Дело 2а-775/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> УР 19 марта 2018 года
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Д.В., при секретаре судебного заседания <данные изъяты>
с участием:
- административного истца КАА
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению КАА к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным постановление Администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе КАА в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка»
У С Т А Н О В И Л:
КАА (далее по тексту – административный истец) обратился в суд с административным иском о признании незаконным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики (далее по тексту - Администрация МО «<адрес>», Администрация) «Об отказе КАА в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка».
Требования мотивированы следующим: постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации МО «<адрес>» Удмуртской Республики «Об отказе КАА в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка». В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан от 10.11.2017г. № КАА было отказано в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в связи с несоответствием условиям, указанным в законе УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики» (далее по тексту - Закон УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ). Из представленных документов комиссией установлен факт принадлежности на праве собственности объекта недвижимого имущества жилого дома общейплощадь. 71,4 кв.м. по адресу: УР, <адрес> матери заявителя – <данные изъяты> обеспеченность общей площадью в жилом помещении составляет более 10 кв.м. на 1 человека. В данном жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором зарегистрированы мать истца - <данные изъяты>., отец истца - <данные изъяты> истец - КАА брат истца - <данные изъяты> а также двоюродные брат и сестра истца - <данные изъяты> которые являются племянниками отца истца и вселены в дом как члены семьи собственника в соответствии со ст. 31 ч. 1 ЖК РФ. Семья истца состоит из четырех человек: истца, его жена - <данные изъяты>, дети: <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Жена и дети в доме матери истца не зарегистрированы, однако проживают совместно с истцом как члены моей семьи. Ни жена, ни дети в собственности жилые помещения не имеют. Таким образом, в доме матери истца фактически проживает 9 человек, что свидетельствует о том, что истец не обеспечен жилой площадью более 10 кв.м. на 1 человека.
Фактически истец и его семья не ведем совместное хозяйство с родителями истца, то есть истец прекратил семейные отношения с родителями, а соответственно стал бывшим членом семьи собственника.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством (ст. 31 п. 4 ЖК РФ) истец и члены его семьи прекратили семейные отношения с собственником жилого помещения и являются бывшими членами семьи собственника, в связи с чем истец не подпадает под требования ч. 6 ст. 1 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ. №-РЗ и не может рассматриваться как член семьи собственника.
Ни истец, ни члены его семьи не имеют земельных участков, предназначенных для ведения индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов Удмуртской Республики,
В судебное заседание административный ответчик Администрация МО «<адрес>» не явился, извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Суд, на основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ), рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.
В судебном заседании административный истец КАА. заявленные требования поддержал по доводам и основаниям изложенные в нем.
Суд, изучив доводы административного искового заявления, выслушав административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
При этом ч.11 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с п.1 ст.219 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в течение 3 месяцев со дня когда ему стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу п.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С соответствующим административным исковым заявлением в суд КАА признании незаконным постановление Администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе КАА в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка» обратился 20.02.2018г. то есть в предусмотренный законом трехмесячный срок.
В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела.
В доме расположенном по адресу: УР, <адрес>., зарегистрированы: заявитель, мать заявителя – <данные изъяты>., отец заявителя – <данные изъяты>
<данные изъяты>
Заявитель, его супруга, а также их общие дети в собственности какое-либо недвижимое имущество не имеют.
КААА. обратился в Администрацию муниципального образования «<адрес>» УР с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
29.11.2017г. на основании постановления Администрации МО «<адрес>» № КАА было отказано в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка в связи с несоответствием требованиям, указанным в Законе УР от 16.12.2002г. №-РЗ «О предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики». Данный отказ нарушил права и свободы, создал препятствия к осуществлению заявителем ее прав и свобод.
В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии от 10.11.2017г. заявителю было отказано в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка, ссылаясь на то обстоятельство, что матери заявителя <данные изъяты> на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом общей площадью 71,4 кв.м., расположенное по адресу: УР, <адрес>.
В соответствии с предоставленной поквартирной карточкой семья заявителя состоит из 6 человек, в связи с чем, обеспеченность заявителя общей площадью в жилом помещении составляет более 10 кв.м.
КААА. не соответствует условию, предусмотренному Законом УР «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в собственности Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ (далее по тексту также - Закон УР №-РЗ). Основанием для отказа послужило то основание, что в силу ч.6 ст. 1 Закона УР ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ под членами семьи понимаются совместно проживающие супруг, родители любого из супругов, дети любого из супругов, лица, находящиеся под опекой (попечительством), усыновители (усыновлённые), и, поскольку состав семьи заявителя состоит из 6 человек, обеспеченность заявителя общей площадью в жилом помещении составляет более 10 кв.м.
Вышеуказанные обстоятельства установлены судом и сторонами по делу не оспариваются.
В соответствие с подп. 6 и 7 ст.39.5 ЗК РФ Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:
6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, при установлении законом субъекта Российской Федерации соответствующих случая и порядка предоставления земельных участков в собственность бесплатно;
7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
Таким законом, регулирующим бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков на территории Удмуртской Республики, является Закон УР №-РЗ.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 1 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах населенных пунктов в Удмуртской Республике, предоставляются для ведения индивидуального жилищного строительства гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, в случае, если они и (или) члены их семьи не имеют земельных участков, предназначенных для ведения индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов, и не воспользовались одной из мер по социальной поддержке многодетных семей, предусмотренных пунктами 2, 5, 6 части 1, пунктом 6 части 2 статьи 3 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N 13-РЗ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Одной из категорий граждан, признающихся в целях настоящего Закона нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пп. 2 ч. 2 ст. 1 названного закона).
В указанном Законе членами семьи гражданина, нуждающегося в жилом помещении, признаются зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства в одном жилом помещении с указанным гражданином родители любого из супругов, бабушки и дедушки любого из супругов, дети любого из супругов, усыновители (усыновленные, удочеренные), лица, находящиеся под опекой (попечительством), а также супруг (супруга) гражданина независимо от места регистрации супруга (супруги) в жилом помещении по месту жительства (ч. 6 ст. 1 Закон УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ).
В целях применения данного специального закона УР, исходя из буквального значения содержащихся в нем норм права, суд считает, что в настоящем деле членами семьи заявителя являются: супруга заявителя - <данные изъяты> что подтверждается представленной заявителем выпиской из домовой книги на дом, расположенный по адресу УР, <адрес> (6 человек).
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, в собственности <данные изъяты> (матери заявителя) находится жилой дом площадью 71,4 кв.м., по адресу: УР, <адрес>.
В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
<адрес>ной Думы № от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма общей площади жилого помещения установлена в размере 10 кв.м. на одного члена семьи.
Таким образом при определении обеспеченности заявителя в жилом помещении необходимо учитывать 6 человек, в связи с чем на заявителя и других членов семьи приходится по 11,9 кв.м (71,4/6), что составляет более установленной учетной нормы площади жилого помещения.
Совокупность изложенного свидетельствует об отсутствии у заявителя права на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального строительства на основании ст.1 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ, что исключает возможность состоять на учете в качестве лица, имеющего такое право.
Ввиду того, что не установлено предусмотренных Законом УР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ оснований для бесплатного предоставления заявителю в собственность земельного участка для индивидуального строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализация им права на предоставление такого земельного участка в собственность в силу п. 2 ст. 28 ЗК РФ возможна лишь на платной основе в рамках предусмотренной ст. 30.1 ЗК РФ процедуры.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации МО «<адрес>» УР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе КАА в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка» принято Администрацией МО «<адрес>» УР в соответствии с законом, в пределах принадлежащих ей полномочий, и не влечет нарушения каких-либо прав и свобод административного истца.
Поэтому в соответствии со ст.227 КАС РФ в удовлетворении заявленных требований административного истца о признании незаконным постановление Администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе КАА в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка» следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление КАА к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным постановление Администрации муниципального образования «<адрес>» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе КАА в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка»
оставить без удовлетворения в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательном виде, путём подачи апелляционной жалобы через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья: Д.В. Орлов