Решение по делу № 2-574/2018 от 21.11.2018

Дело № 2 - 574/2018

Решение

Именем Российской Федерации

17 декабря 2018 года                                                               р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Устименковой О.В., при секретаре судебного заседания Бузыревой Г.С., с участием представителя истца администрации Мокшанского района Пензенской области Леденевой Н.Н., представителя ответчика администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской - главы администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области Аксеновой Н.М., ответчика - кадастрового инженера ИП Бизяева О.В., представителя третьего лица Корниенко В.В. - Тонкушина С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Мокшанского районного суда Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению администрации Мокшанского района Пензенской области к кадастровому инженеру индивидуальному предпринимателю Бизяеву Олегу Викторовичу, администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании межевого плана недействительным, границ земельного участка неустановленными, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке,

установил:

администрация Мокшанского района Пензенской области обратилась в Мокшанский районный суд с исковым заявлением к кадастровому инженеру ИП Бизяеву О.В., Корниенко В.В. о признании межевого плана недействительным, границ земельного участка неустановленными. Исковое заявление мотивированно тем, что 20.12.2016 кадастровым инженером ФИО1 по заказу ФИО6 был изготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>». В соответствии с частью 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 вышеуказанной статьи. Вышеуказанный земельный участок был сформирован в соответствии со схемой расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> утвержденной постановлением администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 19.12.2016 № 92. Схема выполнена с нарушением земельного законодательства, так требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации нормы предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ). Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 30 ГрК РФ). В силу п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, входящем согласно ч. 2 ст. 30 ГрК РФ в состав правил землепользования и застройки. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь. Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ). Из содержания п. 9 ст. 1, п. 2 ч. 6 ст. 30, п. 1 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления, к компетенции которого отнесено утверждение правил землепользования и застройки, обязан устанавливать предельные размеры земельных участков посредством их определения в следующих сочетаниях - минимальный и максимальный размер, минимальный или максимальный размер. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 г. № 1598-О в соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36, ч. 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36, ч. 3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, предусматривающие соответственно в статьях 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных Правилами землепользования и застройки. Администрацией Засечного сельсовета Мокшанского района при формировании земельного участка с кадастровым номером , местонахождение: <адрес>», площадью <данные изъяты> кв.м, была нарушена статья 22 Правил землепользования и застройки муниципального образования Засечный сельсовет Мокшанского района Пензенской области, утвержденных решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 02.04.2012 № 231-95/5 (новая редакция от 28.11.2016 № 221-98/6), согласно которой предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков: минимальная площадь земельных участков - 600 кв.м; максимальная площадь земельных участков 2500 кв.м. Исходя из этого сформированный земельный участок превышает площадь более чем в два раза установленных максимальных значений норм предоставления. Также вышеуказанная схема утверждена в нарушении части 5 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» согласно которой максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Администрация Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области на основании протеста прокурора Мокшанского района Пензенской области вынесла постановление от 12.01.2018 № 9 «О признании утратившим силу постановления администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 19.12.2016 № 92 «Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>». В соответствии со ст. 69 Земельного Кодекса РФ землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления района в отношении земельных участков, расположенных на территории района. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Земельного Кодекса РФ объектами земельных отношений являются земельные участки. Статьей 11.1 Земельного Кодекса РФ (действовавшей на момент возникших правоотношений) определено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Установление границ земельного участка на местности как объекта недвижимости производится в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с частью 1, 2 статьи 6 Федерального закона № 221 (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008) геодезической основой государственного кадастра недвижимости являются государственная геодезическая сеть, создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (далее - опорные межевые сети). Картографической основой государственного кадастра недвижимости (далее - картографическая основа кадастра) являются карты, планы, требования к которым определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» описание местоположения границ земельного участка является его уникальной характеристикой. В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона № 221-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ) если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе межевой план. В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Федерального закона № 221-Ф3 кадастровый инженер может выбрать форму организации своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона № 221-ФЗ кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии со статьей 37 Федерального закона №221-ФЗ результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования. В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. При формировании земельного участка кадастровым инженером была взята за основу схема, утвержденная постановлением администрации Засечного сельсовета Мокшанского района от 19.12.2016 № 92 «Об утверждении схемы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», которая в последующем была признана утратившей силу как не соответствующая действующему законодательству, а также была нарушена статья 22 Правил землепользования и застройки муниципального образования Засечный сельсовет Мокшанского района Пензенской области, утвержденные решением Комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 02.04.2012 № 231-95/5 (новая редакция от 28.11.2016 № 221-98/6) согласно которой предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков: минимальная площадь земельных участков - 600 кв.м; максимальная площадь земельных участков 2500 кв.м. Исходя из этого, сформированный земельный участок превышает площадь более чем в два раза установленных максимальных значений норм предоставления. В связи с тем, что в основу межевого плана положена недействительная схема расположения земельного участка на кадастровом плане, поскольку незаконно утверждена указанным постановлением, кадастровые работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м проведены ответчиками с нарушением Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Истец администрация Мокшанского района просит суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, отраженные в межевом плане от 20.12.2016, изготовленном кадастровым инженером Бизяевым О.В., границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>», неустановленными; исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

По ходатайству истца определением суда от 29.08.2018 произведена замена ненадлежащего ответчика Корниенко В.В. надлежащим, в качестве надлежащего ответчика привлечена администрация Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области, процессуальное положение Корниенко В.В. определено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

17.09.2018 истец уточнил свои требования, дополнительно просил исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>».

Представитель истца администрации Мокшанского района Пензенской области Леденева Н.Н. исковые требования с учетом их уточнения поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской - глава администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области Аксенова Н.М. исковые требования признала. Суду пояснила, что она утверждала Корниенко В.В. схему расположения земельного участка без учета изменений, внесенных 28.11.2016 в Правила землепользования и застройки Засечного сельсовета, в связи с чем площадь земельного участка превысила допустимые на территории Засечного сельсовета 2500 кв.м.

Ответчик - кадастровый инженер ИП Бизяев О.В. исковые требования признал. Суду пояснил, что изменения в Правила землепользования и застройки Засечного сельсовета опубликованы на сайте администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области несвоевременно, поэтому при составлении 20.12.2016 межевого плана и постановке земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м на кадастровый учет он не мог знать, что максимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не может превышать 2500 кв.м.

Третье лицо Корниенко В.В. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, с участием его представителя Тонкушина С.В. В судебном заседании представитель третьего лица Корниенко В.В. - Тонкушин С.В. полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку решением Мокшанского районного суда Пензенской области от 25.08.2017 по административному делу № 2а-299/2017 на администрацию Мокшанского района Пензенской области возложена обязанность по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под кадастровым номером по адресу: <адрес>». Указанное решение вступило в законную силу в ноябре 2017 года. В целях принудительного исполнения указанного решения Мокшанским районным судом Пензенской области 13.11.2017 по делу № 2а-299/2017 был выдан исполнительный лист серия <данные изъяты>, на основании которого было возбуждено и в настоящее время ведётся исполнительное производство -ИП от 20.11.2017. Однако под различными предлогами данное решение истцом не исполняется. В нарушение принципа обязательности судебных постановлений истец вместо исполнения решения Мокшанского районного суда Пензенской области от 25.08.2017 по административному делу № 2а-299/2017 пытается преодолеть его выводы и результаты рассмотрения указанного дела, заявив иск, рассматриваемый в настоящее время. То есть истец действует в обход законодательства с заведомо противоправной целью (неисполнение вступившего в законную силу решения). Такие действия истца нельзя квалифицировать иначе как злоупотребление правом, которое в силу статьи 10 ГК РФ влечёт отказ в судебной защите.

Представители третьих лиц - Управления Росреестра по Пензенской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Постановлением главы администрации Засечного сельсовета от 19 декабря 2016 года № 92 по результатам рассмотрения заявления Корниенко В.В. утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес>», со следующими характеристиками: площадь образуемого земельного участка <данные изъяты> кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок -зона индивидуальной жилой застройки постоянного проживания, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.

Кадастровым инженером Бизяевым О.В. по заказу администрации Засечного сельсовета Мокшанского района и Корниенко В.В. проведены кадастровые работы в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес> Площадь образуемого участка - <данные изъяты>

Как следует из заключения кадастрового инженера Бизяева О.В., в ходе проведения кадастровых работ по образованию земельного участка установлено, что формируемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не превышает максимальных размеров площади, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Засечный сельсовет Мокшанского района Пензенской области», утвержденными решением комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 02.04.2012 № 231-95/5.

Межевой план подготовлен 20.12.2016.

29.12.2016 указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 58:18:0370104:30.

В соответствии со статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В силу пункта 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.

В силу пункта 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 4 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения, в том числе правил землепользования и застройки.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Из пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.

Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (пункт 8 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Засечный сельсовет Мокшанского района Пензенской области», утвержденными решением комитета местного самоуправления Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 02.04.2012 № 231-95/5 (в редакции решения комитета местного самоуправления от 28.11.2016 № 221-98/6), опубликованными 28.11.2016 в информационном бюллетене «Вести Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области», в статье 22 установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства: минимальная площадь земельных участков - 600 кв.м; максимальная площадь земельных участков - 2500 кв.м.

Таким образом, органом муниципального образования в соответствии с нормами градостроительного законодательства определена максимальная площадь земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, которая составляет 2500 кв.м.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции до 01.01.2017, действовавшей на момент формирования земельного участка с кадастровым номером 58:18:0370104:30).

Согласно части 3 статьи 1, части 1 статьи 5, статье 16 Закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 1 статья 1).

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета (часть 1 статья 5).

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Закона № 221-ФЗ (часть 1 статья 16).

Согласно статье 37 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.

В силу статьи 38 указанного закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Межевой план состоит из графической и текстовой частей (часть 4).

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (часть 5).

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ) (часть 6).

В силу статьи 4 Федерального закона РФ от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га (5000 кв. м). Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (пункт 5).

Статьей 21 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что документы, представляемые для осуществления кадастрового учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета недвижимости в ЕГРН.

Ответчиками администрацией Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области при утверждении схемы расположения земельного участка и кадастровым инженером Бизяевым О.В. при подготовке межевого плана допущены нарушения требований вышеуказанного действующего законодательства, предельный максимальный размер земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства не может превышать 2500 кв.м, в связи с чем формирование земельного участка с кадастровым номером , с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, на основании спорного межевания и включение сведений о нем в государственный реестр недвижимости произведено в нарушение требований действующего законодательства.

Доводы третьего лица о том, что истец, заявляя настоящий иск, вместо исполнения решения Мокшанского районного суда Пензенской области от 25.08.2017 по административному делу № 2а - 299/2017, которым на истца возложена обязанность по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под кадастровым номером , пытается преодолеть выводы и результаты рассмотрения дела, суд находит несостоятельными.

На основании изложенного, суд полагает требования истца о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>», отраженных в межевом плане от 20.12.2016, изготовленном кадастровым инженером Бизяевым О.В., законными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что по результатам межевания, произведенного с нарушением закона, указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет и в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о нем, земельный участок с кадастровым номером имеет целевое назначение для ведения личного подсобного хозяйства, площадь участка значительно превышает установленные законом максимальные размеры, суд полагает, что заявленное истцом требование об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке подлежат удовлетворению. Требование истца о признании границ земельного участка неустановленными и исключении из ГКН сведений о границах земельного участка является излишним и не имеет правового значения, поскольку исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке предполагает полное прекращение существование земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>», как объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Ответчик - администрация Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому с нее госпошлина взысканию не подлежит. Государственная пошлина за требование о признании недействительными результатов межевания земельного участка подлежит взысканию со второго ответчика Бизяева О.В. в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление администрации Мокшанского района Пензенской области к кадастровому инженеру индивидуальному предпринимателю Бизяеву Олегу Викторовичу, администрации Засечного сельсовета Мокшанского района Пензенской области удовлетворить.

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>», отраженные в межевом плане от 20.12.2016, изготовленном кадастровым инженером Бизяевым О.В.

Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>».

Взыскать с Бизяева Олега Викторовича государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход муниципального образования Мокшанский район Пензенской области.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21.12.2018.

2-574/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Мокшанского района
Ответчики
Администрация Засечного сельсовета
Кадастровый инженер Бизяев О.В.
Другие
Корниенко Василий Владимирович
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пензенской области
Корниенко В. В.
Управление Росреестра по Пензенской области
Тонкушин Сергей Владимирович
Суд
Мокшанский районный суд Пензенской области
Судья
Устименкова О.В.
Дело на странице суда
mokshansky.pnz.sudrf.ru
21.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.11.2018Передача материалов судье
21.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2018Подготовка дела (собеседование)
28.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2018Судебное заседание
17.12.2018Судебное заседание
21.12.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2019Дело оформлено
01.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.05.2020Передача материалов судье
01.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.05.2020Подготовка дела (собеседование)
01.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Судебное заседание
01.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.05.2020Дело оформлено
01.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее