Дело № 2-485/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Княжевского В.С.,
при секретаре Новиковой А.С.,
с участием:
прокурора – Маскаевой В.Е.
представителя ответчиков, Муниципального общеобразовательного учреждения основная школа № 8 города Фурманова, Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области по доверенностям Забалуевой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова,Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова (далее МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее МУ Отдел образования), Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее Администрация Фурмановского муниципального района) о возложении обязанности совершить определенные действия.
Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об образовании, о пожарной безопасности в деятельности МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова. Установлено, что здание указанного образовательного учреждения не оборудовано устройством молниезащиты, проектно-сметная документация на выполнение работ по оснащению здания школы устройством молниезащиты не разработана. Изложенное свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для их обучения, содержания, создает угрозу для пребывания воспитанников и членов преподавательского коллектива, иных граждан в здании образовательного учреждения.
Руководствуясь ст. ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ст. 28 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об образовании в Российской Федерации», ст. ст. 28, 37 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О пожарной безопасности», ст. ст. 5.1, 6 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», требованиями СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, положениями СО 153-34.21.122-2003 «Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций», утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, Фурмановский межрайонный прокурор просит возложить на МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова обязанность в течение года с даты вступления решения суда в законную силу разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по оснащению устройством молниезащиты здания указанного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>.
Прокурор – помощник Фурмановского межрайонного прокурора Маскаева В.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, МУ Отдел образования Администрации Фурмановского муниципального района по доверенностям Забалуева Я.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований Фурмановского межрайонного прокурора. Пояснила, что на момент ввода в эксплуатацию здания образовательного учреждения нормы и правила, указанные в иске, регламентирующие оснащение объекта недвижимости устройством молниезащиты, не действовали. В настоящее время реконструкция здания школы, установка устройства молниезащиты не планируется.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Выслушав участников процесса, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование и охрану здоровья.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В Федеральном законе от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» перечислены способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.
Согласно п. 4 ч 1 ст. 50 вышеуказанного закона предусмотрено устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования.
Согласно ст. 5.1 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О техническом регулировании» особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом от <ДД.ММ.ГГГГ> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Ранее действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> утвержден «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Согласно пункту 68 указанного Постановления обязательным являлось применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».
Приказом Минстроя России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> взамен СП 118.13330.2012 утвержден СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения».
Согласно СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении Б, в котором также указаны общеобразовательные организации (пункт 1.1.2).
Пунктом 8.22 СП 118.13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» установлено, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Требования к устройствам молниезащиты приведены в инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>.
Общероссийским строительным каталогом (СК-1) указанной Инструкции присвоен номер СО <№>.
Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются СО <№> Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>.
Согласно раздела 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, инструкция распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Инструкция предназначена для использования при разработке проектов, строительстве, эксплуатации, а также при реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.
Согласно таблице 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы.
Таким образом, Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденная приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, является нормативным документом, обязательным для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе ответчиком.
В силу п. 3.1 Инструкции комплекс средств молниезащиты зданий или сооружений включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система - МЗС) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя МЗС). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. В общем случае часть токов молнии протекает по элементам внутренней молниезащиты.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова в соответствии с Уставом учреждения является общеобразовательной организацией, предметом деятельности которой является осуществление деятельности по реализации образовательной программы дошкольного образования.
Фурмановской межрайонной прокуратурой в ходе проверки выявлены нарушения законодательства о безопасности пребывания воспитанников и учащихся в образовательных организациях: отсутствие устройства молниезащиты здания образовательного учреждения. Данный факт сторонами по делу не оспаривался.
<ДД.ММ.ГГГГ> прокурором района в адрес директора детского сада внесено представление о принятии мер по оборудованию здания образовательного учреждения устройством молниезащиты, с учетом требований СП 118.13330.2022 и СО <№>, которое до настоящего времени не исполнено.
Доводы стороны ответчика о том, что нормы, регулирующие устройство молниезащиты не применяются к зданиям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, не принимаются судом. Обязанность оборудовать здание образовательного учреждения системой молниезащиты предусмотрена Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, предназначенной для использования не только при разработке проектов, строительстве, реконструкции зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, но и при их эксплуатации.
Изложенное свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создает опасные условия для их обучения, содержания, создает угрозу для их пребывания, а также пребывания членов педагогического коллектива, иных граждан в здании образовательного учреждения, в связи с чем, исковые требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности оборудовать здание образовательного учреждения устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Поскольку Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области в силу п. 1.12 Положения является главным распорядителем бюджетных средств подведомственных муниципальных образовательных организацией, то Отдел образования в силу ч. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет ответственность по обязательствам образовательной организации только при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до образовательной организации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответственность Муниципального учреждения отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области по обязательствам МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманов является субсидиарной.
Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Учитывая, что МДОУ детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова и Муниципальное учреждение отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области являются казенными учреждениями, их учредителем является Администрация Фурмановского муниципального района, суд приходит к выводу, что Администрация Фурмановского муниципального района также несет субсидиарную ответственность по предъявленным прокурором требованиям.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда, учитывая характер допущенного нарушения, условия реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков, с учетом необходимости совершения ответчиками действий, связанных с выделением бюджетных средств на цели исполнения решения суда и проведением необходимых мероприятий, учитывая, что на исполнение обязанностей в сфере образования ответчики затрачивают значительные денежные средства, суд полагает разумным установить срок для исполнения решения суда до <ДД.ММ.ГГГГ>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова, Муниципальному учреждению Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова обязанность в срок до <ДД.ММ.ГГГГ> разработать проектно-сметную документацию на выполнение работ по оснащению устройством молниезащиты здания указанного образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова исполнение решения суда произвести субсидиарно с Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области. В случае недостаточности денежных средств у Муниципального учреждения Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области исполнение решения суда произвести субсидиарно с Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области.
Фурмановский межрайонный прокурор ИНН 3729009991.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Дюймовочка» города Фурманова ИНН 3705007233
Муниципальное учреждение Отдел образования администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области ИНН 3705003782
Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области ИНН 3705001560.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.С.Княжевский
Мотивированное решение изготовлено <ДД.ММ.ГГГГ>