, с заявлениями об отложении судебного заседания не обращался, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие указанного лица.
Ответчики Баранов В.В., Иванов М.М. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания от них не поступало.
Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке заочного судопроизводства, предусмотренного ст.ст.233-237 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные материалы, суд считает необходимым требования прокурора Осинского района удовлетворить.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулирует Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.п.2 ст.1 Лесного кодекса РФ к одним из основных принципов лесного законодательства относятся сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.ч.1, 7 ст.51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В судебном заседании установлено, что приговором Осинского районного суда Иркутской области от <дата обезличена>, вступившим в законную силу <дата обезличена>, установлена виновность Баранова В.В., Иванова М.М. в совершении преступления, предусмотренного п.«а» ч.2 ст.260 УК РФ, при следующих обстоятельствах: <дата обезличена> Баранов В.В., Иванов М.М., имея умысел на совершение преступления – незаконной рубки лесных насаждений, находящихся в ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству, совершили незаконную рубку лесных насаждений, расположенных на территории Осинского района Иркутской области в количестве 27 деревьев, общим объемом 3,72 куб.метра.
В судебном заседании установлено, что на месте незаконной рубки, совершенной Барановым В.В., Ивановым М.М., имеются порубочные остатки, очистка которых не произведена до настоящего времени.
В силу ч.3 ст.16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно информационному письму начальника ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству, после выявленного и пресеченного лесонарушения, совершенного ответчиками, очистка лесного фонда в ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от порубочных остатков не производилась. Наличие порубочных остатков может привести к возникновению и распространению лесного пожара.
В соответствии п.п.«г», «з», «к» п.12 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" при заготовке древесины запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению, не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке, не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Очистка мест рубок предусмотрена Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п.1).
В соответствии с п.9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно п.16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктом 17 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время, укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ, завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 года N 607 "О Правилах санитарной безопасности в лесах", устанавливают порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
Согласно с абз.2 п.14 Правил санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 49 от 30.11.2017 года "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 Гражданского кодекса, статья 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Судом установлено, что до настоящего времени указанные нарушения требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды не устранены.
Неосуществление ответчиками мероприятий по очистке места незаконной рубки от порубочных остатков нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан), осуществляющих свою жизнедеятельность на прилегающей к месту незаконной рубки территории, на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду. Повышается угроза возникновения лесных пожаров в пожароопасный период.
Оценивая в совокупности, установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что организовать очистку лесных участков от порубочных остатков обязаны ответчики, невыполнение требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды влечет нарушение прав Российской Федерации, в связи с чем исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Баранову В.В., Иванову М.М. о возложении обязанности произвести очистку места незаконной рубки от порубочных остатков, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, с установлением срока для устранения недостатков до 31 марта 2021 года.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор, обратившийся в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, в силу ст.333.39 ч.1 п.9 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, которая составляет по данной категории дел 300 рублей (ст.333.19 ч.1 п. 3 НК РФ) и подлежит взысканию в доход местного бюджета в размере 150 рублей с каждого ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 206, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Баранову В. В., Иванову М. М.ичу удовлетворить.
Возложить на Баранова В. В., Иванова М. М.ича обязанность по очистке места незаконной рубки лесных насаждений в ... ТУ МЛК Иркутской области по Осинскому лесничеству от порубочных остатков, образовавшихся в результате совершенного ими преступления, следующими способами: сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки, в срок до 31 марта 2021 года. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение.
Взыскать с Баранова В. В. государственную пошлину в доход местного бюджета (Осинского муниципального района) в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Взыскать с Иванова М. М.ича государственную пошлину в доход местного бюджета (Осинского муниципального района) в размере 150 (сто пятьдесят) рублей.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Осинский районный суд в течение семи дней со дня вручения копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутский области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво