Решение по делу № 2-485/2024 от 25.06.2024

УИД 37RS0021-01-2024-000601-72

Дело № 2-485/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Княжевского В.С.,

при секретаре Новиковой А.С.,

с участием:

прокурора – Маскаевой В.Е.

представителя ответчиков, Муниципального общеобразовательного учреждения основная школа № 8 города Фурманова, Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области по доверенностям Забалуевой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова,Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова (далее МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее МУ Отдел образования), Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее Администрация Фурмановского муниципального района) о возложении обязанности совершить определенные действия.

Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об образовании, о пожарной безопасности в деятельности МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова. Установлено, что здание указанного образовательного учреждения не оборудовано устройством молниезащиты, проектно-сметная документация на выполнение работ по оснащению здания школы устройством молниезащиты не разработана. Изложенное свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для их обучения, содержания, создает угрозу для пребывания воспитанников и членов преподавательского коллектива, иных граждан в здании образовательного учреждения.

Руководствуясь ст. ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ст. 28 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об образовании в Российской Федерации», ст. ст. 28, 37 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О пожарной безопасности», ст. ст. 5.1, 6 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требованиями СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, положениями СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, Фурмановский межрайонный прокурор просит возложить на МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова обязанность в течение года с даты вступления решения суда в законную силу разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по оснащению устройством молниезащиты здания указанного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Прокурор – помощник Фурмановского межрайонного прокурора Маскаева В.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, МУ Отдел образования Администрации Фурмановского муниципального района по доверенностям Забалуева Я.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований Фурмановского межрайонного прокурора. Пояснила, что на момент ввода в эксплуатацию здания образовательного учреждения нормы и правила, указанные в иске, регламентирующие оснащение объекта недвижимости устройством молниезащиты, не действовали. В настоящее время реконструкция здания школы, установка устройства молниезащиты не планируется.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование и охрану здоровья.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В силу статьи 20 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В Федеральном законе от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» перечислены способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Согласно п. 4 ч 1 ст. 50 вышеуказанного закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно пункту 68 указанного Постановления обязательным являлось применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Приказом Минстроя России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».

Согласно СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором также указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).

Пунктом 8.22 СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» установлено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Требования к устройствам молниезащиты приведены в инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>.

Общероссийским строительным каталогом (СК-1) указанной Инструкции присвоен номер СО <№>.

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО <№> Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>.

Согласно раздела 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы.

Таким образом, Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе ответчиком.

В силу п. 3.1 Инструкции комплекс средств молниезащиты зданий или сооружений включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система - МЗС) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя МЗС). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. В общем случае часть токов молнии протекает по элементам внутренней молниезащиты.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова в соответствии с Уставом учреждения является общеобразовательной организацией, предметом деятельности которой является осуществление деятельности по реализации образовательной программы дошкольного образования.

Фурмановской межрайонной прокуратурой в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности пребывания воспитанников и учащихся в образовательных организациях: отсутствие устройства молниезащиты здания образовательного учреждения. Данный факт сторонами по делу не оспаривался.

<ДД.ММ.ГГГГ> прокурором района в адрес директора детского сада внесено представление о принятии мер по оборудованию здания образовательного учреждения устройством молниезащиты, с учетом требований СП 118.13330.2022 и СО <№>, которое до настоящего времени не исполнено.

Доводы стороны ответчика о том, что нормы, регулирующие устройство молниезащиты не применяются к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не принимаются судом. Обязанность оборудовать здание образовательного учреждения системой молниезащиты предусмотрена Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, предназначенной для использования не только при разработке проектов, строительстве, реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, но и при их эксплуатации.

Изложенное свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создает опасные условия для их обучения, содержания, создает угрозу для их пребывания, а также пребывания членов педагогического коллектива, иных граждан в здании образовательного учреждения, в связи с чем, исковые требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Поскольку Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области в силу п. 1.12 Положения является главным распорядителем бюджетных средств подведомственных муниципальных образовательных организацией, то Отдел образования в силу ч. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность по обязательствам образовательной организации только при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до образовательной организации.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответственность Муниципального учреждения отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области по обязательствам МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманов является субсидиарной.

Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Учитывая, что МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова и Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области являются казенными учреждениями, их учредителем является Администрация Фурмановского муниципального района, суд приходит к выводу, что Администрация Фурмановского муниципального района также несет субсидиарную ответственность по предъявленным прокурором требованиям.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда, учитывая характер допущенного нарушения, условия реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, с учетом необходимости совершения ответчиками действий, связанных с выделением бюджетных средств на цели исполнения решения суда и проведением необходимых мероприятий, учитывая, что на исполнение обязанностей в сфере образования ответчики затрачивают значительные денежные средства, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда до <ДД.ММ.ГГГГ>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова обязанность в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по оснащению устройством молниезащиты здания указанного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова исполнение решения суда произвести субсидиарно с Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области исполнение решения суда произвести субсидиарно с Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области.

Фурмановский межрайонный прокурор ИНН 3729009991.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова ИНН 3705007233

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области ИНН 3705003782

Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области ИНН 3705001560.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.С.Княжевский

Мотивированное решение изготовлено <ДД.ММ.ГГГГ>

УИД 37RS0021-01-2024-000601-72

Дело № 2-485/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Княжевского В.С.,

при секретаре Новиковой А.С.,

с участием:

прокурора – Маскаевой В.Е.

представителя ответчиков, Муниципального общеобразовательного учреждения основная школа № 8 города Фурманова, Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области по доверенностям Забалуевой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова,Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова (далее МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее МУ Отдел образования), Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее Администрация Фурмановского муниципального района) о возложении обязанности совершить определенные действия.

Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об образовании, о пожарной безопасности в деятельности МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова. Установлено, что здание указанного образовательного учреждения не оборудовано устройством молниезащиты, проектно-сметная документация на выполнение работ по оснащению здания школы устройством молниезащиты не разработана. Изложенное свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для их обучения, содержания, создает угрозу для пребывания воспитанников и членов преподавательского коллектива, иных граждан в здании образовательного учреждения.

Руководствуясь ст. ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ст. 28 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об образовании в Российской Федерации», ст. ст. 28, 37 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О пожарной безопасности», ст. ст. 5.1, 6 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требованиями СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, положениями СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, Фурмановский межрайонный прокурор просит возложить на МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова обязанность в течение года с даты вступления решения суда в законную силу разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по оснащению устройством молниезащиты здания указанного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.

Прокурор – помощник Фурмановского межрайонного прокурора Маскаева В.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, МУ Отдел образования Администрации Фурмановского муниципального района по доверенностям Забалуева Я.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований Фурмановского межрайонного прокурора. Пояснила, что на момент ввода в эксплуатацию здания образовательного учреждения нормы и правила, указанные в иске, регламентирующие оснащение объекта недвижимости устройством молниезащиты, не действовали. В настоящее время реконструкция здания школы, установка устройства молниезащиты не планируется.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование и охрану здоровья.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В силу статьи 20 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В Федеральном законе от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» перечислены способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Согласно п. 4 ч 1 ст. 50 вышеуказанного закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно пункту 68 указанного Постановления обязательным являлось применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

Приказом Минстроя России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».

Согласно СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором также указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).

Пунктом 8.22 СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» установлено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Требования к устройствам молниезащиты приведены в инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>.

Общероссийским строительным каталогом (СК-1) указанной Инструкции присвоен номер СО <№>.

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО <№> Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>.

Согласно раздела 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы.

Таким образом, Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе ответчиком.

В силу п. 3.1 Инструкции комплекс средств молниезащиты зданий или сооружений включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система - МЗС) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя МЗС). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. В общем случае часть токов молнии протекает по элементам внутренней молниезащиты.

Как следует из материалов дела и установлено судом, МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова в соответствии с Уставом учреждения является общеобразовательной организацией, предметом деятельности которой является осуществление деятельности по реализации образовательной программы дошкольного образования.

Фурмановской межрайонной прокуратурой в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности пребывания воспитанников и учащихся в образовательных организациях: отсутствие устройства молниезащиты здания образовательного учреждения. Данный факт сторонами по делу не оспаривался.

<ДД.ММ.ГГГГ> прокурором района в адрес директора детского сада внесено представление о принятии мер по оборудованию здания образовательного учреждения устройством молниезащиты, с учетом требований СП 118.13330.2022 и СО <№>, которое до настоящего времени не исполнено.

Доводы стороны ответчика о том, что нормы, регулирующие устройство молниезащиты не применяются к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не принимаются судом. Обязанность оборудовать здание образовательного учреждения системой молниезащиты предусмотрена Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, предназначенной для использования не только при разработке проектов, строительстве, реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, но и при их эксплуатации.

Изложенное свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создает опасные условия для их обучения, содержания, создает угрозу для их пребывания, а также пребывания членов педагогического коллектива, иных граждан в здании образовательного учреждения, в связи с чем, исковые требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Поскольку Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области в силу п. 1.12 Положения является главным распорядителем бюджетных средств подведомственных муниципальных образовательных организацией, то Отдел образования в силу ч. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность по обязательствам образовательной организации только при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до образовательной организации.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответственность Муниципального учреждения отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области по обязательствам МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманов является субсидиарной.

Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Учитывая, что МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова и Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области являются казенными учреждениями, их учредителем является Администрация Фурмановского муниципального района, суд приходит к выводу, что Администрация Фурмановского муниципального района также несет субсидиарную ответственность по предъявленным прокурором требованиям.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда, учитывая характер допущенного нарушения, условия реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, с учетом необходимости совершения ответчиками действий, связанных с выделением бюджетных средств на цели исполнения решения суда и проведением необходимых мероприятий, учитывая, что на исполнение обязанностей в сфере образования ответчики затрачивают значительные денежные средства, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда до <ДД.ММ.ГГГГ>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова обязанность в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по оснащению устройством молниезащиты здания указанного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова исполнение решения суда произвести субсидиарно с Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области исполнение решения суда произвести субсидиарно с Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области.

Фурмановский межрайонный прокурор ИНН 3729009991.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова ИНН 3705007233

Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области ИНН 3705003782

Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области ИНН 3705001560.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.С.Княжевский

Мотивированное решение изготовлено <ДД.ММ.ГГГГ>

2-485/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Фурмановская межрайонная прокуратура
Ответчики
МДОУ детский сад № 3 "Дюймовочка"
Администрация Фурмановского муниципального района
МУ отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области
Суд
Фурмановский городской суд Ивановской области
Судья
Княжевский Виктор Станиславович
Дело на странице суда
furmanovsky.iwn.sudrf.ru
25.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2024Судебное заседание
15.08.2024Судебное заседание
22.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Дело оформлено
15.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее