Решение по делу № 33-4664/2015 от 29.04.2015

ВЕРХОВНЫЙСУДРЕСПУБЛИКИКРЫМ

Дело № 33-4664/2015 председательствующий судья суда первой инстанции Федоренко Э.Р.

судья-докладчик суда апелляционной инстанции Кузнецова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Кирюхиной М.А.

судей Кузнецовой Е.А.

Романовой Л.В.

при секретаре Щегловой Н.Г.

с участием - представителя истца Шурыгиной А.Г.

- представителя ответчика Калашниковой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Республики Крым гражданское дело по иску Юрьева А.Ю. к Комитету по противодействию коррупции Республики Крым о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку причитающихся выплат, возмещении морального вреда, признании действий неправомерными и о понуждении не совершать определенные действия,

по апелляционной жалобе Комитета по противодействию коррупции Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05.03.2015 года,

УСТАНОВИЛА:

Юрьева А.Ю. в иске просил взыскать с Комитета по противодействию коррупции Республики Крым задолженность по денежному содержанию, денежную компенсацию за задержку причитающихся выплат и компенсацию морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на государственной гражданской службе, работал <данные изъяты>. На основании заключенного с ним служебного контракта, Закона Республики Крым от 05.07.2014 года № 12-ЗРК "О денежном содержании государственных служащих Республики Крым", приказов Комитета от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ имел право, однако не получил единовременную премию за ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> должностного оклада, за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> должностного оклада.

Кроме того, работодателем со ссылкой на положения Закона Республики Крым от 31.07.2014 года № 39-ЗРК "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Республики Крым" фактически был снижен размер ежемесячного денежного содержания, что привело к существенному изменению условий труда, о чем он в установленном законом порядке и сроки не был уведомлен, а в служебный контракт не были внесены соответствующие изменения.

После увольнения расчет с ним произведен с нарушением установленных законом сроков и не в полном объеме, в связи с чем им заявлены требования о взыскании задолженности в размере <данные изъяты> рублей и в порядке возмещения морального вреда - <данные изъяты> рублей.

Уточнив ДД.ММ.ГГГГ заявленные в иске требования, истец просил признать неправомерными действия в части отмены пунктов приказа от ДД.ММ.ГГГГ. "<данные изъяты>", приказа от ДД.ММ.ГГГГ. "<данные изъяты>", от ДД.ММ.ГГГГ "<данные изъяты>"; признать недействительными приказы от ДД.ММ.ГГГГ. и приказ от ДД.ММ.ГГГГ.; обязать Председателя Комитета отменить указанные приказы, а также не совершать действия по отмене приказов от ДД.ММ.ГГГГ "<данные изъяты>." и от ДД.ММ.ГГГГ. о премировании сотрудников Комитета за <данные изъяты>., а также восстановить право на получение дополнительных выплат к денежному содержанию.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05.03.2015 года иск удовлетворен частично. С Комитета по противодействию коррупции Республики Крым в пользу Юрьева А.Ю. взыскана задолженность по заработной плате – <данные изъяты> отпускные - <данные изъяты> рублей, денежная компенсация за задержку выплаты причитающихся сумм – <данные изъяты> рубля, моральный вред – <данные изъяты> рублей. В остальной части в иске отказано.

В апелляционной жалобе Комитет по противодействию коррупции Республики Крым просит решение суда в части удовлетворения иска отменить, указав на незаконность и необоснованность решения суда в этой части, нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам по делу.

В частности, апеллянт считает безосновательными выводы суда о размере месячного должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения истца согласно Закону Республики Крым № 12-ЗРК "О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым" без учета положений Закона Республики Крым № 39-ЗРК "О некоторых опросов регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Республики Крым, а также государственных гражданских служащих Республики Крым", которым приостановлено действие отдельных положений Закона № 12-ЗРК и установлены новые коэффициенты расчетов. Полагает безосновательными выводы суда о праве истца на получение ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, указав, что суд не принял во внимание отмену приказа о ее назначении. Кроме того, апеллянт указывает на допущенные судом первой инстанции арифметические ошибки.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия, рассматривая дело в пределах доводов, изложенных в жалобе, считает необходимым решение суда изменить в части определения суммы взыскания с учетом следующих правовых оснований.

Как усматривается из материалов дела, постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Комитете по противодействию коррупции Республики Крым, и согласно указанному Положению, Комитет является юридическим лицом.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Юрьева А.Ю. принят на государственную гражданскую службу Республики Крым в <данные изъяты> (л.д. 8).

Указанная должность, согласно Закону Республики Крым № 8-ЗРК от 29.05.2014 года "О реестре должностей государственной гражданской службы Республики Крым", отнесена к высшей группе должностей государственной гражданской службы категории "руководитель".

ДД.ММ.ГГГГ с Юрьева А.Ю. заключен срочный служебный контракт № с определением срока его действия в <данные изъяты> года (л.д. 9-11).

Пунктом 9 указанного Контракта Юрьева А.Ю. установлено денежное содержание, состоящее из: - месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью; - месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере, установленном законодательством о государственной гражданской службе Республики Крым; - ежемесячной надбавки за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере, установленном законодательством о государственной гражданской службе Республики Крым; - ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы; - премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; - ежемесячного денежного поощрения; - единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; и - других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами Республики Крым.

Размер денежного содержания Контрактом не определен, а согласно приказу о приеме на работу размер должностного оклада Юрьева А.Ю. определен в <данные изъяты> рублей, надбавка за особые условия государственной гражданской службы Республики Крым – <данные изъяты> рублей (л.д. 8).

На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отпуска за отработанное время с последующим увольнением (л.д. 32), приказом Руководителя от ДД.ММ.ГГГГ Юрьева А.Ю. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью в 7 календарных дней (л.д. 33), а приказом от того же числа действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ прекращено, и с ДД.ММ.ГГГГ Юрьева А.Ю. уволен с занимаемой должности на основании п. 7 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (л.д. 35).

Денежное содержание за весь отработанный период, отпускные и расчет в связи с увольнением выплачены Юрьева А.Ю. ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 64).

Разрешая заявленные в иске требования относительно правильности начисления и выплаты причитающихся Юрьева А.Ю. сумм, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В силу ч. 4 названной нормы закона размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 23 Закона Республики Крым № 7-ЗРК от 29.05.2014 года "О государственной гражданской службе Республики Крым", денежное содержание гражданского служащего (далее - денежное содержание) состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: - ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Республики Крым; - ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Республики Крым; - ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; - премия за выполнение особо важных и сложных заданий; - ежемесячное денежное поощрение; - единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; - материальная помощь; - ежемесячная надбавка к должностному окладу за ученую степень.

Порядок, условия выплаты и размер денежного содержания гражданского служащего, а также других выплат определяются федеральными законами и законами Республики Крым.

Аналогичные положения определены статьей 1 Закона Республики Крым № 12-ЗРК от 05.06.2014 года "О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Крым".

Пунктом 1 ст. 2 данного Закона № 12-ЗРК от 05.06.2014 года, в редакции по состоянию на 27.06.2014 года, должностной оклад в соответствии с замещаемой гражданским служащим должностью государственной гражданской службы Республики Крым "специалист" устанавливается в размере 5 554 рублей. Должностные оклады остальных гражданских служащих устанавливаются в размерах, кратных должностному окладу специалиста. Коэффициенты, применяемые при исчислении должностных окладов гражданских служащих, устанавливаются согласно Приложению № 2 к настоящему Закону, в данном случае для должностного оклада начальника управления установлен коэффициент "3,8", а для ежемесячного денежного поощрения – "0,5" от должностного оклада начальника управления, и в приказе о приёме на службу Юрьева А.Ю. размер его должностного оклада указан согласно приведенным положениям.

Законом Республики Крым №39-ЗРК от 31.07.2014 года "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда лиц, замещающих государственные должности Республики Крым, а так же государственных гражданских служащих Республики Крым" действий абзаца 3 п. 1 ст. 2 Закона Республики Крым № 12-ЗРК от 05.06.2014 года с 01.07.2014 года по 31.12.2014 года приостановлено.

Статьями 2, 3 данного Закона № 39-ЗРК от 31.07.2014 года установлено, что коэффициенты, применяемые при исчислении должностных окладов гражданских служащих, устанавливаются согласно Приложению № 2 к настоящему Закону и применяются в период с 01.07.2014 по 31.12.2015 г.г. В частности, для расчета должностного оклада категории "начальник управления" установлен коэффициент "2,0" от должностного оклада "специалиста", коэффициент ежемесячного денежного поощрения – "0,3" от должностного оклада начальника управления.

С учетом установленных законом № 39-ЗРК от 31.07.2014 года положений, приказом от ДД.ММ.ГГГГ сотрудникам Комитета по противодействию коррупции Республики Крым определены размеры должностных окладов и денежных поощрений, в том числе начальнику управления по антикоррупционным проверкам, соответственно, должностной оклад - <данные изъяты> руб., ежемесячное денежное поощрение – <данные изъяты> руб. (л.д.69-72).

Смета Комитета по противодействию коррупции на 2014 год составлена по согласованию с заместителем Министра Министерства финансов Республики Крым и утверждена Первым заместителем Председателя Совета Министров Республики Крым ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. после возникновения и прекращения трудовых правоотношений Юрьева А.Ю. с Комитетом по противодействию коррупции, и исходя из вышеуказанных сумм денежного содержания (л.д. 65).

Таким образом, с учетом действовавшего в период спорных правоотношений законодательства, расчет должностного оклада и ежемесячного денежного поощрения Юрьева А.Ю. Комитетом произведен правильно, при этом применение положений закона № 39-ЗРК от 31.07.2014 г. не свидетельствует об изменении существенных условий труда, а доводы истца и выводы суда в этой части не согласуются с положениями закона.

С учетом изложенного, правовые основания для удовлетворения исковых требований Юрьева А.Ю. в данной части отсутствуют.

Соглашаясь с выводами суда о наличии правовых оснований для взыскания надбавки за особые условия гражданской службы, поскольку указанная надбавка является неотъемлемой составной денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Крым, судебная коллегия, принимая во внимание вышеизложенное, считает ошибочным произведенный судом расчет суммы взыскания, исходя из размера должностного оклада в <данные изъяты> рублей.

Ссылка ответчика на то, что приказ о назначении указанной надбавки отменен, что надбавка в приказе определена в денежном, а не процентном выражении, не освобождает работодателя от обязанности по ее выплате, поскольку указанная надбавка в силу закона является составной частью денежного содержания.

Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ размер указанной надбавки установлен в <данные изъяты> % должностного оклада (л.д. 72).

Таким образом, исходя из размера должностного оклада в <данные изъяты> рублей, определенного на основании Законов Республики Крым № 12-ЗРК от 05.06.2014 года и № 39-ЗРК от 31.07.2014 года, размер надбавки составляет за июль – <данные изъяты> рубля; за август - <данные изъяты> рублей; за сентябрь – <данные изъяты> рублей. Таким образом, размер задолженности по выплате денежного содержания (надбавки за особые условия государственной гражданской службы) составляет <данные изъяты> рублей.

Соответственно подлежат перерасчету и отпускные, задолженность по которым, с учетом вышеуказанных сумм, положений ст. 139 ТК РФ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (п. 10), составляет <данные изъяты> рублей (при подсчете количества календарных дней по указанному Постановлению Правительства РФ допущена арифметическая ошибка (относительно июля)).

При этом, судебная коллегия признает несостоятельными доводы представителя ответчика о необходимости расчета отпускных за 6 календарных дней, поскольку приказом от ДД.ММ.ГГГГ года, который не отменен, продолжительность отпуска Юрьева А.Ю. установлена в 7 календарных дней (л.д. 33).

Поскольку расчет налоговых сумм не относится к компетенции суда, указанные суммы подлежат взысканию без учета налоговых обязательств.

Соглашаясь с выводами суда в части обоснованности требований о взыскании денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, судебная коллегия также считает необходимым изменить сумму взыскания.

Так, согласно названной норме закона, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Согласно материалам дела, выплата денежного содержания Юрьева А.Ю. произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64, 95), соответственно размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы составляет за июль <данные изъяты> <данные изъяты> руб.; за август – <данные изъяты> руб., за сентябрь <данные изъяты> рублей, отпускные, с учетом сроков их выплаты (ч. 9 ст. 136 ТК РФ – не позднее чем за 3 дня до начала отпуска) - <данные изъяты> рублей.

Относительно задержки выплаты денежного содержания, подлежащего взысканию по настоящему судебному постановлению, размер денежной компенсации составляет за июль 2014 года - <данные изъяты> <данные изъяты> руб., за август - <данные изъяты> руб., за сентябрь - <данные изъяты> <данные изъяты> руб., и отпускные <данные изъяты> <данные изъяты> рублей.

Таким образом, к взысканию подлежит денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере <данные изъяты> рублей.

В части возмещения морального вреда суд первой инстанции, установив нарушения со стороны работодателя в части начисления и выплаты денежного содержания, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, с учетом требований разумности и справедливости, пришел к обоснованным выводам, взыскав сумму в <данные изъяты>.

С учетом совокупности вышеизложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции изменить в части определения сумм взыскания, оставив в остальной части решение суда без изменения, поскольку изложенные в жалобе доводы на правильность выводов суда не влияют и их не опровергают.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05.03.2015 года изменить в части определения размера задолженности по денежному содержанию.

Взыскать с Комитета по противодействию коррупции Республики Крым в пользу Юрьева А.Ю. задолженность по денежному содержанию в размере <данные изъяты> рублей (в том числе надбавка за особые условия государственной гражданской службы - <данные изъяты> рублей и отпускные - <данные изъяты> рублей); компенсацию за задержку выплаты денежного содержания в размере <данные изъяты> рублей, а всего – <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>).

В остальной части решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05.03.2015 года оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев непосредственно в суд кассационной инстанции.

Председательствующий судья: Кирюхина М.А.

Судьи: Кузнецова Е.А.

Романова Л.В.

33-4664/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Кузнецова Елена Александровна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
21.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее