УИД 21MS0051-01-2021-000415-48
№ 12-155/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
5 апреля 2021 года г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Лащенова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Маркизова Александра Вячеславовича на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Калининского района г.Чебоксары от 10 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Маркизова Александра Вячеславовича,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении Маркизов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Из указного постановления следует, что постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным должностным лицом по ИАЗ ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Чувашской Республике и вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Маркизов А.В. признан виновным в совершении ДД.ММ.ГГГГ административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Маркизов А.В. подал на него жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Доводы жалобы сводятся к тому, что протокол об административном правонарушении составлен в его отсутствии, он не был извещен о времени и месте составления протокола, что является существенным процессуальным нарушением.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Маркизов А.В., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
От заместителя начальника центра – начальника отдела программного обеспечения и технического обслуживания Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ЦАФ АП ГИБДД МВД по Чувашской республике) Жидова Г.П. поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1, 3 и 4 ст. 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч. 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В вопросе 8 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009 года», утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25.11.2009, разъяснено, что с КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении, обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении. Системный анализ положений ст. 25.4 и ст. 28.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. (Аналогичная позиция содержится в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2006 г. (вопрос N 18). КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Указанное разъяснение относится и к извещению физических лиц при составлении протокола.
При рассмотрении дела мировым судьей в обжалуемом постановлении установлено, что доказательством совершения Маркизовым А.В. административного правонарушения является протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу об административном правонарушении № он составлен ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ЦАФ АП ГИБДД Маркизову А.В направлялось извещение о том, что в отношении него будет составлен протокол по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в связи неуплатой штрафа ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>
Указанное извещение получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ от Маркизова А.В. в адрес заместителя начальника ЦАФ АП ГИБДД направлено ходатайство об отложении рассмотрения вопроса о составлении протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и допуске защитника.
Определением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем начальника центра - начальником отдела программного обеспечения и технического обслуживания Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения, ходатайство Маркизова А.В. о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и допуске защитника удовлетворено.
ДД.ММ.ГГГГ Маркизову А.В. направлена копия указанного определения.
Однако доказательств получения извещения на ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Маркизовым А.В. в материалах дела не имеется.
Из самого протокола об административном правонарушении № следует, что он составлен ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу, Маркизова А.В.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Изложенное с учетом положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса.
Несоблюдение требований данной нормы о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или в отсутствие этого лица при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 названного кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
В нарушение п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки дела к рассмотрению мировым судьей не проверено, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения соблюдения процедуры его оформления.
Указанное обстоятельство является существенным недостатком протокола, наличие которого обязывало мирового судью в рамках подготовки дела к рассмотрению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вынести определение о возвращении данного протокола и других материалов дела составившему его должностному лицу.
Тем не менее, требования п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ мировым судьей выполнены не были, мировой судья принял дело к своему производству и вынес обжалуемое постановление, проигнорировав указанное нарушение.
В ходе рассмотрения дела по существу мировым судьей также не восполнен указанный недостаток протокола об административном правонарушении (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 9 Калининского района г. Чебоксары от 10 марта 2021 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело – возвращению мировому судье на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30. 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка № 9 Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Маркизова Александра Вячеславовича отменить, дело направить мировому судье на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Е.В. Лащенова