Судья ФИО8 дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> 5 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего ФИО16,
судей ФИО15, Хасиева У.А.
при секретаре ФИО10
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 об обжаловании решения жилищной комиссии войсковой части 6778 Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО15, объяснения представителя ФИО1 – ФИО14, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя войсковой части 6778 Федеральной службы войск национальной гвардии РФ ФИО11, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в Урус-Мартановский городской суд Чеченской Республики с просьбой признать за ним и членами его семьи право на бесплатное жилищное обеспечение из государственного жилищного фонда в соответствии с положениями пункта 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, в порядке статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», признать незаконным, отменить решение жилищной комиссии войсковой части 6778, изложенное в пункте 6 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и решение жилищной комиссии войсковой части 6778, изложенное в пункте 4 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ФИО1 и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, обязать жилищную комиссию войсковой части 6778 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о признании за ФИО2 и членами его семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, права на обеспечение постоянным жилым помещением по избранному месту жительства, предусмотренного статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обосновывая свои требования следующим.
Он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах СССР. ДД.ММ.ГГГГ заключил первый контракт о прохождении военной службы на шесть месяцев (приказ командира войсковой части 63354 от ДД.ММ.ГГГГ №), затем продлил контракт сроком на шесть месяцев (приказ командира войсковой части 63354 от ДД.ММ.ГГГГ №). Приказом командира войсковой части 63354 от ДД.ММ.ГГГГ № был уволен по истечении срока контракта.
ДД.ММ.ГГГГ он заключил новый контракт на шесть месяцев по приказу № командира войсковой части 6654, где проходил службу до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части №. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил воинскую службу по контракту, заключенному сроком на три года (приказ № командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил воинскую службу в войсковой части №. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в войсковой части №. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части №, откуда приказом командира войсковой части № с/ч уволен по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (пп «а» п.1 ст.51 Федерального закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе»). Общая выслуга в календарном исчислении составляет 17 лет 4 месяца 7 дней.
В период прохождения военной службы служебным жилым помещением не обеспечивался. В собственности он и члены его семьи жилых помещений никогда не имели. Весь период военной службы и до настоящего времени проживает вместе с семьей в съемном жилье.
За 5 месяцев до увольнения с военной службы ДД.ММ.ГГГГ он в установленном порядке обратился в жилищную комиссию войсковой части с заявлением о признании его и совместно проживающих с ним членов семьи нуждающимися в жилом помещении для постоянного проживания по избранному месту жительства - <адрес>.
Его документы были рассмотрены на заседании жилищной комиссии войсковой части 6778 (п.6 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ), на котором комиссия не признала его нуждающимся, так как он проживает в доме у своей сестры ФИО13, с которой в 2017 году он заключил договор найма жилого помещения тем самым ухудшил свои жилищные условия.
До исключения его из списков личного состава части в январе 2019 года он написал повторно рапорт о признании его нуждающимся в постоянном жилье, указав избранное место жительства <адрес>, и передал его по команде по месту службы.
Однако по неизвестным ему причинам этот рапорт был зарегистрирован только ДД.ММ.ГГГГ после его увольнения с военной службы, в связи с чем жилищная комиссия войсковой части 6778 приняла решение об отказе в признании его нуждающимся в постоянном жилье (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
С данными решениями жилищной комиссии войсковой части 6778 он категорически не согласен, так как они нарушают его право на жилище, гарантированное государством и предусмотренное статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», статьей 40 Конституции Российской Федерации, статьей 25 Всеобщей декларации прав человека, статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, просит удовлетворить его исковые требования.
Решением Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 к войсковой части 6778 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным, отмене Решений жилищной комиссии, признании право на бесплатное жилищное обеспечение из государственного жилищного фонда отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В письменных возражениях представитель командира войсковой части 6778 ФИО12 просит решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без ФИО1, не явившегося в судебное заседание, поскольку в материалах дела имеются данные, подтверждающие его надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (часть 2 статьи 327.1 ГПК РФ).
Под интересами законности с учетом положений статьи 2 ГПК РФ следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охранения правопорядка.
В силу части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ, предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Правосудие по гражданским делам в соответствии с требованиями статьи 12 ГПК РФ осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом каждая из сторон согласно статье 56 ГПК РФ должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда в соответствии с требованиями статьи 195 ГПК РФ должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно статье 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд, признав необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, выносит определение о возобновлении судебного разбирательства. После окончания рассмотрения дела по существу суд вновь заслушивает судебные прения.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 196 ГПК РФ).
Требования к постановлению суда апелляционной инстанции определены в статье 329 ГПК РФ. В частности, в пункте 5 части 2 данной статьи установлено, что в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Приведенные основания отмены решения суда по данному делу имеются.
В пункте 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавших на момент возникших правоотношений по данному делу предусмотрено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства (наименования субъекта Российской Федерации и административно-территориального образования субъекта Российской Федерации (для городов федерального значения наименование административно-территориального образования субъекта Российской Федерации не указывается), к которому прилагаются документы (пункт 3 Правил).
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части (абзац 3 пункта 5 Правил).
В Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, содержится аналогичное правовое регулирование.
В абзаце 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что при признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ).
В пункте 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" также предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов; право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз; документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Содержание названных норм закона указывает на то, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении с военной службы или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя военнослужащим указанной категории, к которой относится ФИО1, гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспечиваемых жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 проходил военную службу в различных войсковых частях. Общей продолжительности его военной службы составляет более 10 лет.
По данным похозяйственного учета ФИО1 с членами своей семьи постоянно с 2001 года проживал по адресу: <адрес> (ранее Кирова), <адрес>. Размер жилых помещений составлял 120 кв. метров.
Согласно свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ, сестра ФИО1 – ФИО13 произвела государственную регистрацию права собственности на указанный жилой дом на основании выписки из похозяйственной книги.
Таким образом, ФИО1 и члены его семьи своего жилья не имели и не имеют, проживали на чужой жилой площади, нуждались в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил договор с ФИО13 о найме одной комнаты в доме размером 16 кв. метров, тем самым ухудшил свои жилищные условия.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в жилищную комиссию войсковой части 6778 о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, указав на отсутствие справки о необеспеченности жилым помещением иными войсковыми частями, не истечение срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса РФ, с момента ухудшения им своих жилищных условий.
Судебная коллегия считает такой вывод жилищной комиссии необоснованным, поскольку ФИО1 заключением договора найма жилого помещения со своей сестрой ФИО13 жилищные условия не ухудшал.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился с заявлением в жилищную комиссию войсковой части 6778 о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что заявление подано после исключения его ДД.ММ.ГГГГ из списка личного состава воинской части.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исходя из приведенных норм законов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решения жилищной комиссии войсковой части 6778 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ФИО1 и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий являются правильными.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Данный вывод суда не основан на законе и материалах дела.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 не совершал действия, ухудшающие его жилищные условия, заявление в жилищную комиссию им было подана до исключения из списка личного состава воинской части, основаны на материалах дела и законе.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Оно подлежит отмене полностью.
По делу следует принять новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 к войсковой части 6778 Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части 6778, изложенное в пункте 6 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и решения жилищной комиссии войсковой части 6778, изложенное в пункте 4 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ФИО1 и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности на войсковую часть 6778 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о признании за ФИО1 и членами его семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 права на обеспечение постоянным жилым помещением по избранному месту жительства, предусмотренного статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», отказав в иске в остальной части.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Урус-Мартановского городского суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить полностью. По делу принять новое решение.
Удовлетворить исковые требования ФИО1 к войсковой части 6778 Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о признании незаконными решения жилищной комиссии войсковой части 6778, изложенное в пункте 6 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и решения жилищной комиссии войсковой части 6778, изложенное в пункте 4 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ФИО1 и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности на войсковую часть 6778 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о признании за ФИО1 и членами его семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 права на обеспечение постоянным жилым помещением по избранному месту жительства, предусмотренного статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Признать незаконными решения жилищной комиссии войсковой части 6778, изложенное в пункте 6 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и решения жилищной комиссии войсковой части 6778, изложенное в пункте 4 протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ФИО1 и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать войсковую часть 6778 Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о признании за ФИО1 и членами его семьи: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 права на обеспечение постоянным жилым помещением по избранному месту жительства, предусмотренного статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к войсковой части 6778 Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в остальной части отказать.
Председательствующий
Судьи