Решение по делу № 2-4211/2019 от 21.10.2019

Дело № 2-4211/2019

УИД 55RS0007-01-2019-005154-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2019 года                                                      город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Табаковой Е.А., при секретаре судебного заседания Фадеевой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Варсеговой Н.Г. к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу,

У С Т А Н О В И Л:

Варсегова Н.Г. обратилась в суд с названным иском, указав, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося объектом муниципальной собственности. ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения межведомственной комиссии г. Омска по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени жильцы многоквартирного дома не расселены При этом состояние названного жилого дома является опасным и может причинить вред жизни и здоровью людей. Просит обязать Администрацию г. Омска предоставить ей и членам ее семьи по договору социального найма в связи со сносом дома жилое помещение во внеочередном порядке.

В судебном заседании истец Варсегова Н.Г., ее представитель Кобзев Ю.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали. Дополнительно пояснили, что проживание в данном доме создает угрозу жизни и здоровью, требуется немедленное расселение дома, в подтверждение чего представили техническое заключение осмотра здания по <адрес>, выполненное ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аналитика».

В судебном заседании представитель Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска Вишнякова О.Н., действующая на основании доверенностей, возражала относительно удовлетворения иска, ссылаясь на то, что многоквартирный дом по <адрес> не включен в региональную адресную программу Омской области, жилых помещений для расселения данного дома не строилось. Право истца на предоставление ей и членам ее семьи жилого помещения не оспаривала.

Третье лицо Сергиенко Н.В., действующая также в интересах несовершеннолетних Сергиенко Р.А, Сергиенко Ал.А., Сергиенко А.А., заявленные требования также поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Третьи лица Варсегов В.Н., Варсегов Е.В. участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежащим образом.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающихся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст.ст. 25, 40 Конституции РФ).

Судом установлено, что квартира в доме <адрес> является объектом муниципальной собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области, предоставлена по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ Варсеговой Н.Г. для совместного проживания с членами семьи ВН. (муж), ЕВ (сын), НВ (дочь), РА (внук), АлА. (внук), АА (внучка), что также подтверждается копией лицевого счета квартиросъемщика от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

В силу п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

К компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 24.03.2006 № 93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ заключением межведомственной комиссии г. Омска по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу , жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании п.п. 3, 6 ст. 62 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Признание дома аварийным является основанием для расселения жильцов дома. При этом расселение граждан, проживающих в аварийном доме на основании договоров социального найма, производится в соответствии со ст.ст. 86-89 ЖК РФ.

Так, в силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

На основании ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции РФ) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в настоящее время в спорном жилом помещении Варсегова Н.Г., ВН ЕВ., НВ и несовершеннолетние РА., АлА., АА фактически проживают, сведений о наличии в спорном жилом помещении самовольной перепланировки у суда не имеется (л.д. 13 – копия технического паспорта).

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, квартира <адрес> состоит из двух жилых комнат. Общая площадь данной квартиры составляет 51 кв.м, жилая – 31 кв.м.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию г. Омска обязанности по предоставлению истцу и членам ее семьи, в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, благоустроенного жилого помещения взамен занимаемого, отвечающего санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящегося в черте населенного пункта город Омск, общей площадью не менее 51 кв.м, по договору социального найма.

При этом фактически право истца на предоставление ей жилого помещения ответчиком не оспаривается. Отсутствие в муниципальном образовании свободных жилых помещений для обеспечения жильем лиц, подлежащих переселению из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, не освобождает администрацию от исполнения возложенной на нее законом обязанности и не может послужить основанием для отказа в иске, так как это приведет к нарушению гарантированных Варсеговой Н.Г. законом прав.

По этим же основаниям на жилищные права истца не может оказать влияние факт включения или не включения дома <адрес> в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья.

Законом предусмотрена обязанность ответчика обеспечить истца жилым помещением во внеочередном порядке. При этом закон не предоставляет обязанному лицу права самостоятельного установления сроков исполнения возложенной на него обязанности.

Из заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанный дом ДД.ММ.ГГГГ постройки. Состояние здания характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности чердачного перекрытия и повсеместного разрушения опорных венцов деревянного сруба. В здании наблюдаются признаки неравномерной осадки основания. В местах снижения несущей способности перекрытия и внутренних стен установлены усиливающие подпорки. Физический износ строения составляет 68%. На основании обследования дом признан непригодным для эксплуатации с дальнейшим проживанием.

    Для подтверждения аварийного состояния дома в настоящее время истец представила в материалы дела техническое заключение по результатам осмотра здания <адрес>, выполненное ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аналитика» с дополнением к нему от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-41, 48). Согласно данному документу по результатам визуального смотра установлено отсутствие признаков капитального ремонта по устранению аварийного технического состояния основных несущих конструктивных элементов. Повреждения и деформации, отраженные в техническом отчете (<данные изъяты>), оформленном ООО «Аналитика» в ДД.ММ.ГГГГ году, наблюдаются на момент осмотра, представляют угрозу для жизни и являются опасными для проживания. Возможно внезапное обрушение. Обследованное здание не удовлетворяет требованиям СНиП РФ, № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и может не эксплуатироваться с обеспеченной надежностью.

    Стороны в судебном заседании содержание представленного технического заключения не оспаривали.

    При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении на Администрацию г. Омска обязанности по предоставлению Варсеговой Н.Г. и членам ее семьи - ВН., ЕВ., НВ., РА., АлА., АА. жилого помещения по договору социального найма подлежат полному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию города Омска предоставить по договору социального найма в связи со сносом дома вне очереди Варсеговой Н.Г. на состав семьи из семи человек, включая ВН, ЕВ, НВ, РА, АлА, АА, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 51,0 кв.м, находящееся в черте населенного пункта город Омск.

Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21.11.2019.

Судья                                                                       Е.А. Табакова

2-4211/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Варсегов Евгений Владимирович
Варсегов Владимир Николаевич
Сергиенко Наталья Владимировна
Сергиенко Александр Александрович (в т.ч. в интересах н/л Сергиенко Анастасии Александровны)
Варсегова Наталья Григорьевна
Сергиенко Роман Александрович
Ответчики
Администрация г. Омска
Другие
Управление Федеральной службы Государственной регистрации, Кадастра и картографии по Омской области
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Табакова Елизавета Анатольевна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2020Передача материалов судье
17.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
26.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2019Дело оформлено
14.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее